Культура  ->  Театры  | Автор: Лидия Власова | Добавлено: 2014-11-11

Кто такой Вампилов

Драматургия 60-х годов

В наиболее значительных драматических произведениях 60-х годов проблемы быта, семьи, любви не отделяются от круга широких общественных проблем, от кардинальных вопросов морального и гражданского долга, человеческой совести, от постижения характера современника во всем многообразии его духовного содержания. Вместе с тем острота и актуальность социально-нравственной проблематики сами по себе не являлись гарантом творческого успеха – они достигались лишь тогда, когда авторы находили новые драматургические способы рассмотрения жизненных противоречий, стремились к обогащению и развитию эстетической системы драмы, когда , опираясь на традиции предшественников, они новаторски подходили к художественному осмыслению драматических характеров и конфликтов. В этом плане особенно показательно творчество А.Вампилова, чьи пьесы стали едва ли не самым значительным и предметным явлением в драматургии 60 - начало 70 годов .

Проблематика пьес А.Вампилова

В пьесах А.Вампилова обстоятельства социальной среды, окружающей героев, не играют решающей роли, люди показываются на внешне неглавных перекрестках жизненных судеб. Но достоинство его драматургии заключается в том, что в ней резко углубляется исследовательское начало, что ее социальная и нравственная проблематика поднимается до уровня подлинно философского, художественного мышления, что от анализа конкретных бытовых явлений драматург идет к выявлению существенных социальных проблем, коллизий времени. Хотя драматургическое наследие писателя сравнительно невелико – всего четыре многоактных и три одноактных пьесы, но, взятые вместе, они характеризуются внутренним единством и образуют художественное явление, которое можно назвать театром А.Вампилова. кроме того, его драматургия динамична, и каждая новая пьеса – движение не только вширь, но и вглубь. При всем том, что театр Вампилова со своим художественным миром и своей эстетической системы стоит несколько особняком, он выступает как естественное продолжение накопленного опыта , органично связан с кругом проблем, волнующих современную драматургию, что придает ему глубокую актуальность.

Главное достижение А.Вампилова

Главное достижение Вампилова – сложная полифония живых человеческих характеров, цельных, завершенных, во многом диалектически продолжающих друг друга и вместе с тем отличающихся неповторимостью, ярко выраженным индивидуальным своеобразием. Характеры персонажей раскрывались им в различных жанровых драматургических формах - лирической комедии, фарсовосатирического представления, психологической драмы, но те бескомпромиссные, нравственные критерии, с которыми автор подходил к оценке своих героев, оставались неизменными и в значительной мере определяли острый драматизм любой сюжетной ситуации. Недаром драматург проявлял особый интерес к судьбе молодого героя, вступающего в жизнь и стремящегося найти себя, свое место в окружающем его многообразном и сложном мире.

Зритель, попадая в театр на Вампилова, невольно попадает под нелегкое нравственное испытание, своего рода исповедь – его, зрителя, исповедь, в которую он, один раньше, другой позже, так или иначе вовлекался еще во время спектакля и которая долго продолжается после спектакля, - в этом незаменимая, но удивительная сила и тихая страсть его таланта. И когда говорят о "театре Вампилова", следует, очевидно, иметь в виду не только то, что предлагается зрителю, но и то, что случается с ним, сторону глубокого психологического воздействия его пьес.

По словам В.Распутина вместе с Вампиловым в театр пришли искренность и доброта – чувства давние, как хлеб, и , как хлеб же, необходимые для нашего существования и для искусства. Нельзя сказать, что их не было до него – были, конечно, но не в той , очевидно, убедительности и близости к зрителю. Кажется, главный вопрос, который постоянно задает Вампилов: останешься ли ты человеком, человек? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно различимы даже противоположности – любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение… Тут нельзя не вспомнить Зилова, который, не имея сил сопротивляться, позволил, чтобы все первые названия перешли в нем во вторые…

Но, читая произведения Вампилова, снова и снова с надеждой возвращаешься к старому убеждению Достоевского: "Мир спасет красота".

Темы творчества Вампилова

Одна из основных тем творчества Вампилова тема семьи и взаимоотношения людей. "Старший сын" - тема брошенных матерью детей, которых воспитывает скромный Сарафанов. Сейчас наша пресса буквально криком кричит о страшных последствиях материнского "кукушества", а ведь "Старший сын" был написан еще в 1965 году!

