Справки  ->  Энциклопедии  | Автор: Юрий Уюрченко | Добавлено: 2014-11-05

Кто такие поморы

Поморы - это потомки восточных славян, выходцев из Великого Новгорода, прошедшие в XI - XV веках по долинам рек Онеги и Северной Двины к побережью Северного Ледовитого океана и заселившие эти места.

Но почему новгородцы пришли и остались на берегах Ледовитого океана? Путь из варяг в греки был освоен, и они, вслед за дружинниками норманнов, могли расселиться на юг вплоть до Константинополя. В истории известна попытка Святослава закрепиться на территории нынешней Болгарии, В Переяславце на Дунае. В домонгольский период Дикое поле в значительной степени контролировалось русскими князьями, и такие предприимчивые люди, как новгородские ушкуйники¹, не раз поддерживавшие своими мечтами претендентов на киевский престол, вполне могли найти и отвоевать себе край побогаче и потеплее. Возникает естественный вопрос: почему же их экспансия была направлена на дикий северо-восток, а не на благодатный юг? В значительной степени это определяется динамическим стереотипом поведения.

Можно предположить, что, колонизируя Север, новгородцы искали и осваивали территории, схожие по своему ландшафтному построению с их родиной. Территория Великого Новгорода - боярской республики трехсот золотых поясов - располагалась вокруг озера Ильмень, соединенного рекой Волхов с Ладожским озером. Густые хвойные леса, заболоченные междуречья, развитая речная сеть, ледниковые формы рельефа, скудные почвы, ограничивающие развитие земледелия. Такое описание ландшафта хорошо подходит к берегам Ладожского озера, и к побережью Онежского озера. Ландшафтное сходство территорий очевидно - новгородцев привлекают на Севере крупные проточные водоемы, богатой рабой и плавающей птицей, на берегах которых раскинулись густые леса с красным зверем и боровой дичью. Если двинутся дальше на север, то откроются просторы Белого моря, в которое впадают крупные реки - Онега и Северная Двина, само же море соединено с океаном сравнительно узким горлом, тесть Белое море тоже можно условно рассматривать как своеобразный внутренний проточный водоем. Осваивая Север, новгородские ушкуйники старались селиться на транзитных путях, в районах пересечения транспортных потоков, в местах слияния рек или их впадения в море.

Поморский промысел

Жизнь, связанная с морем, морскими промысловыми сезонами, наложила отпечаток на культуру поморов. Их жилые и хозяйственные постройки, одежка, хозяйственный календарь, обычаи, обряды и даже речь - все это имеет свои особенности. Сложился и своеобразный психологический тип человека - помора, привыкшего к суровым климатическим условиям, к изменчивому, таящему опасности морю. Смелость, предприимчивость, открытость поморов отмечали многие путешественники и исследователи.

Море - наше поле, говорили поморы. На лов рыбы и за морским зверем местные жители на самодельных судах ходили на Мурман, Новую землю, достигали берегов Норвегии, останавливались на островах в Белом, Баренцевом и Карском морях. Вот почему поморов считают покорителями морских путей.

Поморы всегда говорили, что они живут от моря, кормятся морем. Рыба - вот главное богатство, которое море давало упорным людям. Сельдь, пикша, треска - в числе рыб, которых промышляли поморы, а так же знаменитая семга, для засолки которой использовалась только поморская соль.

Занимались поморы также озерным и речным ловом. Вершами ловили щуку, окуня, налима, продольниками - леща и язя. Все орудия лова изготовлялись на месте. Так, в 1875 году в селениях Летнего берега насчитывалось до 400 вязальщиков сетей.

Поморье изобильно снабжало внутренние области государства продуктами своей местной промышленности, среди которых наиболее важное место принадлежало рыбе (особенно семге), соли, салу и кожам морских зверей и мехам; в Поморье сосредотачивалась почти вся внешняя торговля государства; Поморье служило главным соединительным звеном между европейской Россией и Сибирью в торговом отношении. Уже к 17 веку оборот Архангельской ярмарки доходил до трех миллионов рублей. А если учесть, что население всего Российского государства к началу 17 века не превышало 12 миллионов человек, а весь государственный доход в 1724 году составлял 8 миллионов рублей, то ярмарочный оборот Поморья можно признать весьма крупным взносом в развитие экономики России. В это время Холмогоры стали самой заселенной областью Двинской земли. Здесь большое развитие получили речное и морское судостроение, лесопиление и мукомольное дело, смолокурение, плотничество, нарождалось косторезное ремесло, имелись канатные, прядильные и ткацкие предприятия, кузницы и слесарни.

Помимо рыбной ловли и зверобойного промысла поморы занимались и другой деятельностью. Северные земли были в числе тех немногих районов Руси, где добывалась соль. Дошедшие до нас письменные источники свидетельствуют о том, что солеварение в Заволочье было поставлено хорошо. Так, Соловецкий монастырь имел около 50 варниц, на которых работало до 800 постоянных и около 300 временных наемных работников. Солевары Двинской земли и Вологодского края давали до 800-1000 пудов соли в год и более двухсот лет снабжали этим продуктом многие районы Московского государства.

