Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: Братенькова Татьяна Геннадьевна | Добавлено: 2015-04-18

Лексическое значение слов

Слово – важнейшая единица языка. С помощью слов мы свободно выражаем свои мысли, чувства, выстраиваем свою языковую картину мира. Именно от богатства лексикона зависит речь человека, её связность, чёткость, лаконичность. Поэтому современная система образования должна быть построена так, чтобы фундаментом любой личности стало правильное языковое воспитание, ориентированное на целостное восприятие языковой картины мира. Объективное отражение языковой картины мира приведёт в сознании человека к духовно-нравственному воспитанию и всестороннему развитию языковой личности.

Самым важным строительным материалом и образцом целостного мировосприятия и всестороннего развития языковой личности является художественный текст, который состоит из слов. Среди слов любого текста есть ключевые, на которые опирается всё его идейно-тематическое содержание. Такие ключевые слова выражают «всю сумму представлений народа о наиболее значимых предметах и явлениях бытия и культуры в историческом развитии» (Шуралёв А.М. Ассоциативно-концептуальный словарь культурного кода русской литературы XIX века. Такая сумма наполняет содержание концепта слова. Поэтому для обеспечения вхождения языковой личности в культуру необходимо научить школьников выявлять концептуальную сущность ключевых слов художественного текста.

Начинать развивать языковую личность нужно уже с младших классов. Ведь именно в это время любознательность ребёнка очень высока. И учитель должен постараться не погасить это качество ребёнка, а приумножить.

Духовно-нравственное воспитание ребёнок в основном получает на уроках чтения. И урок должен быть построен так, чтобы в нём наиболее полно отразилась языковая картина мира.

А для этого целесообразно уже в начальной школе развивать у учащихся способность видения в художественном тексте ключевых слов и умение выявлять их концептуальную сущность, приучая тем самым младших школьников к элементарным навыкам исследовательской работы. Важно ненавязчиво, продуманно и поэтапно ориентировать детей на использование при осмыслении художественного текста следующего плана выявления концептуальной сущности ключевых слов.

Находим кульминационный эпизод произведения: «Вдруг Мурёнка скок туда же. Встала рядом с козлом, громко мяукнула, и ни Мурёнки, ни Серебряного копытца не стало».

Здесь раскрывается взаимодействие козла с кошкой и прослеживается следующая логика: Кокованя пожалел Дарёнку – Дарёнка пожалела кошку – кошка отблагодарила Кокованю и Дарёнку и «вызвала» козла с серебряным копытцем.

После этого определяем главный ключевое слово произведения. Это слово «кошка», которое встречается в тексте 18 раз. Выявляем концептуальную сущность ключевого слова «кошка».

В определении характера персонажей концепт «кошка» играет очень важную роль. То, что Дарёнка пожалела кошку, говорит нам о её доброте, мягкости, нежности, заботливости и милосердии. Ее отношение к кошке, как к защитнице и близкому другу, говорит нам о её одиночестве, пустоте сиротской души.

В отношении Коковани раскрываются его следующие черты характера: милосердие, доброта, заботливость. Его согласие взять кошку вместе с сироткой Дарёнкой звучит, как согласие на условия девочки. Здесь проявляется смекалка и правильный подход Коковани к детям.

Концепт «кошка» также раскрывает характер людей, у которых жила сиротка. То, что они не любили кошку за её внешний вид, говорит нам об их явном отличии от Коковани и Дарёнки, показывает отрицательность этих персонажей.

В идейно-тематическом содержании произведения концепт «кошка» играет очень важную роль. Кошка представляет собой волшебное существо, способное призывать божью милость. Дарёнка пожалела кошку, а Бог в свою очередь проявил милость к ней и послал ей не только заботливого опекуна в лице деда Коковани, но и безбедную жизнь, богатство через козла с серебряным копытцем.

Слово «кошка» ассоциируется с понятиями «молоко», «тепло», «уют», «дом», «семья», «дерево», «собака», «прозорливость», «надёжность», «благодарность», «преданность», «верность».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)