Теперь эта тема, чутко уловленная в свое время А.Вампиловым, стала ныне предметом специальных социологических исследований и темой многих публицистических статей. И этот перечень Вампиловских мини-открытий можно продолжать, потому что, едва зародившись в то время, расцвело ныне до того ярко и бурно, что борьба с этим явлением ведется уже на уровне правительственных постановлений и введения новых государственных законов…

Он не стремился "открывать Америку" в отношении формы и содержания своих произведений.

"Казалось бы, да, " - говорит В.Распутин, - и в рассказах и в пьесах старые, знакомые истины. Он не пытался выдумывать новые, их нет, он ставил лишь их в нынешние условия, и они начинали звучать по-новому. Вечные, как день и ночь, не тускнеющие, нестареющие темы искусства, которые никогда не перестанут волновать человечество, - жизнь и смерть, любовь и ненависть, счастье и горе, совесть и долг. Каждое новое время приносит в эти понятия свои отличительные признаки, они-то и метят время, но сами эти понятия при всей их сложности и хрупкости остаются неизменными…"

Раскрытие социальных истоков психологии человека

Экономическая, социально-политическая система государства лучше всего характеризуется моральным и духовным состоянием общества, которое в свою очередь лучше всего просматривается в повседневном человеческом общении и поведении. Поэтому порой через банальную ситуацию, в которую попадают люди, можно проникнуть в самую глубину их души и в самую суть жизни общества, народа в целом. И Вампилов в своих произведениях предвосхитил как раз самые острые проблемы нашего социального и духовного развития, которые ныне стоят в повестке дня. А.Вампилов одним из первых серьезно заговорил о парадоксах социального развития: одни мечтают об элементарных условиях человеческой жизни, а другим этого уже мало, они от "быта рвутся в небо", хотя узнать, зачем они живут? Каково их предназначение в этой жизни? Автор не обвиняет никого, он объективно показывает людей в определенных условиях, обуславливающих их в личное и общественное бытие. И говорит о коренной ломке этих условий, чтобы ускорить ход нашего экономического и духовного развития. А оно начинается духовным вырождением человека.

Роль случайного в пьесах

На стыках разных художественных традиций и приемов Вампилов формировал свою оригинальную эстетику драмы, характеризующуюся подлинным новаторством. Один из критиков назвал драмы Вампилова "драмами случая", трактуя при этом случай не как частность, а как острый переломный момент в жизни человека, когда перед ним возникает необходимость вмешиваться в ход событий, влиять на их развитие. Действительно, пристрастие к случайностям, к острому театральному парадоксу – отличительная черта поэтики Вампилова, - пишет Б.С.Бугров в своей книге, однако игровое начало не мешало ему видеть и глубоко понимать реальные объективные законы жизни. В театре Вампилова, при всей неожиданности сюжетных ходов, неизменно действуют реальные человеческие характеры, живые конкретные люди со своими противоречиями и сомнениями. Его пьесы поэтому и занимают в драматургии последних десятилетий такое заметное место, что в их неповторимом художественном мире целеустремленно, выразительно и ярко раскрывается процесс духовного созревания современного героя, отстаивающего справедливость и подлинную человечность.

Композиционные особенности пьесы А.Вампилова "Старший сын"

Тема отвергнутой любви сменяется здесь темой семьи, родного крова, решенной в форме своеобразной философской притчи. Сюжет пьесы строится как необычный психологический эксперимент, по принципу допущения такого предположения, которое поначалу может показаться невероятным, но которое необходимо драматургу для резкой смены ритма обычных повседневных отношений, для создания критической ситуации. Кажется, трудно вообразить себе такое положение, когда незнакомый молодой человек придет или, вернее, случайно попадет в чужую семью и по стечению обстоятельств выдаст себя за старшего сына. Ситуация, с которой начинается действие "Старшего сына", дана как результат случайности, но случайности оправданной, драматургически подготовленной.

Вот что пишет сам Вампилов о случайности в этом произведении в письме к Е.Якушкиной: "Система случайности, на которых строится сюжет, нарочита". . Где система и где нарочитость? Случайность всего одна: появление Сарафанова во дворе как раз в то время, когда там находятся Бусыгин и Сильва. Больше случайностей в пьесе нет, все последующие события оправданы и закономерны…"

Само по себе вторжение Бусыгина и Сильвы в незнакомый им мир интимных семейных отношений не ведет к возникновению конфликта - оно важно для драматурга скорее в качестве условного приема, позволяющего этим двум героям стать свидетелями сложных внутрисемейных коллизий.

