Дом  ->  Мода и красота  | Автор: Паргеев Сергей | Добавлено: 2015-02-23

Как пошить рубашку

Открыв однажды бабушкин сундук, я нашел там необычную рубашку и холст. Они были желтовато-белого цвета, а рубашка вышита яркими нитками.

Мне стало интересно, как появилась эта рубашка? Бабушка рассказала, что из этого холста шьют рубашку и она выросла в поле. Она рассказала мне о процессе изготовления рубашки нашими предками. У меня появился вопрос: «Знают ли наши одноклассники, как получают рубашку, как она выросла в поле?». Со своим вопросом поделился с одноклассниками. Я предположил, что в старину для изготовления одной рубашки уходило не более одного месяца. А мой друг Сергей утверждал, что в старину изготавливали вручную, и проходило больше времени (но точно и он не знал). С другом решили спросить у одноклассников. Одни сказали, что нужно 10 минут, чтобы сбегать в магазин и купить. Другие – три месяца, некоторые были согласны с моим мнением и друга. Для уточнения мы решили спросить у учительницы. Она нам посоветовала изучить книги по этой теме, поискать в Интернете, расспросить бабушек и дедушек.

Для лучшего представления о льне и конопле мы посмотрели в «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова на стр. 325 и 290. В школе в кабинете биологии посмотрели коллекцию растительного происхождения. От прабабушки узнали, что рубашка растет в поле. Старший брат показал книгу на чувашском языке «Родной край. 6-7 классы» Е.Енькка. Здесь мы узнали значение слова одежды (тумтир) и изготовление из растительного материала одежды. Посмотрели книгу «Чуваши. Этнографическое исследование» профессора Н.И.Воробьева. В этой книге описывается поэтапное получения рубашки, т.е. с обработки волокна конопли и льна до получения холста. В книге «Бытовая культура чувашей» нашли описание процесса обмолотки семян конопли и льна. В книге «Культура Чувашского края». Иванова В.П., Матвеева Г.Б., Егорова Н.И. нашли варианты покроя рубашки. В «Чуваши: современные этнокультурные процессы» Григорьева Р.А., Гузенкова Т.С., Иванова В.П. и др. нашли, когда и где одевают национальную чувашскую одежду в настоящее время. В поэзии чувашского поэта К.Иванова «Железная мялка» в переводе на русский язык П.Хузангая нашли об орудии труда чувашей, т.е. о мялке. В Интернете blog.kp.ru нашли рисунки старинных предметов.

Сперва мы узнали, как изготавливали одежду. Для приготовления рубашки нужен материал. Откуда брали материал? Его ткали изо льна, конопли, а самые плохие сорта готовили и из оческов. Изготовление холста являлось основным занятием чувашских женщин. Самодельные ткани: холст, хлопчатобумажные, шелковое и шерстяные (сукно) в настоящее время для пошива платья почти не употребляются, да и редко изготавливаются. Для пошивки нижнего платья употреблялись почти исключительно холст, самодельные хлопчатобумажные ткани и пестрядь. Холст(пир) – наиболее древняя ткань для изготовления одежды у чувашей. Начиналось это дело с обработки на волокно конопли или льна.

Для прядения кудели употреблялись обычные для всех народов края веретена с небольшими глиняными напряслицами и прялки (кěнчелеççи), состоящие из донца и деревянной подставки (пряслица), к которой привязывали кудель.

Саша попробовал прясть шерсть. Ох как трудно! Лен или коноплю прясть еще труднее!

С веретен нитки сматывались на мотовило (хутăр йывăççи) . Полученные мотушки (хутăр) связывали особыми узлами и хранили до ткания.

В марте нитки подвергали золе в печи, бучили в щёлоке в кадушках, прибавляя туда сыворотку и сырые яйца. После этого матушки ниток полоскали, просушивали и надев на воробы (ярăм йывăççи), перематывали на дуплянки (кăшкар). С дуплянок нитки перематывали на сновальни (сÿрекке)

Кройка рубашки

Мы приготовили сукно. А теперь надо кроить. А как же в старину кроили? Я спросил у прабабушки и нашел в книге «Культура Чувашского края», а образцы кройки помог найти брат, который учится в 7 классе по учебнику «Родной край. 6-7 кл.».

Наиболее распространенным старинным типом кроя рубахи является туникообразный покрой, когда спина и перед стоят из одного полотнища, перегнутого поперек в плечах. Основные конструктивные элементы традиционной рубашки: переднее и заднее полотнища (кěпе пÿлěхě), боковые клинья (кěпе хăййи), вырез для шеи – ворот (çуха), рукава (çанă), ластовица (кěштěк, хултă) – клин, вшиваемый в пройму и рукав под мышкой, подол (аркă)

Старинные мужские рубашки шились широкими и длинными, до колен. Они имели туникообразный покрой, грудной разрез делался на правой или левой стороне груди. Рубашка не имела воротника (шейный разрез окаймлялся полоской холста) и приполка (грудной разрез завязывался тесемками). Пришивалась подкладка – из более грубого и редкого холста. Прабабушка говорит, что подкладка защищала от пота, при необходимости могли менять ее. А это давало возможность использовать саму рубашку более длительное время.

