Учеба  ->  Универсальное  | Автор: Алена Межова | Добавлено: 2014-11-18

Кем был Пифагор

Пифагор известен всем, прежде всего, как математик. Между тем, в действительности, он был знаменитым философом и ученым, религиозным и этическим реформатором, влиятельным политиком, полубогом в глазах своих учеников. Его жизнь и учение представляют для нас интерес, прежде всего, потому, что символы и знаки занимали в них значительную роль.

Пифагор родился, по совету оракула, вдали от родины своих родителей в сирийском городе Сидоне во время очередного торгового турне. Когда ему исполнился год, Мнесарх и Пифазис благословили его в храме Адонаи, находящемся в Ливанской долине, после чего все семейство вернулось в Самос. Некоторые люди отмечают поразительную схожесть рождения Пифагора с рождением другого просветителя человечества – Иисуса Христа. Отец Пифагора, как и отец Иисуса, был пророчески извещен о том, что у него родится сын, который будет благодетелем человечества. В 18 лет Пифагор брал уроки у Гермодама в Самосе, в 20 – занимался с Фересидом в Сиросе. С возрастом Пифагор не становился немощным стариком, а, казалось, напротив, чудесным образом пренебрегая законами природы, наливался физической силой. В 60 лет он женился на своей ученице Феано, дочери Бронтиноса, которая принесла ему впоследствии семерых детей.

О самом Пифагоре ходило много легенд вроде тех, что у него было золотое бедро, что люди видели его в одно и то же время сразу в нескольких местах. Сам он выдавал себя за посланца “высших сил” и утверждал, что произошел не от людей, а “особым образом”. Пифагор уверял, что слышит “гармонию сфер”, что он не раз встречался с богами и имел общение с ними. Рассказывают, что, когда его спросили кто он такой, он не назвал себя чудотворцем, жрецом, мудрецом или математиком, а с гордостью произнес новое, никому тогда неведомое слово: философ.

Пифагор много путешествовал и, по-видимому, довольно долго жил в Египте. После возвращения в Грецию, Пифагор посетил святое для его родителей место – Дельфы, где встретился с жрецами и научил их утерянному искусству прорицания. Он показал им треножник Дельфийского оракула, который был расположен над отверстием в земле и из которого вырывались ядовитые испарения. На кресле сверху восседала пифия и вещала о будущем. Именно из него отец Пифагора был извещен о рождении сына. К тому времени Пифагор уже окончательно собрал все полученный во время странствий учения и решил основать свою собственную духовную школу. Для осуществления своих замыслов он отправился в Кротон, находящийся в южной части Италии близ города Сибарис.

У Пифагора было убеждение, что главная цель, к которой должен стремиться человек, - это нравственное и интеллектуальное самосовершенствование, поиски истины. Когда человек прозревает истину, его должен охватывать восторг. Искать же истину, полагал Пифагор, следует в сочетаниях музыкальных звуков и математических символов. Он также полагал, что музыка во многом способствует и здоровью, если ее применять надлежащим образом.

Вот каким путем Пифагор пришел к занятиям математикой и к мистике чисел.

Шестому веку до н.э., времени жизни Пифагора, характерен расцвет греческого полиса, самоуправляющихся городов-государств – Милеет, Кротон. Новый общественный уклад создал новый тип человека, который не признавал ни абсолютного монарха, ни власти, представляющей в виде божества. А, кроме того, он мог пользоваться известным досугом, благодаря своему богатству и труду рабов. Он мог поразмыслить об окружающем его мире. Отсутствие вполне установившейся религии привело многих обитателей этих прибрежных городов к поразительным успехам, прежде всего в философии, которая дала науке целый ряд гениальных догадок и смогла подняться до постановки многих кардинальных проблем, сохранивших свою актуальность и до сегодняшнего дня.

Представления о наиболее выдающихся представителей ранней греческой науки “о природе” были таковы: Фалес полагал, что все произошло из воды, Анаксимандр – из некого вечного и беспредельного начала, Анаксимен – из беспредельного воздуха, а Пифагор считал, что в основе всего лежит число. Число – это закон и связь мира, сила, царящая над смертными и даже над богами, условие всего определяемого, всего познаваемого. Пифагор учил: “Посмотрите вокруг себя. Везде в мире порядок, все подчинено гармонии, мере. Даже звуки, и те подчинены числам. Например, гармонический аккорд при звучании трех струн получается в том случае, когда длины этих струн сопоставляются с соотношением 3,4 и 6. Везде в природе господствует стройный порядок, установленный богами. Даже небесные светила и звезды подчиняются ему. Как же человек может не подчиняться числу?”

Попытки пифагорейцев найти путь к гармонии, красоте в символах и числах наиболее ярко проявились в занятиях музыкой и медициной. Пифагорейцы установили связь между музыкой и математикой, что повлекло за собой включение гармоники в число математических наук и предопределило все дальнейшее развитие античной науки о музыке. Пифагорейцы считали, что с помощью музыки можно воздействовать на душу, хорошая музыка может ее улучшить, а плохая – испортить. Такое воздействие они называли психагонией, или управлением души. Так, например, Пифагор, увидев однажды молодых людей, которые неистовствовали под влиянием опьянения так, что ничем не отличались от безумных, дал совет сопровождающему их флейтисту исполнить мелодию в заданном размере. Когда же тот исполнил этот совет, то они внезапно в такой мере перешли в разумное состояние, как если бы были трезвыми с самого начала. Пифагор открыл, что и музыкальные интервалы возникают не без участия числа. Затем он исследовал, при каких обстоятельствах интервалы бывают созвучными и несозвучными, и как вообще возникает все гармоническое и негармоническое.

