Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: Юрий Михалик | Добавлено: 2014-11-11

Картины Васнецова старой Москвы

"Основание Москвы"

В его картине "Основание Москвы" изображено введение на Боровицком холме деревянного тына будущего города. Он огораживал небольшое пространство всего 300 шагов из конца в конец. Но в нем художнику удалось досконально изобразить все знания, полученные им из исторических источников. Отсюда мы видим достоверность изображения одежды, предметов быта того времени. Прорисовывая все детали городской застройки - крепостных стен, домов, лабазов и используя художественную особенность - высокую линию горизонта, позволило художнику вместить в малое пространство листа множество подробностей, как архитектурного, так и бытового плана. Его особенность манеры исполнения этой картины - акварельные краски нанесены фиксированного угольного или карандашного рисунка. Поэтому звучная яркость цвета, его плотность делает картину очень эмоциональной.

… Год 1147-й, когда суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий писал своему союзнику и другу Новгород - северскому князю Святославу Олеговичу: "Приди ко мне, брате , в Москов, " навсегда вошел в русскую историю -это год первого летописного упоминания о Москве.

Через 9 лет, в 1156 году Юрий построил первый Московский Кремль "Князь Юрий, - свидетельствует летопись, - взыда на гору и обозре с нее очима своима семо и овамо по обе стороны Москвы - реки и за Неглиною, возлюби села оные и повеле вскоре сделати град мал, деревяни нарече его Москва- град." Кто бы мог подумать тогда, что эта маленькая сторожевая крепость вставшая на пути из Суздаля в Киев, станет огромным городом, лицей могучего государства.

"Московский Кремль при Иване Калите"

В работе над акварелью, изображающей Кремль Ивана Калиты, А.М. Васнецов на этот раз использовал не графический материал, а архитектурный: остатки Якутского острога 1683 года, древние стены старого Тихвинского монастыря в Новгороде. Их формы, по мнению художника, гораздо древнее 16 века - времени их создания. Традиционно переходившие почти без изменений из поколения в поколение, они донесли до нас архитектурный облик древнейших построек. Княжеские хоромы стоят на том же месте, что и при Юрии Долгоруком. По - прежнему огорожены частоколом. Чтобы никакая шальная отравленная стрела воинственного кочевника не залетела случаем на княжеский двор. Частокол поставлен там, где были первые стены Москвы. Отмечает глаз нашего путешественника деревянную церковку: составлена из трех срубов с двускатными кровлями. Это церковь Рождества Иоанна Предтечи. Но не эта древняя предревняя церковка, не устройство великокняжеского двора - главные кремлевские приметы, а белостенные однонглавые каменные рамы. Первым был построен каменный храм Успения Пресвятой Богородицы. Он виднеется слева из- за княжеского терема. А тот, что справа, в лесах, - архангельский собор. В нем будет погребен Иван Калита.

Внимание любознательного художника привлекает и многолюдная пристань с торговыми судами и плотами. Замечает он странный сруб на берегу - без крыши. Дым валит из щелей и даже из открытой двери. Это по- черному топится баня. Значит, сегодня суббота, банный день у русских. Из реки подают воду в банные желоба длинношеии журавцы, хитроумное народное изобретение.

Художник изобразил Кремль Ивана Калиты со стороны Москвы - реки, там, где впадает в нее мелкая речка Неглинка. Голубовато- коричневый колорит акварели созвучен настроению серенького дня поздней осени, когда снег уже покрыл землю, но река еще судоходна. На пристани стоят баржи, расшивы. Берег завален строительным материалом: бревнами, белым камнем.

"Московский Кремль при Дмитрии Донском"

Следующий гордый взлет- Кремль при внуке Ивана Даниловича Калиты, великом князе Дмитрии Донском.

В то время Московский Кремль много значил не только для москвичей и жителей, окрестных сел. Услышав о приближении врага, люди из ближних и дальних городов, из Можайска, Звенигорода со сем своим имуществом и живностью укрывались за его могучими стенами. На акварели А.М. Васнецова изображен как раз такой эпизод: "Взято время перед нашествием Тохтамыша, - писал, объясняя свой рисунок, художник - на ладьях и парусных лодках население Коломны, Рязани и других местностей на юге Москвы стремится укрыться в "осадное сиденье " под защиту крепких каменных стен Кремля. Время дня - к вечеру, август месяц, собираются грозовые тучи, символизируя для Москвы приближающиеся грозу татарских полчищ.

Не красота и изящество, а мощь и крепость присущи Кремлю на акварели А.М.Васнецова. Массивные угловые башни с бойницами, высокие стены нового Кремля - символ возросшего могущества русского государства. Но как же выглядели стены и башни Кремля в то время? Мастера каменного дела были собраны отовсюду. Если работали, руководили каменотесы с севера, псковские или новгородские, то их и приемы известны. Строгие, простые, белые стены и башни - "герои" этой картины.

Белоснежные церкви на холме, белые паруса, уютные домики, зелень травы, синь воды - все говорит о мире, гостеприимстве. Но сам облик Кремля строг, суров, неприступен.

Каменный Кремль стал героем картины Васнецова.

"Московский Кремль при Иване 111"

На холме - стройные громады каменных дворцов и храмов. Как хороши Набережные палаты! Вместо глухого подклета легкие белые аркады, по-русски "кружала". Округлые стены вновь отстроенных храмов -Благовещенского, пятиглавого Успенского, нарядного Архангельского собора - он снова в лесах. Художник смотрит на Кремль с другого берега Москвы- реки, из Замоскворечья. Кремль как на ладони, белый, золотистый, красный - вот теперь его цвета. Кирпичные стены и башни блещут новизной.

Об этом Кремле Васнецов знает, пожалуй, все.

Заезжие иностранцы не раз рисовали виды поразившего их города, составляли подробнейшие планы. Да к тому же кремлевские храмы, стены и башни как были построены в 15 веке, так и строят, на тех самых местах - великие памятники русской старины. Москвичам оказался по душе новый Кремль, сооруженный итальянскими мастерами. Все было в нем крепко построено и по-русски красиво отделано. А деревянным частоколом все-таки москвичи окружили каменную твердыню. Васнецов в своем рисунке не преминул это отметить. Глаз художника зорок, цепок. Дождь окропляет Кремль, белые облака осветляют холм. Черные предгрозовые тучи, набегая, тревожно оттеняют уверенную мощь исполина. Строительство в Кремле продолжается.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)