Культура  ->  Литература  | Автор: Ольга Конотоп | Добавлено: 2014-11-20

Фразеологические обороты повести Капитанская дочь

Фразеология – раздел науки о языке, изучающий фразеологическую систему в её временном состоянии и историческом развитии. Фразеологические единицы – это квинтэссенция лексического богатства языка. Они необычайно метки, образны ,компактны, заключают в себе большой смысл.

Роль фразеологизмов в организации образно-семантического уровня художественного произведения определяется особым характером совмещения в них свойств единиц двух базовых уровней языковой системы – лексики и синтаксиса. Высокая степень образности фразеологизмов достигается благодаря постоянно просвечивающей сквозь фразеологическое значение внутренней форме, которая к тому же актуализируется автором либо за счёт изменения семантического или стилистического обыгрывания его лексических компонентов.

При рассмотрении фразеологических единиц в художественном тексте принимаются во внимание их семантические и стилистические особенности, участие их в создании характера персонажа либо рассказчика, способность создания комического, трагического, возвышенного эффектов. Однако единицы одного уровня могут по воле автора принять участие в организации не только своего, исконного, но и других уровней художественного текста. В частности, велика роль фразеологизмов в ритмической структуре произведения, в его синтаксическом строе.

При чтении пушкинской «Капитанской дочки» обращают на себя внимание многочисленность и разнообразие фразеологических единиц. Их насчитывается более 130, некоторые из них употребляются не один раз: есть фразеологизмы, употребляющиеся 5-7 раз.

Их семантическая и стилистическая окраски зависят от того, в каком типе речевого сообщения они встречаются: в прямой речи героев или в речи рассказчика; в диалоге или монологе; в описании, повествовании или рассуждении.

В «Капитанской дочке» как и в других прозаических произведениях, Пушкин не использует многие обороты XIX века. Этот факт свидетельствует о строгом отборе писателем выразительных средств в соответствии с его принципом «соразмерности и сообразности» и его требованиями к стилю прозы: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей, без них блестящие выражения ни к чему не служат».

Функции идиоматических оборотов в речи героев повести «Капитанская дочка»

Повествование об истории любви Гринёва и Маши Мироновой, истории, в которую так неожиданно и странно вмешались важные исторические события, идёт от лица самого постаревшего уже Гринёва, современника автора.

Речь рассказчика полна фразеологических единиц, служащих для обозначения самых разных явлений действительности. Это характеристика лица и совокупности лиц ; действий , состояний лица , и признаков ситуаций .

Так, в начале повести идёт описание гувернёра, француза Бопре. Автор использует обороты как книжные, так и разговорные, что указывает на желание Пушкина сделать своего героя приближенным к народу.

«Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности. Главной его слабостью была страсть к прекрасному полу; нередко за свои нежности получал он толчки, от которых охал по целым суткам. К тому же не был он и врагом бутылки, т.е. любил хлебнуть лишнее». Взаимоотношения Гринёва и француза Бопре характеризует устойчивое словосочетание разговорного стиля «душа в душу», т.е. «в полном согласии, дружно». Такое количество фразеологизмов при характеристике лица больше не повторяется.

Объём фразеологических оборотов изменяется по мере введения новых действующих лиц, в речи которых эти единицы начинают выполнять свои функции.

Андрей Петрович Гринёв, отец Петруши, человек строгий, прямолинейный. Он отрицательно относится к лёгкому, но бесчестному способу делать карьеру при дворе. Потому он не захотел посылать на службу в Петербург своего сына: «Чему научится он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон». Автор использует военную лексику разговорного характера в речи старшего Гринёва, чтобы подчеркнуть строгое отношение последнего к службе, раскрыть особенности его характера.

В письме старому другу, которое передаёт Петруша, он говорит: «Теперь о деле… К вам моего повесу»… гм … «держать в ежовых рукавицах», т.е. в большой строгости. Ещё раз подчёркивает Пушкин характер старшего Гринёва.

