Культура  ->  Литература  | Автор: Юрий Уюрченко | Добавлено: 2014-11-11

Жизнь и творчество Леонида Ивановича Бородина

Леонид Иванович Бородин – лауреат нескольких международных премий за книги, вышедшие за рубежом. Имя Леонида Бородина стало известно нам по публикациям в журналах «Наш современник», «Юность». За свои убеждения дважды отсидел в лагерях. Десять лет жизни проведены им не на свободе.

Родился он 14 апреля 1938 года в Иркутске в семье потомственных учителей. Жил во многих сибирских деревнях, где его отец директорствовал в сельских школах и преподавал математику, а мать – историю. Закончил школу в Нижнеудинске в 1955 году. Учился в спецшколе МВД. В 1956 году поступил в Иркутский университет на исторический факультет. На 1-м курсе университета сразу попытался создать студенческий кружок и свой печатный орган. Организация была раскрыта органами госбезопасности. Бородин был исключен из комсомола и университета. Работал в Норильске, на Братской ГЭС, заочно поступил учиться в педагогический институт в Улан-Удэ. Преподавал историю на железнодорожной станции на Байкале. После окончания педагогического института – директор школы в Бурятии на станции Гусиное Озеро. По политическим соображениям после организации ряда христианских кружков переехал работать директором школы под Ленинградом, «собрался писать диссертацию по Бердяеву. Это имя тогда еще запрещено не было. Но не успел. Поступил в ВСХСОН. По делу этого Союза был арестован в 1967 году и до 1973 года пробыл в мордовских и владимирских лагерях.

Писать начал в лагере. После освобождения уехал на Байкал, работал на самых разнообразных должностях. Активно писал прозу, уже в самиздате широко ходили его рукописи. Первая книга – «Повесть странного времени» - вышла в 1978 году в издательстве «Посев». В 1980 году там же вышла повесть «Третья правда», принесшая автору международную известность.

Первый срок, по признанию Бородина, был для него «школой», а второй – «потерянным временем». Бородина «раскрутили» на полную катушку: 10 лет лагерей и 5 лет ссылки, итого 15 лет. Чем не сталинские сроки?

Дождался перестройки и в 1987 году вышел из Пермского лагеря. «Это был самый тяжелый период в моей жизни. 1-й раз в жизни я совершал выбор: выходить на свободу или остаться. И в 1-й раз в жизни я совершил ошибку. Нас освобождали не как невиновных, а миловали. И миловали не помилованием всеобщим, а индивидуальным. Дело каждого рассматривалось. Для того, чтобы его рассмотреть, нужно было высказать свое мнение о перестройке. И встала проблема: выходить или не выходить, как оценить то, что происходит в стране, - или вернуться в лагерь. Но поведение власти для меня было настолько шокирующим, что я потерял ориентацию. Сегодня задним числом, я считаю, что совершил ошибку», - размышляет Боролин.

Начинается новая жизнь Л. Бородина, писателя и человека. Можно обидеться, ожесточиться, обвинив Родину во всех бедах, можно, уже выгодно используя свою биографию, поучать весь белый свет, требовать покаяния от окружающих. Но он просто стал писать. Леонид Бородин и сейчас исследует жизнь, ищет причины, при каких человек перестает быть человеком, надеется на победу человеческого духа. В 1989 году – лауреат итальянской премии «Гринадэ кавур». В 1992 году – премия Москвы и назначение на должность главного редактора журнала «Москва». Учрежденная в 1998 году Александром Солженицыным премия является сегодня едва ли не единственной литературной премией в России, заслуживающей внимания. В предыдущие годы ее лауреатами становились литературовед Владимир Топоров, поэт Инна Лиснянская, прозаики Валентин Распутин, Евгений Носов и Константин Воробьев . В марте были объявлены лауреаты 2002 года. Ими стали политолог Александр Панарин и прозаик Леонид Бородин. Бородину премия присуждена "за творчество, в котором испытания российской жизни переданы с редкой нравственной чистотой и чувством трагизма, за последовательность и мужество в поисках правды". Эти слова можно отнести не только к творчеству Леонида Бородина, но и к его личности. Поражает разнообразие его произведений. Лирическая сказка "Год чуда и печали", повесть о трагических последствиях революции и гражданской войны "Третья правда", роман о диссидентах "Расставание", повесть перестроечных лет "Женщина в море", которую критики сравнивали с лермонтовской "Таманью", историческая повесть "Царица Смуты", "Божеполье" - о трагедии жизни и смерти крупного партийного работника - это далеко не полный перечень. Несмотря на то что Леонид Иванович 10 лет провел в лагерях, лишь одна его повесть - "Правила игры" - посвящена лагерной тематике. Он считает, что к написанному Солженицыным и Шаламовым добавить нечего. Лауреат премии Солженицына за 2002 год, главный редактор журнала "Москва", Леонид Бородин принадлежит к тому типу писателей, которые до всего должны дойти сами, ничего не беря на веру, ничего не утверждая и не отрицая. Все у него познается, все исследуется.