Залогом здоровья для пифагорейцев было правильное соотношение между едой, питьем и отдыхом. Вот, например, как отразились представления о пропорции в одном из гиппократовских трактатов: “Если бы, действительно…было бы возможным найти для природы каждого человека правильную пропорцию пищи по отношению к упражнениям, причем без неточностей избытка или недостатка, это было бы верным путем к его здоровью”.

То, что пифагорейцы огромное значение придавали числу, послужило началом изучения свойств чисел. Пифагорейцы разделил числа на простые и составные, на четные – “женские” и нечетные – “мужские”. Но числам пифагорейцы придавали мистический характер. В них они были склонны видеть некое таинство, раскрывающее загадки мироздания. Так, например, пифагорейцы описывали человеческие качества:

В учении Пифагора есть числа, которые изображались в виде квадратов, прямоугольников и т.п. Их называли фигурными числами. В высшей степени замечательными числами считались у пифагорейцев числа, равные сумме своих собственных делителей. Такие числа они называли совершенными. Например, 6=1+2+3, 28=1+2+4+7+14. Известно всего несколько совершенных чисел. Среди однозначных чисел их только одно – 6, среди двузначных, трехзначных и четырехзначных тоже по одному: 28, 496, 8128. Такую же достопримечательность для пифагорейцев представляли собой так называемые пары дружественных чисел, каждое из которых равно сумме своих собственных делителей другого, например, 220 и 284, так как 220=1+2+4+71+142, а 284=1+2+4+5+10+11+20+22+44+55+110. Однако общая формула, с помощью которой можно получать пары дружественных чисел, не найдена до сих пор. И очень мало известно о свойствах пар дружественных чисел. Можно лишь высказывать несколько предположений.

Используя учения Пифагора, было сделано немало открытий. Например, таблица Пифагора или таблица умножения. Чтобы разобраться в том, что же из себя представляет эта таблица, ее следует теософически сократить, отделив при этом ряды произведений 9 от произведений других чисел. Принимая во внимание закон теософического сокращения, делаем вывод, что при продолжении таблицы Пифагора первоначальные ряды цифр останутся неизменны, а вибрирующая Эннеада приобретет вид решетки, делящей до бесконечности все поле на совершенно одинаковые ячейки, каждая из которых, в свою очередь, будет разбита на квадратики еще одной решеткой, состоящей из цифр 3,6 и 9.

Если вспомнить общеизвестный код молекулы ДНК, который представляет собой двоичную прогрессию до шестой степени, и перевести его в вибрирующее положение, то можно заметить, что в таблице он находится в клеточках, получившихся в результате деления поля таблицы периодической Триадой.

Такое положение далеко не случайно, ибо в математике случайностей не бывает. Скорее, это закономерность, показывающая, что молекула ДНК вовсе не является пределом генной инженерии и научному миру еще предстоит найти структуру более тонкого плана.

Чтобы понять, что число 9 играет в таблице Пифагора первую роль, нужно лишь найти вибрирующие суммы составляющих ее чисел, воспользовавшись для этого фигурой Эннеады, произошедшей из древнейшего обозначения цифр точками-узлами.

Также не только числа являлись символами в учении Пифагора. Пентаграмма – это звездчатый пятиугольник, образованный диагоналями правильного пятиугольника. Пятиконечная звезда считалась в школе Пифагора символом дружбы, была чем-то вроде талисмана, которым одаривали друзей; тайным знаком, по которому пифагорейцы узнавали друг друга. Бытует легенда о том, что один из пифагорейцев больным попал в дом к незнакомым людям. Они старались его выходить, но болезнь сердца не отступала. Не имея средств заплатить за лечение и уход, больной перед смертью попросил хозяина нарисовать на воротах дома пятиконечную звезду, объяснив, что по этому знаку найдутся люди, которые вознаградят его. И на самом деле, через некоторое время один из путешествующих пифагорейцев заметил звезду и стал расспрашивать хозяина о том, каким образом она появилась у входа. После рассказа гость щедро вознаградил доброго человека.

Почему Пифагор выбрал именно этот знак? Красота внешней формы пентаграммы связана с необычайным пропорциональным строением. Здесь есть среднее арифметическое, среднее геометрическое и среднее гармоническое. Объяснение проводится с использованием рисунка.

Деление отрезка АВ точкой D называют золотым сечением, так как эту пропорцию называют божественной. В звезде, как говорится, где ни копни, - везде золото. В древности люди широко использовали божественную пропорцию в архитектуре и искусстве. Они проверяли ее красоту человеческого тела и признавали его идеальным лишь тогда, когда соотношения отдельных его частей подчинялись закону золотого сечения. В настоящее время существует гипотеза, что пентаграмма – первичное понятие, а золотое сечение вторично. Пентаграмму никто не изобретал, ее только скопировали с натуры. Вид пятиконечной звезды имеют цветы, морские звезды и другие создания природы. Природа – отличный художник, у нее верный глазомер и тонкое чувство гармонии. Пентаграмма пропорциональна, значит, красива. Не случайно она и сегодня реет на флагах едва ли не половины стран мира. Но первыми, кто обратил пентаграмму в символ, были пифагорейцы.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)