Одним из самых старинных промыслов Поморья было смолокурение. Уже во второй половине 14 века смолу гнали на продажу в поместьях новгородских бояр на Ваге. Важская смола становится предметом заморской торговли сначала новгородцев, а потом и Московской Руси. Смола употреблялась для смазки обуви, лыж, колес, в судостроении, канатном производстве, кожевенном деле. К ее качеству предъявлялись высокие требования.

Немаловажную роль в экономике Заволочья играл промысел слюды, который особенно интенсивно развивался в 15 веке. Слюда использовалась для окон и фонарей. В связи с ростом числа церквей и монастырей возросла потребность в выносных фонарях, использующихся во время крестного хода. Слюда также шла на оформление карет царей и богатых вельмож. Русская слюда считалась лучшей в мире и была известна в Западной Европе и Азии под названием мусковита. Она стоила очень дорого: цена ее колебалась от 15 до 150 рублей за пуд.

Широкий размах приобрел в Поморье и такой необычный промысел, как ловля жемчуга. Жемчужные раковины добывали в устьях небольших речек: Солзе и Сюзьме на Летнем берегу, Варзуге и Поное на Терском берегу, а также в районе Колеч. Из добытого жемчуга местные судные целовальники отбирали десятое, самое лучшее, зерно на великого государя. Этот государев жемчуг отсылали в Колу, а оттуда в Москву. А из Варзуги жемчуг шел в патриаршую казну. В Поморье возникла, а отсюда распространилась и по всей Руси, во всех слоях общества необычная любовь к жемчугу. Им густо осыпали платья и кафтаны, головные уборы и обувь.

Культура и традиции поморов

Культура Поморья своеобразна и значительно отличается от культуры народов средней полосы России. В Поморье были выработаны наиболее целесообразные и художественно значительные формы - шатровые храмы, достигавшие большой высоты. Восьмискатная пирамида - шатер, поставленная на восьмиугольную клеть, оказалась устойчивой и при осадке здания и против сильных ветров.

Йозы (или ёзы) - характерная для поморской культуры ограда из наклонных жердей, не применявшаяся нигде в России, кроме Поморья. Любопытно, что такие же ограды распространены и в Скандинавии, что говорит об общих истоках наших северных культур. Йозами поморы огораживали пастбища, для защиты скота от лесного зверя.

Шаркунок - деревянная погремушка, набранная из множества сцепленных особым образом деревянных деталей. Считалось, что шаркунок отгоняет болезни и защищает от сглаза. Чаще всего использовался как детская погремушка.

Хорошо известна поморская традиция, не бросать мусор ни в реку, ни в море.

К местам лова поморы также относились особо. На каждой тоне - избушка на море или реке, где летом жила и промышляла семья или несколько семей - стоял крест "на добычу" - чтобы лучше рыба ловилась. Проходящий мимо обязательно молился. Во время летнего промысла, когда на тоне "сидели" семьями, любого прохожего встречали хозяйки и кормили до отвала. Угостить случайного человека - благо, это было не только проявлением гостеприимства, но и заклинанием удачи, достатка.

При совершении купли-продажи из рук в руки передавали пополнок - какую-нибудь вещь (яйцо, нож рыбьего зуба, шапку), символически скрепляющую сделку.

Специальные обряды были посвящены уходу охотников на опасный зверобойный промысел. В церкви заказывали молебен "за здравие", пекли и давали с собой специальную пищу "ужну" и "тещник". Наличие особого названия и связь его с родовыми традициями ("тещник" пекла теща) скорее всего, свидетельствует о придаваемом этой пище ритуальном смысле.

Воспоминания о зверобойном промысле сохранились в колыбельных: котику за баюканье младенца обещают "белого белечка на шапочку, кунжуевое яичко на игрушечку". Кунжуем называли морского зверя, а белечком детеныша тюленя.

Разные сведения о жизни поморов доносит до нас большая группа топонимов, в основу которых входит слово крест. За каждым из них стоят какие-то события, трагические или радостные: обеты, данные в трудный час жизни. Крест обычно рубили из бревен, а при установке ориентировали строго по сторонам света, независимо от того, был ли это крест по обету или просто мореходный знак. Крест располагали так, чтобы молившийся, став лицом к надписи на кресте, тем самым обращался лицом к востоку, а концы перекладины креста указывали направление севера и юга.

Возьмут поморы необычно богатый улов, чудом уцелеют в бурю - и в благодарность Николаю Чудотворцу ставят крест.

Календарь, который поморы обычно брали с собой на промысел или в дорогу, представлял четырехгранный, шестигранный деревянный или костяной брусок длиной до полуметра. На нем чертами и зазубринами обозначались простые дни и дни праздников. Праздники имели символические обозначения. Например, дни солнцестояния обозначались высоким и низким солнцем. День, когда холод покатится обратно на север - санями, прилет птиц - птицей, русалий - деревом, день выгона скота - конем. Дни, посвященные Матери-Земле, содержали древний, пришедший к нам из античности, символ Земли - крест в круге. Среди знаков старых календарей оказывается немало знаков связанных с личной жизнью хозяина. Ряд знаков не расшифрован.