Утверждение подлинного единства людей, не зависимо от формальных родственных связей и основанного на прочных нравственных принципах, на понимании всей сложности жизненных отношений, - эта существенная для автора "Старшего сына" идея находит убедительное художественное решение в финале, парадоксально соединяющем в себе общий комедийный план с логикой глубоких и трудных размышлений о жизни.

Вампилов последовательно доводит движение комически заостренной ситуации "Старшего сына" до того предела, когда она должна перейти в драматическую, но затем уверенно и легко снимает драматизм, исходя при этом не только из требований избранного жанра.

В конечном итоге для Сарафанова - старшего не имеет принципиального значения, обманул ли его Бусыгин или нет. Все решает обнаружившаяся духовная близость героев, и потому долгожданное разоблачение ведет не к трагическому, а к вполне благополучному финалу, согласующемуся с лирико-комедийным планом.

Бусыгин

По мере того как Бусыгин перестает быть чужим в доме Сарафановых, втягивается в запутанный клубок и их отношений, прежняя общность с Сильвой постепенно исчезает. Сильва с первых же сцен предстает пошляком и циником, но и Бусыгин поначалу настроен мрачно, недоверчиво. Именно ему принадлежит афоризм: " У людей толстая кожа, и пробить ее не так-то просто. Надо соврать как следует, только тогда тебе поверят и посочувствуют".

Следуя этому афоризму, оба они и придумывают историю со старшим сыном, не слишком заботясь о возможных драматических последствиях хитроумной мистификации. Однако по ходу событий поверхностная однозначность в поведении Бусыгина снимается, его характер раскрывается в своих далеко не простых противоречиях: безумно пройдя на обман, затеяв рискованную игру, он очень скоро всем своим существом ощущает жесткость этого легкомысленного поступка. Не случайно постоянным мотивом "Старшего сына", на котором строится вся игра, оказывается все усиливающееся желание Бусыгина как можно быстрее оборвать эту затянувшуюся игру, убежать из дома, уже ставшего для него родным. И одновременно с этим чувством в его душе нарастает боязнь неминуемого разоблачения, ибо он не хочет и не может причинить боль Сарафанову, который. Обиженный детьми, только в нем видит опору для себя: "Сынок… Ты у меня один… Единственный. Что бы я делал, если бы не было тебя?" Так в действие вступают принципы подлинной нравственности, определяющие дальнейшее поведение героя.

" Для выявления ценных духовных качеств Бусыгина немалую роль играет его составление с Сильвой и с женихом Нины, курсантом Кудимовым, которые выражают иные жизненные позиции. Их примитивные нравственные понятия чужды семье Сарафановых и Бусыгину: утверждению подлинного единства людей. Герой "Старшего сына" совершает ошибку из-за недостаточно развитого морального чутья:; в итоге его достоинства, раскрывающиеся в критической ситуации, открывают перед ним пути к подлинной духовной гармонии, и Бусыгин делает трудный, осознанный, целенаправленный шаг вперед в своем духовном развитии",- так определяет характер Бусыгина Б.С.Бугров.

В своей статье "Естественность и театральность" С.Боровиков так отзывается о Бусыгине: "Однако таков поначалу и Бусыгин Но на его пути встала счастливая встреча с Сарафановым, нечаянным отцом, и его семейством, и у Бусыгина хватило душевной глубины, чтобы пойти им навстречу, пойти навстречу любви. Пусть в нем все еще неопределенно , но путь для него высвечивается все-таки в иную, не зиловскую сторону. …Молодого Бусыгина драматург "отдал" семье, поставил перед возможностью нравственного возрождения, точнее – становления: Бусыгин слишком юн".

Борис Сушков, говоря о " старших" и "младших сыновьях": " Весь мир делится на две основные партии – на "старших сыновей" - "умных детин", то есть по самой природе своей консервантов, охраняющих сложившийся порядок жизни, ее статистику, и "младших" - "дураков", по самой природе своей либералов, отталкивающихся от статистики жизни и старых истин и прокладывающих новые пути ее развития… Например, Бусыгин в "Старшем сыне" хоть и играет роль "старшего", но это лишь маска, на самом деле, несомненно, "младший сын",и в действительности оказывается таковым".