Характер молодого Гринёва показан Пушкиным в его движении, развитии под влиянием тех жизненных условий, в которые он поставлен. Писатель наделяет героя повести особой манерой языка, соответствующей его умственному кругозору, уровню его развития, его общественному положению, характеру.

Вот мы видим вырвавшегося на волю юнца, который сразу же решил познать гвардейские «радости». Он весь вечер прокутил с ротмистром гусарского полка. Впоследствии уже повзрослевший Гринёв иронично замечает: «Встав из-за стола, я чуть держался на ногах; в полночь Зурин отвёз меня в трактир». Речь рассказчика характеризует активность экспрессивно-эмоциональной фразеологии. Так, после знакомства со Швабриным, который описывает Гринёву семейство коменданта, автор говорит о своём настроении: «Он с большой весёлостию описал мне семейство коменданта, его общество и край, куда завела меня судьба. Я смеялся от чистого сердца … ». Пушкин подчёркивает фразеологизмом «от чистого сердца» наивность, искренность молодого героя.

Даже когда Петруша находится в унынии, речь его продолжает изобиловать фразеологическими оборотами. Они призваны подчеркнуть душевное состояние героя. Гринёва отправляют в Петербург, он думает: «Час от часу не легче! К чему послужило мне то, что ещё в утробе матери я был уже гвардии сержантом!» он описывает чужое место: «Передо мною простиралась печальная степь. Наискось стояло несколько избушек; по улице бродило несколько куриц. И вот в какой стороне осуждён я был проводить свою молодость!»

Динамичность рассказа Гринёва не поддерживается фразеологизмами с глагольным значением , зато часто употребляется наречный оборот час от часу , заставляющий ощущать движение действия, смену событий и состояния героя. Например, игра Петра Гринёва в трактире: «Шары поминутно летали у меня через борт; я горячился, бранил маркёра, который считал бог ведает как, час от часу умножал игру …». Или описание погоды: «Ветер между тем час от часу становился сильнее».

Петруша Гринёв – человек правдивый, честный, который говорит, не лакируя своего прошлого, не выставляя своих добродетелей и не скрывая своих недостатков. Это также чувственный человек. Он ласково обращается к своей любимой: «Я предчувствовал, что застану Марью Ивановну одну… Я обнял её. – Прощай, ангел мой, моя милая, моя желанная».

Пушкин использует в речи Гринёва разговорно-бытовые фразеологизмы, чтобы показать состояние героя и его волнение за судьбу любимой: «Тогда что станется с Марьей Ивановной. Холод пробегал по телу моему, и волоса становились дыбом». Писатель подчёркивает переживания Петруши двумя оборотами. Также с помощью устойчивых сочетаний, в которых присутствуют элементы живой народной речи, Пушкин как бы даёт возможность самому читателю дорисовать в своём воображении то, что окружает юного Гринёва, представить его душевное состояние, выраженное в фразеологизмах «тоска взяла меня», «дух мой упал», «едва держался на ногах», «мороз пробежал по телу».

В разговоре с Пугачёвым Гринёв употребляет устойчивое сочетание дать себя знать:

  • Что же говорят обо мне в Оренбурге?- спросил Пугачёв, помолчав немного.
  • Да говорят, что с тобой сладить трудновато; нечего сказать: дал ты себя знать.

Пушкин вводит в речь Гринёва фразеологизмы, в которых присутствуют компонент бог, например: «Что такое?»- спросил я, очнувшись. «Не знаем, бог весть, - отвечали гребцы, смотря в одну сторону».

Или в разговоре с Пугачёвым:

  • Кто же я таков, по твоему разумению?
  • Бог тебя знает; но кто бы ты ни был, ты шутишь опасную шутку.

При помощи фразеологических сочетаний разговорного характера рассказчик описывает радушие хозяев: «Василиса Егоровна приняла нас запросто и радушно и обошлась со мною как бы век была знакома», т.е. давно.

Речи главного героя присуще и грубое просторечие. Например, при чтении письма отца: «Я старался по почерку угадать расположение духа, в котором писано было письмо, наконец решился его распечатать и с первых строк увидел, что всё дело пошло к чёрту». Не случайно Пушкин обращается к этому фразеологизму, который употребляется как указание на полное разрушение, уничтожение чего-либо. Это письмо означает крах надежд Петра Гринёва.