Рубашки шили из белого холста различного качества, в зависимости от характера использования, а так же состояния семьи.

Пошивка рубашки у чуваш велась в каждой семье, где женщины обшивали всех ее членов, а девушки шили вещи для своего приданого. Шили исключительно на руках. Орудиями производства были иголка, наперстка, и ножницы.

Крашение ниток

Окраска также требовала большой работы и знаний. Для крашения применяли корни и листья трав марены, деревьев, кору дуба. Позже стали использовать химические красители.

Перед использованием заготовленных красителей делали вытяжки, большей частью водные. Для этого красители возможно сильнее мельчили, затем заливали водой и держали в таком виде в течение полусуток, а если краситель был деревянистый, то и полные сутки. Расчет был по весу: 1 часть растения, 10 частей воды. Размоченный таким образом краситель далее нагревали в течение 1 – 2 часов при температуре около 30ºС. После этого нагревание приостанавливали, жидкость оставляли в той же посуде в течение одного и более часов, затем процеживали через тряпку. Получившаяся таким образом вытяжка и употреблялась для крашения. Окрашивание проводилось либо только вытяжкой из красителя, либо с применением различных протрав: железного купороса, квасцов, медного купороса, красной кровяной соли и других. Окрашенную ткань промывали чистой водой и высушивали на солнце.

Наиболее распространенным красителем были еловые шишки – разные оттенки коричневого цвета. При покровном окрашивании шишками ели и шелухой лука он давал розовый цвет. Толокнянка при покровном окрашивании с еловыми шишками и чистотелом давала очень прочную зеленовато-коричневую окраску. Чистотел в чистом виде – зеленовато-коричневую тон. Кора ивы по протраве железным купоросом – черный цвет, а по протраве из медного купороса – болотный; кора тополя с красной кровяной солью – серый цвет, без протравы – желтоватый; кора ольхи – светло-табачный цвет, с медным купоросом – темно-табачный, а с железным купоросом – черный цвет, кора дуба – темно-желтоватый цвет, а железным купоросом – в черный, кора осины – цвет верблюжей шерсти, а с железным купоросом – серый цвет.

Ягоды крушины давали зеленую окраску, а черной смородины, вишни и малины – темно-коричневую с бордовым оттенком. Листья ветлы (ивы) – темно-зеленый цвет, а листья барбариса в зеленовато-желтый.

Трава сапожок (башмачок) окрашивала в светло-коричневый, а с железным купоросом в темно-коричневый цвет, дымянка – светло-коричневый тон, душистой ромашкой (цветы) окрашивали шерстяную пряжу в серо-желтоватый цвет, а хлопчатобумажные нити в бледно-зеленоватый. Листья и стебли подмаренника мягкого давали желтовато-зеленый цвет, а корни – различные оттенки красновато-коричневого, от темно-бордового почти до палевого. Стебли и листья яртышника с медным купоросом давали чистый голубой цвет, а конский щавель – конареечно-желтый, шелуха лука – от желтовато-коричневого до темно-коричневого.

Кроме красителей растительного происхождения, применялись и минеральные красители (особые сорта глин, песку и т.п.) [3, 144 - 145].

При изготовлении грубой льняной или хлопчатобумажной ткани нитки предварительно окрашивались в нужные цвета. Крашенные нити и пряжи использовали в вышивках.

Значит, наши предки проводили очень много времени для одевания семьи. Может и поэтому наша прабабушка и сейчас не сидит без работы.

По старинным обычаям, женщины обязательно, все своё свободное время должны были заниматься изготовлением одежды и украшением тканей, владеть секретами вышивки.

Этому искусству чувашских девочек начинали обучать с 6-7- летнего возраста. . К 12-14 годам многие из них, освоив секреты мастерства, многообразие техники становились прекрасными мастерицами. Став мастерицами, они готовили себе приданое, а выйти замуж, обязаны были обеспечивать семью всеми видами одежды. Создавая костюм девушки как бы воссоздавали большой мир и, вышивая, оживляли его. Орнаменты и узоры передавались из поколения в поколение, из рук в руки. Вначале такой костюм был рабочей одеждой наших прабабушек, а теперь одевают по праздникам.

Вышивка и значение вышивки

Основными цветами чувашей в старинных вышивках были черный и красный, а второстепенными голубой, светло-зеленый, малиновый, розовый, сиреневый, лиловый. В цветовой гамме большую роль играл белый фон. Считалось, что Бог любит белый цвет. Чувашей можно образно назвать детьми солнца. Солнце, дающее силу и жизнь всему на земле, занимало в одежде значительное место.

А знаете почему вышивали? Вышивали на воротнике, на концах рукавов, подоле. Говорили, что вышивка защищает человека от дурных глаз. Вышивка вокруг грудного разреза защищала девушек и кормящих матерей.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)