А вот ответ самого Вампилова на претензии Управления культуры: " "Герой начинает свою жизнь в пьесе с непорядочного поступка, спекулируя на лучших человеческих чувствах". Содержание этой претензии помимо чистосердечного непонимания того, что в жизни порядочно и непорядочно, суть демагогии и нахальное невнимание к тексту. Ведь Бусыгин, подозревая , что Сарафанов направился к женщине , решил подшутить над ним, а заодно хоть немного согреться. При сем Бусыгин вовсе не планирует встречу с Сарафановым – ему явно достаточно того, что Васенька после его ухода огорошит "неверного" папашу известием о визите " внебрачного сына". Значит, в поступке Бусыгина есть даже большая мера морализаторства, желание проучить, а может, даже толкнуть престарелого "ловеласа" по пути добродетели. А если и есть в этом поступке доля недоброжелательства, то в том-то и дело, что Бусыгин впоследствии в нем раскаивается.

Далее, "Бусыгин мало человечески интересен". Это замечание еще раз утверждает меня в том мнении, что из современных Управление признает героев каких угодно, кроме живых людей с нормальными человеческими чувствами".

Со словами автора "проучить" и "подшутить" я не согласна. В этом подборе слов Вампилов не прав. Ведь Бусыгин только подозревает Сарафанова в том, что тот направляется к женщине. Во-первых, он не знает этого человека, его семью, эту женщину , во-вторых, шутить такими вещами, не зная с кем, имеешь дело, - будет, действительно, называться "непорядочным поступком". Потому что это очень серьезное обвинение, и идти на это ради шутки – жестоко, слишком жестоко по отношению к обвиняемому, а тем более, если он не виноват, не причастен к этому.

" Желание Бусыгина проучить Сарафанова". С этим я тоже не согласна. Проучить! Разве были они знакомы когда-то? Разве подшутил над ним Сарафанов или сделал ему что-то плохое? Бусыгин не вправе обвинять или издеваться над Сарафановым за то, что когда-то его отец бросил семью.

Но по отношению к Бусыгину у меня другое мнение. Идея с "отцовством" принадлежит не ему. С самого начала он говорит Васеньке правду. Но Васенька сомневается. И Сильва умело пользуется словами Бусыгина о том, что все люди братья. Бусигин хочет остановить его, но Сильва продолжает настаивать. Конечно, Володя мог признаться при появлении Сарафанова, но мне кажется, он щадит его, видя подшатанные нервы, наивность этого человека, обстановку в его семье. Напряженная ситуация складывается в доме Сарафановых еще до появления мнимого старшего сына. Теперь же жизнь целой семьи, по существу, падает на его плечи, к нему обращаются за помощью и поддержкой.

Сарафанов

" Сарафанов – фигура жалкая, семья его черствая и неблагодарная". Возможно. Но, во-первых, в жизни такие люди и такие семьи имеют еще место, а во-вторых, давно ли запрещено писать о том, как черствые, неблагодарные дети становятся детьми приличными и благодарными? И что зазорного в том, что в слабохарактерном человеке автор старается найти и подчеркнуть добрые качества? После перечисленных претензий чрезвычайно странным выглядит то обстоятельство, что рациональным зерном в Управлении признана "метаморфоза" героя, попытка принять участие в делах семьи, его активное стремление к доброте. Этим суждением начисто перечеркивается предшествующая ему критика. В самом деле, разве была бы возможна "метаморфоза" героя, если бы поступок его в начале пьесы был бы благородным, как того требует первое замечание Управления? И надо ли принимать "участие в делах семейных", где все благополучно и вовсе нет ни "черствости", ни "неблагодарности"? – пишет Вампилов о своей пьесе и о Сарафанове. Таким образом, на этот раз автор поставлен в тупик неразрешимыми противоречиями суждений и требований Управления.

Боровиков С. так отзывается о Сарафанове: " А.Вампилов показал своего героя в том невыгодном бытовом свете, когда и хорошего человека не заметишь за мелкой суетой, дрязгами. Здесь нужна …большая любовь к людям, уверенность, что… сумеешь открыть в них человеческую сердцевину.

Сарафанов. Я здесь лишний, я знаю! Я прекрасно знаю!

Сарафанов. Я здесь лишний, я! Я – старый диван, который она давно мечтает вынести… Вот они, мои дети, я только что их хвалил – и на тебе, пожалуйста… Получай за свои нежные чувства!.. Да, я воспитал жестоких эгоистов. Черствых, расчетливых, неблагодарных. Я все понял! Из этого дома надо уходить. Уходить, пока тебя не вынесли!..

