Дом  ->  Домашние животные  | Автор: Низамова Ф.Н. | Добавлено: 2015-01-29

Кошки в Древнем Египте

Из детской энциклопедии «Обо всем на свете» я узнала, что к I веку н.э. на берегах Нила в Древнем Египте кошка жила уже две тысячи лет.

И как жила! Почти в буквальном смысле царила и правила!

У неё были роскошные храмы, свои жрецы и свои почитатели. Умерших кошек хоронили на специальных кладбищах в специальных гробах. Кошек бальзамировали, тщательно заворачивали в полотняные платки, усы и уши прижимали к голове, а наружу торчали уши и усы, искусно сделанные из того же полотна.

В 1860 году в Египте, недалеко от города Бени – Хасан, обнаружили кошачье кладбище, где было похоронено 180 тысяч кошек, многие из которых лежали в ящиках, сделанных из золота и серебра и украшенных драгоценными камнями.

Бени – Хасан был одним из центров поклонения кошкам. Но главным центром почитания кошек был город Бубастис. По свидетельству Гародота, в этом городе ежегодно устраивались пышные празнества в честь кошек. В жертву богине приносились многочисленные фигурки кошек, сделанные из золота, серебра и бронзы. И всё это потому, что в пятитысячном пантеоне египетских богов кошка занимала очень важное и почётное место. Даже про бога солнца Ра в знаменитой египетской «Книге мёртвых» говорится, что он выступает как «великий кот».

По настоящему расцвёл культ кошки в те времена, когда она стала богиней Луны, плодородия и деторождения и получила имя Бастет. Бастет считалась родной сестрой великого Ра. Египетские жрецы указывали множество признаков, которые роднили ночное животное – кошку, с дневным светилом – Солнцем. Один из самых убедительных – глаза: чем выше солнце, тем зрачки у кошки уже. И наоборот: чем солнце ниже, тем зрачки шире. Солнце зашло, наступила темнота и зрачки кошки совсем расширились, а глаза стали круглыми, как маленькие солнца.

И естественно, что богине Бастет (она изображалась женщиной с головой кошки) поклонялись, а саму кошку, которая считалась добрым духом дома, тщательно оберегали. Во время пожара египтяне в первую очередь старались спасти кошку, если она находилась в доме, а потом уже спасали имущество или гасили огонь.

Смерть кошки в доме считалась огромным несчастьем. В знак траура все члены семьи брили брови и подрезали волосы. А убийство кошки даже по неосторожности являлось страшным грехом и каралось смертью.

Существует предание, в котором рассказывается, как из–за кошек египтяне проиграли сражение персам. Царь персов Камбиз, готовясь напасть на египетский город Пилузу (ныне Порт – Саид), приказал наловить в его окрестностях побольше кошек. Пустив впереди себя этих кошек и взяв в руки вместо щитов по кошке, персы пошли в наступление. И египтяне сдались без боя: ведь драться с персами означало убить какое – то количество священных животных, а на это египтяне пойти не могли.

Шли века, в Египте менялись правители, приходили и уходили завоеватели, а кошка продолжала быть неприкосновенной и почитаемой. Даже когда исчезла древнеегипетская культура и на смену ей пришла арабская, когда в Египте уже утвердилось мусульманство, кошки оставались в привилегированном положении. Коран, объявивший собак «нечистыми» животными, к кошкам был благосклонен. И если они перестали иметь свои храмы и жрецов, то почёт, уважение и «материальная помощь» у них оставались ещё долго.Рассказывают даже, что сам Магомет любил кошек. Причём любил настолько, что когда одна из кошек заснула на его халате, а он должен был уйти, то он отрезал полу халата на которой спала кошка, чтобы снимать её с халата и не потревожить её сон. Султан Эль – Дахер – Бибас, царствовавший в Египте в XIII веке и сравниваемый с Цезарем по храбрости и с Нероном по злобности, так любил кошек, что завещал им в окрестностях Каира огромный фруктовый сад для жительства и огромные богатства на их содержание. И втечение многих десятилетий сад этот кишел кошками. В определённое время в него сбегались кошки чуть ли не со всего города, зная, что между полуднем и закатом солнца их будут кормить.

Культ кошек в Египте просуществовал чуть ли не до наших дней. Сейчас в Египте около 10 миллионов кошек.