Новолетие - Поморский Новый Год. Именно праздничное мероприятие всегда отличало настоящую ярмарку от обычных городских базаров и рынков. Яркие зрелища, неповторимые экзотические традиции как магнит привлекают посетителей. Для Маргаритинской ярмарки в Архангельске историческим и культурным стержнем традиционно был и остается осенний праздник поморского Новолетия 14 сентября - Поморский Новый год. Ежегодно знаменитая ярмарка в Архангельске начиналась именно с этого дня.

Сентябрь был самым праздничным месяцем для поморов: это было время прекращения полевых работ для черносошного Поморья, время возвращения с моря рыбаков-промышленников и начало осенней поморской торговли. Когда царь-реформатор Петр I перенес наступление нового года с 14 сентября на 1 января, поморы, не признававшие большинства царских реформ, отказались вести летоисчисление по новому календарю. Истинные поморы придерживаются этой традиции до сих пор и отмечают свой Новый год в сентябре. В России из всех народов только поморы сохранили традицию встречать Новолетие праздником и Маргаритинской ярмонкой. Поэтому и называется праздник Поморский Новый год. Поморы в 2006 году отмечают по своему календарю наступление уже 7515 нового лета. Таким образом, если в России традиционно отмечают Новый год дважды (в январе - новый и старый), то про поморскую столицу можно сказать так: здесь Новый год - три раза в год!

Кстати, Русская православная церковь также до сих пор не признала петровской календарной реформы, и во всех богослужебных книгах последование нового лета остается прежним.

Поморский говор

Главной особенностью поморов я бы хотела выделить язык поморов - поморский говор. Помо́рский го́вор, поморская говорь (помор. помо́рьска гово́ря) - группа диалектов русского язык, распространённых среди поморов в бывших Архангельской и северных частях Олонецкой и Вологодской губерний.

В поморском говоре есть много орфографических правил, я приведу только несколько:

  • полное оканье: звуки а, о после твердых согласных отчетливо различаются во всех безударных слогах. (например: пароход, самолёт, подошёл)
  • цёкающий язык, звук -ч- в нём произносится как -ць- (например: улиця, ко′цька, до′цька, цепа′хи, ру′цёй)
  • отсутствует звук -щ-, вместо которого всегда употребляет двойное -шш- (например; шшу′ка, ро′шша, пу′шше, шшепа′).
  • в отличие от русского языка, в помо′рской гово′ре никогда не употребялются окончания -ий, -ый, которые заменяются на -ой, -ёй (например: весё′лой па′рень, све′тлой день, ле′тнёй ве′цёр, осе′ннёй ве′тёр).
  • нет типичного для русского языка слов, содержащих звук ''йот". Вместо йотированных слов используются нейотированные слова. Например, по-русски: отстаёт, знает, бегаем, выключает, падает. По-поморски они звучат: отстава′т, зна′т, бе′гам, выклюця′т, па′дат.
  • Большое значение играет тональность речи, которая резко повышается к концу предложения и после вводных слов.
  • произношение звука ё на месте е в абсолютном конце слова: (мо`рё, го`рё, пого`дьё, избомы`тьё...),

Также для торговых связей с Норвегией поморы использовали руссенорск - смесь русского и норвежского языка.

Отличительные черты

Поморы своей отличительной чертой считали честность.

Ещё в 70-80х годах XX века во многих удаленных от оживленных дорог поморских поселках не было запоров, и жилые дома, сараи, погреба стояли незапертыми. А в XIX веке участники многочисленных экспедиций с удивлением отмечали, как поморы после промыслов без всякой охраны оставляли добычу на берегу на несколько месяцев, до навигации, не опасаясь, что её украдут. И не только на берегу. В море, на льдинах, при удачном промысле оставляли часть добычи, которую не могли доставить на берег за один раз. Никто не трогал чужого, пока за ним не возвращались хозяева. На становищах стояли незапертые промысловые избушки: в них всегда имелся запас соли, муки, крупы. Попавшийся в беду человек мог зайти, обогреться, переночевать, воспользоваться этими продуктами. Денег за гостеприимство не оставляли, но при случае запасы старались восполнить. На многомесячные промыслы не брали ничего лишнего, поэтому кража имущества или продуктов могли привести к трагическому исходу. Воровство или присвоение оставленного без присмотра имущества считалось самым тяжким поступком.

А как поморы в старину боролись с воровством, если оно случилось? Могли публично выпороть плетьми или батогами, а тои вообще изгнать из артели. Это означало, что провинившийся был вынужден уехать из Поморья, потому что в одиночку без артели, ни себя, ни семью не прокормить. Виновника незначительных краж заставляли прилюдно подметать улицу между домами. Отсюда, наверное, в Поморье и пошел обычай: не замок вешать, а приставлять к дверям метлу. Цепных собак для защиты дома поморы никогда не держали.

Честность и справедливость неукоснительно соблюдались и при дележе добычи. Добыча делилась пропорционально взносу каждого участника. Эта традиция соблюдалась веками, дела держались исключительно на устных договоренностях и честном слове. Письменные договоры появились только в конце XIX века.

 

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)