Так ведет себя Сарафанов - отец. Здесь он, конечно, смешон: "Я - старый диван", но почему-то испытываешь и нежность к этому старому крикуну, неудачнику, выпивохе.

Ничего красивого здесь, разумеется, нет. Только пристрастность, тревога за родного человека, особенно за ребенка, которые выплескиваются в "в шуме ярости", - свидетельство неравнодушия людей к друг другу в нашем несовершенном человеческом мире.

Критик К.Рудницкий находит в этих отношениях воплощение "темы дикости". Не дикость, а подлинность чувств видел драматург в Сарафанове. Холодность, расчетливость в человеческих отношениях внушали ему опасение.

" Отец семейства Сарафанов в своей семье был, судя по всему, тоже "младшим сыном", ведь он "блаженный", как называет его жена, чтобы не оскорблять его слух " дураком", жена, ушедшая от него к "серьезному человеку". И она, с точки зрения дочери Нины, "права": "…на работе у него вечно какие – нибудь сложности. Он неплохой музыкант, но никогда не умеет за себя постоять…" Одним словом, "добро должно быть с кулаками". А он им не пользуется! "Но позвольте, какое, же это добро с кулаками?"- говорит наш "блаженный". Он ведь Дон Кихот, всю жизнь сочиняет кантату или ораторию "Все люди – братья", в то время, как эти люди равнодушно взирают со своих балконов, как загибают от холода два незадачливых ухажера, опоздавших на электричку.

Да, именно Сарафанову приходится полностью испить горькую чашу испытаний. Дети, действительно, не понимают отца. Да и в наши дни дети во многом не согласны со своими родителями. Но разве это эгоизм, когда Васенька, сообщая отцу о старшем сыне , все время просит успокоиться, не волноваться. Васенька и Нина не упрекают его, а напротив, понимают свою ошибку. Сарафанов воспитал хороших детей, хотя ему пришлось и трудно. Ведь он растил их почти с младенчества без жены.

А разве Сарафанов не любит своих детей? Пошел бы он к Макарской просить за сына? Ведь многим может показаться это унизительным. Отпустил бы он Нину с человеком, которого совершенно не знает? Но Нина сама его выбрала и,наверное, любит.

Сарафанов поверил и тому, что перед ним действительно его сын Володя и ему следует помочь. Ни обиды, ни тяготы жизни, никакие силы не могут убить в этом милом и простом человеке, каким изображает его Вампилов, доброты и внимательного участия к судьбе друга, сына, случайного знакомого. Поэтому он так наивно поверил Бусыгину. Для него не имеет принципиального значения, обманул ли его Володя или нет. Сарафанов не может, а вернее, не хочет отказываться от него. Да, он больше не играет на кларнете, его заработок ничтожен, и он не может сделать все необходимое для своих детей, но у него золотое сердце, у него самое ценное – доброта к людям, ко всему живому на земле, способность любить всех и каждого. "Что бы там ни было, я считаю тебя своим сыном, - говорит он Бусыгину. – Вы мои дети, потому что я люблю вас. Плох я или хорош, но я вас люблю, а это самое главное…

Нравственно-философский смысл их взаимоотношений

Сарафанов – одно из самых привлекательных лиц в "театре Вампилова", он один из чудаков, несущих в себе "сердцевину целого" своей эпохи. Он убежден, что "все люди – братья", и живет согласно этим законам, согласно своим убеждениям. Эти убеждения относятся и к Бусыгину. Он не только пользуется этими словами для достижения своей цели, но и руководствуется ими . Бусыгин становится не только сыном, а сыном по духу. Примитивные понятия Сильвы, Кудимова, которые выражают иные жизненные позиции, чужды Сарафанову и Бусыгину. Эти два человека показывают подлинное единство людей, не зависимо от формальных родственных связей, основанное на прочных принципах, на понимании всей сложности жизненных отношений.

Близость мыслей автора мыслям старшего Сарафанова

" Творческое стояние, или, как принято называть, творческое кредо А.Вампилова далеко отыскивать не надо. Он его не скрывал… В этом смысле он плоть от плоти и кровь от крови своих героев - Сарафанова, всю жизнь сочиняющего то ли кантату, то ли ораторию под названием " Все люди- братья", и Валентины, каждый час заделывающей разрушенный прохожими палисадник. Вампилов не принимал злую сущность человека и готов был стать археологом, чтобы доказать, что человек произошел от семени добра.