В кульминационных главах в речи Гринёва почти не остаётся фразеологизмов, зато прямая речь других персонажей изобилует ими.

Устойчивые выражения в речи персонажей

Фразеологические обороты, возникшие из народных пословиц, вводятся в речь персонажей, характеризуют предмет речи персонажей, характеризуют предмет речи и служат средство речевой характеристики. Элементы разговорной речи характерны рядовому офицерству, тесно связанному с солдатской массой. Это и кривой гарнизонный поручик Иван Игнатьич, и сам капитан Миронов, даже и не бывший по происхождению дворянином, «вышедший в офицеры из солдатских детей».

Например, Иван Кузьмич употребляет устойчивое сочетание «не робкого десятка» в значении «смелый, небоязливый».

«Василиса Егоровна! – сказал комендант. – Здесь не бабье дело; уведите Машу; видишь: девка ни жива, ни мертва». Не случайно Пушкин использует в речи Ивана Кузьмича экспрессивные разговорные обороты. Комендант очень близок к своим «детушкам», простым солдатам. Он употребляет и просторечные фразеологизмы «даром что», «ни бельмеса»: «Маше здесь оставаться не гоже». <…> да и тебе советовал бы с нею туда же отправиться; даром что ты старуха, а посмотри что с тобою будет, коли возьмут фортецию приступом». Вот Иван Кузьмич ведёт допрос башкирца: «Что же ты молчишь? Али бельмес по-русски не разумеешь?»

Писатель изменяет просторечный фразеологизм «ни бельмеса», чтобы подчеркнуть колорит местности, диалекта.

Мироновы живут дружно, душа в душу. Жена коменданта Василиса Егоровна очень похожа на своего мужа. Недаром он говорит: «Да, слышь ты, баба-то не робкого десятка». Это простая добрая старушка. О Швабрине она говорит: «Бог знает, какой грех его попутал; он, изволишь видеть, поехал за город с одним поручиком, да взяли с собою шпаги, да и ну друг в друга пырять; а Алексей Иванович и заколол поручика, да ещё при двух свидетелях!».

Василиса Егоровна заботится о судьбе дочери. Она сетует: «Одна беда: Маша, девка на выданьи, а какое у ней приданое? Частый гребень, да веник, да алтын денег». «Хорошо коли найдётся добрый человек; а то поди сиди себе в девках вечною невестою». Вновь мы видим использование просторечного фразеологизма для усиления высказывания, уточнения мысли: на выданьи – «в возрасте, когда принято выдавать замуж», сидеть в девках - значит «быть незамужней».

Характерны языку Василисы Егоровны устойчивые сочетания с компонентом бог. Например, в разговоре с Гринёвым: «А у нас, мой батюшка, всего-то душ одна девка Палашка, да слава богу, живём помаленьку».

«А как тому два года Иван Кузьмич выдумал в мои именины палить из нашей пушки, так она, моя голубушка, чуть со страха на тот свет не отправилась». Пушкин изменяет фразеологический оборот, добавляя частицу чуть для усиления эффекта речи комендантши.

Трагическая смерть капитана Миронова поражает нас тем сильнее, чем горше оплакан он своей женой: «Свет ты мой, Иван Кузьмич, удалая солдатская головушка! Не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника!» Писатель использует здесь фразеологизмы народной поэтической речи, располагая их компоненты так, что образуется экспрессивный ритмический рисунок: акцентная равноместность создаёт монотонное горестное причитание, восходящий и нисходящий акцентные ряды передают подъём и падение тона.

Роль фразеологизмов в создании образов Емельяна Пугачёва и Савельича

Как показали наши исследования, Пушкин особенно широко использует фразеологизмы в речи Емельяна Пугачёва, личности мощной и противоречивой, показанной объективно, со всей его жестокой правдой.