Изучив биографию писателя, я заинтересовалась его творчеством и прочитала его произведения «Третья правда», «Женщина в море» и «Встреча». Особенно поразил меня рассказ «Встреча». Леонид Бородин поднимает в нем важную проблему – человеческие отношения. Все события происходят в годы Великой Отечественной войны.

Повествование ведется со стороны двух героев: Козлова и Самарина. Козлов до войны был боксером, а в первый месяц войны попал в плен. Самарин, бывший преподаватель московского музыкального училища, до войны сидел в концлагере по делу своего свата, а в войну оказался тоже в плену, в одном и том же месте с Козловым.

Козлов, оказавшись в плену, видя, как немец зашел на русскую землю и ходит здесь как хозяин, захотел сбежать. Он видел, как тридцать русских мужиков под крики охранников гнут спины. Люди, оглушенные бедой, не могли еще понять о случившемся горе, поверить, что это не сон. Козлов работал, не поднимая головы, чтобы не привлекать к себе внимания немцев. Он незаметно подсматривал себе товарища, чтобы вдвоем сбежать. Ему на глаза часто попадался длинноногий парень без очков. Но на переносице видна была красная полоса от очков, значит очкарик. Он смотрел на Козлова очень странно и зло. Это был Самарин. Во время побега, когда Козлов убил охранника и снимал автомат с убитого, длинноногий убил второго, чем спас жизнь Козлову. Они вместе сбегают из плена. И только часа через три они упали замертво на траву и немного отдохнули. Козлов решил познакомиться с очкариком, но тот так открыто показал свой гнев, ярость, злобу, что Козлов ничего не понял. Очнулся через продолжительное время, лежа на земле. Болели нога и подбородок после удара в челюсть. Неизвестный очкарик ушел, но автомат оставил. Козлов решает, что Самарин сумасшедший, так как он не может аргументировать его поведение. Так они по одиночке стали продвигаться в одну и ту же сторону, надеясь выйти из окружения. Но снова попадают в плен вместе. И опять Козлов не может понять к себе злобного отношения. Так он не мог знать и того, что Самарин был преподавателем московского музыкального училища, затем был арестован по делу своего тестя. Он отбывал наказание в Богом проклятом краю, на лесоповале. Заключенных там было пятьсот человек, и все они уже неделю не получали курева. Однажды Самарину пришлось лизать сапоги «хозяину» лагеря, чтобы тот дал махры. Он не мог пережить такого унижения и решил убить его, но «хозяина» перевели в другое место. И вот теперь через три года на войне, увидев Козлова, Самарин узнал в нем «хозяина». И понял, что даже смерть его не поможет забыть о случившемся. Самарин недоумевал, почему «хозяин» не узнает его и ведет себя так дружелюбно с ним. Он до последнего момента был уверен, что Козлов «хозяин», враг. Сейчас они раненые и еле живые лежат рядом в одном сарае и ждут смерти. Самарин не может стоять и идти, поэтому Козлов вытащил его из сарая, хотя и сам еле держится на ногах. Они встали у стены сарая вместе. Поддерживая раненого Самарина, улыбаясь , капитан Козлов, не подозревающий о подлинных причинах неприязненного нему отношения Самарина, идет с товарищем по несчастью на расстрел. И вдруг … близорукий Самарин только вблизи увидел!... за мгновение до смерти, что нет щербинки у капитана, не «хозяин» он! Что же он наделал?! Как он мог обидеть человека, искренне желавшего помочь ему?! Как и когда исправить ошибку?! Никак. И никогда. Как хорошо, что он ошибся, пусть даже перед смертью! Думаю, что Самарин рассказал бы, извинился! Встреча для обоих оказалась роковой: первой и последней.

Человек в жестоких условиях может ожесточиться, быть злым. Это и случилось с Самариным. Козлов же сразу представлен нам положительным героем. Его не сломил гнет немцев, он не мог смотреть спокойно как чужие люди ходят по нашей земле, хотят завладеть нашей Родиной. В нем остается тяга к свободе, желание жить, бороться, воевать.

Рассказ охватывает нравственные и общечеловеческие проблемы. За всенародными бедами, а это и репрессии и война, открываются трагедии личности героев, вопросы чести, нравственности и свободы. В произведении автор показывает не только отношения между главными героями, но и обстановку. Главная особенность рассказа – внутренний мир и жизнь героев. Это не откроется беглому, поверхностному и невнимательному глазу. Такого читателя бородинские произведения могут, думаю, даже разочаровать, поскольку внешне очень скромны. Сила рассказа «Встреча» и другом – в напряжении, тугом потоке внутренней мысли-идеи, непрерывающейся и неослабевающей, заставляющей нас задуматься о смысле жизни, о вечных человеческих ценностях. Настоящий человек определяем для Леонида Бородина слитой неразрывной Триадой: Цель, Верность ей и Ответственность за совершаемое. Вот что главное в творчестве писателя. Вот о чем он заставляет думать. Вот, что актуально всегда.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)