" Семя да емя ", - говорил крестьянин о хлебе…, о семени да емени зерна духовном, двигающем людскими поступками, хлопотал всю свою писательскую жизнь и А.Вампилов", - пишет лучший друг Вампилова В.Распутин.

По рассуждениям Б.Сушкова Вампилов относится к " младшим сынам". Из воспоминаний матери драматурга: " Подарив мне пьесу "Старший сын", изданную в Москве, он написал на обложке: " Дорогой маме от младшего сына"…

Саша Вампилов был младшим сыном и в буквальном, и в символическом смысле. И это предопределило особенности его характера, музы, судьбы.

Сарафанов, сохранивший в себе детскую душу, объясняет: " Я сочиняю. Каждый человек родится творцом, каждый в своем деле, и каждый по мере своих сил и возможностей должен творить, чтобы самое лучшее, что было в нем, осталось после него".

Так и Вампилов. Он пишет, он творит, хотя многие не понимают его и его героев. Из воспоминаний родных: "…И действительно, мы, родные, долго не видели в Саше таланта. Он не любил говорить о себе, об успехах, о работе… Трудно ему приходилось…"

Действительно, подлинная слава пришла к Вампилову, когда его уже не было в живых.

Полемичность пьесы по отношению к пьесам 60 –70-ых годов

В наиболее значительных драматических произведениях 60 –70-ых годов проблема быта. Семьи, любви не отдалялись от круга широких общественных проблем, от вопросов морального и гражданского долга, человеческой совести.

" В социальной прописке этот человек не ясен, - писал критик Л.Аннинский. – По укладу он промежуточен. Он – между городом и деревней. Вампилов "город" и "деревню" не противопоставлял – он исследовал их обоюдоострую тягу, их взаимоотражение, их тяжбу…"

Драматург не отгораживает поколения друг от друга. Главный герой его пьесы встречается с пожилым человеком, вступает с ним в конфликт и притягивается к нему, но непременно меняется от этих встреч.

Традиции и новаторство в драматургии А.Вампилова

" Духовная бедность, извращенная догмой, и помесь плохого и хорошего, ставшая нравственностью, исказили назначение жизни, все сделав временным и непрочным. Духовный недород, как и хлеб, который не вырастил убитый Авель, мы принялись восполнять со стороны, и с этим согласившись, будто с нормой, и это осознав, будто необходимость.

" Темное" царство превратилось в царство свободы, прежние путы опали. Но, видно так уж устроен мир, что долго еще придется ему искать равновесие – разгородили сторону материального благополучия и затмили добродетельную…и уж там, в той стороне, приходится высматривать новый луч света,- писал В.Распутин.-…Вот это и есть театр Вампилова – проповедь добра, открытое чувство желания мира зрителям, нравственное созидание. Это театр приточный к русской традиции, не шумный, не самовлюбленный, интеллигентный, не права заявляющий, а обязанности исполняющий. Пожалуй, не меньшая социальная проблема, чем безработность рук – безработность души, которую подменяет разум, превратившийся в деспотическую непрекословность. Вампилов всегда ищет душу живую. То дерзко и весело, то с иронией или грустью, но постоянно испытливо он обращается к ней, предлагая душе, как лицу, ежедневное умывание: душевное неряшество для него слабость не извинительная, а бедственная".

Вампилов писал о молодежи, о ее психологии, нравственности, но самое главное, он искал истоки психологии современного человека, рассуждал о жизненных идеалах и принципах. И пусть герои показаны в бытовой реальности, Вампилов глубоко исследует психологическое начало, поднимая социальную и нравственную проблему до философского мышления.

Герои его идут по двум дорогам. Одна из них ведет к абсолютизации личных прихотей, к эгоцентризму, к принципу "удовольствие – единственная жизненная ценность". В конце этой дороги – безнравственные, ни во что не верующие "алики". Вторая дорога ведет к формированию личности, внутренне свободной и независимой, способной уважать и ценить то лучшее, что есть в людях, живущих вокруг. " Доверенных героев Вампилова унижают, а они не унижаются, их гнут, а они вновь и вновь распрямляются, их грустная и какая-то остаточная освещенность, словно бы оставшаяся от вчерашнего дня, на наших глазах превращаются в источник света – в неяркий, не режущий глаза, тот самый, при котором хорошо видно".

В своих произведениях Вампилов искусно использовал приемы и водевиля, и мелодрамы, и бытовой комедии, и даже высокой романтической драмы, но это не привело к смешению жанров. А напротив, выражало своеобразие его драматургического стиля.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)