Культура  ->  Универсальное  | Автор: Ольга Конотоп | Добавлено: 2014-11-11

Кем был Прометей

Образ Прометея, рожденный творческой энергией древнего народа, сохранился в веках, поднимаясь с одного уровня культуры на другой, и дожил до наших дней, обретая новую силу в художественных произведениях последующих эпох. К нему обращались Вольтер и Гёте, Байрон и Брюсов, Леопарди и Альфред де Мюссе, Лонгфелло и Шелли, Шевченко и Леся Украинка, Огарев и Кюхельбекер, композиторы: Ф. Лист, А. Скрябин, живописец Тициан и другие деятели искусства.

Образ Прометея вошёл во всемирную культуру, оказав огромное влияние на сознание тех, кто жил до нас, и на наших современников. В недалекие времена он даже служил опорой для творцов официальной версии, представляющих Прометея своим единомышленником, прямым предшественником тех, кто боролся за светлое будущее человечества.

Существуют различные варианты мифов, связанных с фигурой Прометея. Первый из них донёс до нас Гесиод, поэт Х111 –Х11 веков до нашей эры. В своей поэме «Теогония» он сообщает о тяжбе олимпийцев с людьми, рассказывает о том, как отнял Зевс у людей огонь и как его похитил для них Прометей, прикованный за это к скале, об орле, клевавшем его печень, и об освобождении Прометея Гераклом. В другой его поэме «Труды и дни» одним из эпизодов вновь является миф о Прометее. Но этот Прометей не имеет ничего общего с предыдущим. Здесь он изображен умным и коварным обманщиком, заслуженно наказанным Зевсом, и Гесиод явно его осуждает, давая своему герою отрицательную оценку.

Древнеримский поэт Гораций считал, что, совершив злой обман, Прометей содействовал развитию губительных последствий. Создав человека (в некоторых мифах он сам вылепил людей и наделил их разумом, научил строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежду, различать времена года, приносить жертвы богам и гадать), он вложил в него «злобу» и «безумие льва», заботясь только о его теле, а не о душе, отсюда – все беды жизни и вражда среди людей. А Гораций хотел мира и спокойствия, поэтому тоже осуждает Прометея.

У Эсхила другое трактование мифа, который он положил в основу своей трагедии «Прикованный Прометей». Трагедия входила в трилогию, так как имеются отрывки из «Освобожденного Прометея» и «Прометея – носителя огня». Действие трагедии происходит на краю земли, в дикой стране скифов. В прологе Власть и Сила, грубые прислужники Зевса, приводят скованного титана Прометея, который является то ли его двоюродным братом, то ли дядей, и Гефест нехотя приковывает героя к скале за то, что он выступил в защиту людей. Прометей горд и непреклонен, не издает ни единого звука во время этой сцены и только после того, как его палачи уходят, жалуется всей природе на несправедливость Зевса.

Трагедия состоит из сцен, изображающих посещение Прометея сначала дочерьми Океана, Океанидами, прилетевшими на крылатой колеснице, чтобы утешить страдальца, потом самим Океаном, предлагающим примириться с Зевсом. Прометей гордо отказывается, не признавая за собой никакой вины. Далее следуют длинные речи Прометея о своих благодеяниях людям. Желая им счастья, он скрыл от них тайны будущего, подарил надежду и, наконец, принес огонь. Он сделал это, твёрдо зная, что, «смертным помогая, готовил казнь для самого себя».

В сцене с Ио, возлюбленной Зевса, превращенной Герой в белоснежную корову и преследуемой остро жалящем её оводом (у Н.А. Куна Ио превращена в корову самим Зевсом, дабы ревнивая Гера не узнала её), Прометей мягок, сострадателен и человечен. Он утешает несчастную и предсказывает ей близкий конец мучений и славу. В заключении он грозит гибелью их общему мучителю – Зевсу, тайна судьбы которого известна ему одному. Слова Прометея доходят до слуха Зевса, и напуганный громовержец отправляет к Прометею Гермеса, чтобы выведать тайну. Но бессильный распятый титан отказывается ее открыть. И хотя Гермес сулит ему неслыханные муки, Прометей бранит его за предательство, за то, что тот променял свою свободу на служение Зевсу. За этот вызов его постигает новая кара: среди грома и молний, бури, смерчей и землетрясения Прометей вместе со своей скалой низвергается в подземный мир. Таков сюжет «Скованного Прометея».

Эсхил рисует образ борца, морального победителя в условиях физического страдания. Дух человека нельзя ничем сломить, никакими страданиями и угрозами, если он вооружен глубокой идеей и железной волей. Сам Прометей – сверхчеловек, непреклонная личность, стоящая выше всяких колебаний и противоречий, не идущая ни на какое соглашательство и примиренчество.

