Культура  ->  Литература  | Автор: Комарова Ольга Юрьевна | Добавлено: 2015-03-02

Культура Серебряного века

Творчество В. Я. Брюсова (1873 - 1924) и его роль в истории русской литературы всё ещё остаются предметом споров и полярных оценок, от преклонения до полного пренебрежения. Отражая эстетическую сложность и нетрадиционность брюсовского творчества, эти споры в то же время – свидетельство, что наука в большом долгу перед поэтом.

Работа поэта, по мысли Брюсова, подобна работе ювелира, превращающего в процессе упорного труда неприглядные алмазы в бесценные бриллианты. Так и художник должен дать совершенное выражение своим мыслям, образам, фантазиям, то есть необходимым творчества является сохранение невидимых глазу, ощутимых лишь сердцем и сознанием, связей, которые существуют между явлениями действительности и словами, в которые художник их облекает. Стало быть, для исследователей творчества Брюсова важным является каждое слово.

Творческий интерес Брюсова-поэта распространялся не на человечество в целом и отдельные личности как воплощение типического, а лишь на тех людей, которые силой своего влияния, духа и разума поставить себя значительно выше других. В частности. Об этом свидетельствуют стихотворения цикла «Любимцы веков». Герои стихотворений, включённых в этот цикл, - люди неординарные в различных проявлениях человеческой природы. Так царь Ассаргадон наделён способностью подчинять себе людей и даже целые народы, халдейский пастух предвидит «таинства миров» с помощью звёзд, Психея покорила своей красотой бога Эрота, Цирцея имела власть над духами огня и воды, Александр Великий (Македонский) известен как могучий завоеватель. Ряд других стихотворений таких, как «Скифы», «Грядущие гунны» и др. наглядно демонстрирует нам, что интерес автора сосредоточен на сильной личности, роль которой в истории может быть велика.

Непосредственно реализации исторической темы посвящены отдельные стихотворения сборников В. Я. Брюсова «Семь цветов радуги», «Девятая камена», а также некоторые образцы его литературных переводов такие, как «Цусима», «Круги на воде» и др. В целом Брюсов выступает в качестве человека, выступающего с призывом к переменам, однако его строки: «…ломать я буду с вами, строить – нет…», свидетельствуют о том, что себя он творцом истории не считает. Он, скорее, - глашатай.

Поэтическое наследие А. А. Блока (1870 - 1921), пожалуй, несправедливо порой сводится к тому, что поэт был объявлен отрешённым от жизни певцом Прекрасной Дамы, то есть чрезмерное значение придавалось первому периоду его творчества, который включал всего пять-шесть лет. Хотя следует признать, что тема любви является одной из определяющих в творческом наследии Блока, так как именно через своеобразное видение любви и веры определилось отношение к Родине, к России.

Чистый образ матери-земли, который мы встречали у писателей-классиков, сменяется разгульным образом родной земли, которую Блок ассоциирует с невестой («Новая Америка»), женой («Осенний день») или любовницей («Россия», «Грешить бесстыдно, беспробудно…»), но не с матерью. Продолжая линию поэтических образов, верифицированных в цикле «Кармен», автор при описании Родины использует эпитет «разбойная краса». На смену спокойной умиротворяющей описательной манере Тургенева приходит нервный слог Блока. Россия в его представлении «нищая», «убогая финская» , «испуганная» и состоит из «низких нищих деревень». Изображение родной земли лишено у поэта тихого спокойствия, так как сопряжено с отражением политических пристрастий и общественной позиции автора. Говоря о своём поколении, Блок использует метафору: «Мы - дети страшных лет России…», то есть признаёт, что земля нездорова, а потому породила нездоровое поколение эгоистов. Чувствуя боль родной земли, поэт задаёт вопрос: «О, бедная жена моя, О чём ты горько плачешь?» Однако даже хмельная Русь, где можно «грешить бесстыдно, непробудно» лирическому герою «всех краёв дороже», так как он оторвался от христианских идеалов, оторвался от единственно верного понимания сущности Родины как матери. Ведь у Блока она аллегорически изображается молодой женщиной, одаривающей благосклонным взглядом: «Когда блеснёт в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка…». Если у Тургенева в стихотворении звучит мотив возвращения, главенствующей роли Родины в судьбе человека, то у Блока в определённый период творчества возникают сомнения в необходимости родной земли как таковой: «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?.. Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться…» .

Однако патриотические начала всё же проявляются в творчестве А.А. Блока. Так в стихотворении «Снега на дороге» перед нами предстаёт другой образ Родины, величавой, бескрайней. Это произведение – образец пейзажной лирики, лишённой политического оттенка, хотя философский аспект присутствует: звучит мотив возможного нравственного возрождения лирического героя («Я тёмный инок…»). Ясно одно – Русь остаётся для героя загадкой, постичь которую, видимо, ему не суждено. Отсюда, очевидно, и такое неоднозначное толкование образа Родины в поэзии А.А. Блока.

Обратившись к творческому наследию двух ярких поэтов Серебряного века, В. Я. Брюсова и А. А. Блока, мы убедились, что каждый из них обращался к исторической теме, к изображению родной земли. Однако у Брюсова центральными в лирике являются образы сильных людей. Он не воспевает родную природу, так как является признанным певцом города, но отклик на происходящие в России события в его творчестве присутствуют в качестве призывных, пафосных стихотворений.

Наследие А. А. Блока показывает нам его неоднозначное отношение к Родине, отличное от того, с которым мы сталкивались в творчестве таких писателей-классиков, как, например, И. С. Тургенев. Однако боль за свою землю, безусловно, пронизывает поэтическое творчество исследуемого автора.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)