Его речи присуще множество модальных и междометных фразеологизмов с компонентом бог . Например, при встрече с Савельичем употребляет фразеологию устаревшего характера: «А, старый хрыч! – сказал ему Пугачёв. – Опять бог дал свидеться». Пушкин также использует в речи героя множество народных выражений: красная девица, долг платежом красен, послужить верой и правдой, семи пядей во лбу. Использование этих фразеологизмов привносит характер непринуждённости, непосредственности живой разговорной речи.

При первой встрече с Пугачёвым сразу складывается впечатление о нём, как о пьянице, проходимце. Он говорит: «Был тулуп, да что греха таить? Заложил вечор у целовальника: мороз показался невелик». Фразеологизм «что греха таить» как бы сглаживает его вину.

Однако, свойственны речи Пугачёва не только разговорного стиля фразеологизмы, а и обороты, употреблявшиеся, по-видимому, провинциальным дворянством. Это возвышает его из простого разбойника до романтического героя. Например, при встрече с Гринёвым: «А, ваше благородие, - сказал Пугачёв, увидя меня. – Добро пожаловать; честь и место, милости просим». «Честь и место» - формула почтительного приглашения .

Но тут же и элементы просторечия: «Что ваше благородие? – сказал он мне.- Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе верёвку на шею? Я чаю, небо с овчинку показалось», т.е. стало невыносимо страшно.

Пугачёв в изображении писателя отличается исключительной «сметливостью» - ясностью ума, вольным и мятежным духом, героическим хладнокровием и удалью, орлиной широтой натуры. Вспомним рассказанную им Гринёву сказку об орле и вороне. Пушкин вводит оборот «белый свет» со значением «окружающий мир, земля со всем существующим на ней; жизни во всех проявлениях». Смысл этой сказки в том, что миг вольной и яркой жизни лучше многих лет прозябания: «Однажды орёл спрашивал у ворона: скажи, ворон – птица, от чего живёшь ты на белом свете триста лет, а я всего – на - все только тридцать три года?»

Несмотря на свою силу, он всё же остерегается своих «ребят»: «Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою».

Однако Емельяну Пугачёву не чужды и добрые порывы. Он на стороне справедливости: «Кто из моих людей смеет обижать сироту?- закричал он. - Будь он семи пядень во лбу, а от суда моего не уйдёт».

Гринёв тоже пользуется его добротой: «Так и быть – сказал он, ударяя меня по плечу. – Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь».

Подобные фразеологические обороты сближают речь Пугачёва с речью родителей Маши Мироновой, отца Петруши, Савельича, подчёркивая общность их характеров и народную основу.

Очень правдиво показывает автор образ крепостного крестьянина, дядька Гринёва, Савельича. Преданность его своим господам далека от рабской принадлежности. Вспомним его слова в письме к Гринёву-отцу в ответ на грубые и несправедливые упрёки последнего: «Я не старый пёс, а верный ваш слуга, господских приказаний слушаюсь и усердно вам всегда служил и дожил до седых волос». Пушкин использует разговорную, просторечную фразеологию для стилизации авторской речи под речь людей той среды, которую изображает.

В разговоре Савельича тоже присутствуют обороты с компонентом бог: «Труд его сильно не понравился Савельичу: «Слава богу,- ворчал он про себя, - кажется, дитя умыт, причёсан, накормлен»». Этот фразеологизм употребляется в значении вводного слова «к счастью».

Оборот «ради бога» - в значении «пожалуйста». Выражение усиленной просьбы, мольбы звучат по отношению к Гринёву: «Савельич едва мог следовать за мною издали и кричал: «Потише, сударь, ради бога потише»».

При обращении к богу Савельич произносит устойчивое сочетание, которое в данное время является устаревшим: «…Царю небесный! Так ты изволь-ка почитать, что пишет ко мне барин».

В другом случае похожее обращение выражает сильное неудовольствие: «Господи владыко, - простонал мой Савельич, - заячий тулуп почти новёшенький. И добро бы кому, а то пьянице оголтелому».

Итак, мы видим, что все персонажи употребляют идиоматические выражения, и только Швабрин лишён этого.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)