Разговоры с Океаном и Гермесом выразительно рисуют стойкость и силу воли Прометея; сцена с Ио говорит о нём как о мудреце и провидце, знающем тайны жизни и бытия; благодаря ему люди научились приручать диких животных и плавать по морям, он открыл им тайны врачевания, научил «науке числ и грамоте», извлек для них богатства земных недр – «железо, и серебро, и золото, и медь». Титан Прометей становится в трагедии Эсхила активным борцом за справедливость, противником зла и насилия. У Прометея немало заслуг не только перед людьми, но и перед богами. Он помог обитателям Олимпа утвердить свое могущество в борьбе с Кроном и титанами, правившими с опорой на грубую силу, а не на разум и справедливость.

Трагедия Эсхила отличается от прочих его трагедий другим отношением к Зевсу, который изображен тираном, деспотом, не сведущим и не всемогущим, хитрецом и трусом. Но так ли уж Зевс несправедлив? Он установил гармонию, порядок, законы. Нарушающие их должны нести ответственность. Иначе зачем тогда законы? На чем будет держаться мир? Оказывается, у Прометея есть своя правда, а у Зевса – своя. Что же побудило Эсхила осудить Зевса? Может быть, жестокость громовержца?

У Прометея (кстати, в переводе это имя означает «провидящий») есть оружие в борьбе против верховного божества: ему известно имя женщины, с которой Зевсу нельзя вступать в связь, потому что у нее родится сын, и он будет сильнее отца. Имя этой женщины будет названо (Фетида), но в третьей трагедии Эсхила – «Прометей освобождённый». Как видно из названия, благородный герой и злой Зевс найдут общий язык. Геракл освободит Прометея, а тот, не уронив своего достоинства и гордой готовности страдать за людей, откроет тайну царю богов. Зевс докажет свою силу и могущество, способность защищать установленный им порядок. И в то же время две противоборствующие силы примирятся. Мир преобразится к лучшему, вражда уступит место согласию.

Напрасен ли бунт Прометея? Нет. До него было одно состояние мира, по-своему гармоничное. После него последовало нарушение старой гармонии, которая вечно длиться не может, вот и устанавливается новая гармония. Напрасны ли страдания титана? Нет. В прежней гармонии не было места людям, в новой – есть. Мир преобразился к лучшему. В этом мудрость преобразования жизни.

Байрон восторженно замечает, что Прометей проявил собственную волю, презрев указания богов, за что был обречен на муки. Зевс-громовержец у Байрона – слепая и разгневанная сила, способная задушить всё свободное и живое. Пускай Прометей наказан тяжкими мучениями, но человечество не забывает о том, кто подарил им огонь, научил письму и ремеслам. По Байрону, каждый сознательный человек должен следовать примеру, который подал Прометей, «гордый дух» и непокорность которого не сломало зло.

Совсем другой Прометей у Гёте. Герой отказывается признать безграничность силы и власти богов, ибо он знает, что и они зависят от власти рока и времени. Он отказывается стать соучастником власти Олимпа, предпочитая ей свой безграничный творческий труд. Он — ваятель, в своих творческих созданиях он находит свой «всецельный мир». Творческая мысль, творческий труд — вот где источник бесконечного счастья, бесконечной силы человека. Но само утверждение творчества лежит через великую скорбь. Однако это сознание не ввергает Прометея в пессимизм, а, наоборот, наполняет его верой в свои силы.

Прометей Гёте остался незаконченным. Гёте писал «Прометея» в молодые годы, в годы расцвета «Бури и натиска». Надо думать, что в те годы Гёте никак не завершил бы «Прометея» примирением с Зевсом. Да и слишком чуждо примирение тому образу Прометея, который Гёте дал в осуществленной им части трагедии.

В отличие от многих своих предшественников, П. Шелли в лирической драме «Освобожденный Прометей» окружает героя теми, кто стремится к добру и справедливости. Его Прометей знаменует собой завершенную волю к победе добра, муки титана приводят к торжеству гармонии добра и красоты. Даже враги Прометея осознают его великую правду и справедливость. Все века внимают его торжеству. Освобождение Прометея — в совершенном уничтожении самого противоречия взаимно исключающих друг друга начал, добра и зла, света и тьмы. Его освобождение — в торжестве мировой гармонии, в вечном торжестве добра и света.

Народный поэт Башкирии Мустай Карим тоже обратился образу к мифологического героя. Он написал поэтическую трагедию «Не бросай огонь, Прометей!». Ситуация и сюжет трагедии М. Карима отличаются от мифа о Прометее, по-новому объясняют мотивы, которые руководили героем. В трагедии Карима Прометей любит земную девушку Агазию и хочет сделать ее соплеменников столь же прекрасными, как она. Гермес и богиня раздора Эрида пытаются обмануть людей, уверяя их, что огонь, похищенный Прометеем у богов, принесёт им, смертным, гибель. В этой ситуации Прометей оказывается перед выбором: спасти любимую или облагородить род человеческий.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)