Из всего сказанного можно бы было сделать вывод, что кошки – исконные жители Египта и в древности их больше нигде не было.

Однако кошка – не исконное египетское животное! Между первым и шестым порогами Нила, на том месте, где сейчас располагается Восточный Судан, была когда – то очень богатая страна Нубия. Древне – египетские фараоны время от времени совершали на неё набеги. И вместе со скотом и ценными породами дерева, вместе с золотом и слоновой костью они вывозили и кошек, водившихся там.

Зоологи называют этих кошек – нубийской жёлтой или буланой кошкой. В Египте эта кошка появилась 5 тысяч лет назад. А в Нубии – значительно раньше. В Египте нубийская кошка попала уже приручённой. А для этого требовалось время.

Учёные считают, что в Нубии приручённые кошки появились за несколько тысяч лет до того, как они попали в Египет. По их оценке, кошка была одомашнена 9 тысяч лет назад.

Долгое время кошек не разрешали вывозить из Египта под страхом смерти.

Сегодняшним любителям кошек нубийская вряд ли бы понравилась. Она была очень длинноногая, имела короткую шерсть и маленькую голову.

До нас дошли изображения египетских кошек в ошейниках и за странным занятием – охотой, но не на мышей – с кошками в Египте охотились на птиц. Как дрессировали или «натаскивали» в Египте кошек, до сих пор остаётся тайной.

Когда кошка появилась в Европе?

Документальное подтверждение появления кошек в Европе относится к I веку нашей эры – о них впервые упомянул греческий историк Плутарх. А первое изображение кошки в Европе появилось лишь в IV веке. Это рисунок на греческой вазе. В IV веке кошки, видимо были ещё редкими. Но уже через столетие, в конце V века кошек стали часто изображать на вазах и на монетах. Кошка упорно вытесняла своих «соперников» - маленьких ручных ласок, живших в домах и уничтожавших грызунов. Она постепенно распространялась по южной Европе, жила в домах, убивать её запрещалось, она была уважаема и почитаема.

В Риме кошка считалась символом свободы и независимости и являлась непременным атрибутом богини свободы – Либертас. И недаром, когда Спартак возглавил восстание рабов, он поместил изображение кошки на боевых знамёнах своих отрядов.

Однако, укрепив свои позиции в античном мире, кошка не торопилась «покорять» остальную Европу: в X – XI веках в западной Европе кошка ещё считалась редкостью.

Появление большого количества грызунов способствовало расселению кошек по странам Европы. И всюду кошка встречала благожелательный приём. В некоторых странах её, как и в Египте, считали священным животным, в других – просто любили и уважали.

Средневековые гонения на кошек.

Во многих сказках о нечистой силе, ведьмах и колдунах я встречала упоминание о черных кошках, как неизменном атрибуте темной магии.

Оказывается, вера людей в то, что ведьма может превратиться в кошку, пришла к нам из далекого средневековья.

В средние века, когда христианская церковь, набрав достаточно силы, пошла в открытое наступление на еретиков, на кошек начались гонения. Пламя костров инквизиции горело несколько веков. И погибали в нём не только люди, но и животные. Жгли «колдунов» и «ведьм», жгли животных, «связанных с дьяволом». В 1484 году, римский папа Иннокентий VIII издал специальную буллу, в которой проклял кошку как «ведьмино отродье».

Причин для такого обвинения имелось более чем достаточно. Помимо главной, но не оглашаемой: кошка пользовалась почётом на Востоке, а всё, что шло с Востока, подлежало искоренению огнём и железом.

А где бывает кошка ночью и что делает в ночное время? Наверняка, делает «чёрные дела»! А почему ходит бесшумно? Так ходить может только дьвол! А почему в темноте у кошки горят глаза? Уж не адский ли это огонь?! Много и других подобных вопросов задавали средневековые монахи, и на все ответ был один: кошка – нечистая сила, исчадие ада, пособница ведьм и сама ведьма.

В 1503 году, римский папа Юлиус II писал, что ведьмы особенно опасны потому, что умеют превращаться в кошек.

И кошек – ведьм жгли, творили над ними суд и расправу, сбрасывали с башен, закапывали в землю живьём. Так продолжалось несколько столетий.

Но во второй половине XIX века Европа очнулась от мрачного сна. Кошки снова превратились в любимых животных. И если их не боготворили, то отдавали им должное – их лепили скульпторы и рисовали художники.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)