Дом  ->  Семья  | Автор: Мирнова Марина Николаевна | Добавлено: 2015-03-18

Как научиться понимать детей-подростков

Карл Маркс, обращаясь к делегатам Первого Международного Товарищества рабочих говорил, что от воспитания грядущих поколений зависит будущее человечества. Эти слова просто и исчерпывающе характеризуют значение воспитания и степень ответственности воспитателя перед обществом. В «Книге для родителей» А. С. Макаренко показал, что в деле воспитания неразрывно связаны общественный и личный интересы: «воспитание детей - самая важная область нашей жизни. Наши дети — это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети - это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это не все: наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

Казалось бы, сказанного достаточно, чтобы подчеркнуть важность работы, обращенной к родителям, к подросткам. И все же надо ответить, по крайней мере, на три возможных вопроса читателя. Во-первых, справедливо ли возлагать столь большую ответственность на родителей? Разве не существует в нашем демократическом обществе общегосударственная система воспитания подрастающего поколения - от дошкольных учреждений до средней школы, ПТУ, наконец, высшей школы, в различных звеньях которой трудятся миллионы специалистов — целая армия одних только школьных учителей? Вот им, профессионалам, и «карты в руки»! Разве не так рассуждают некоторые родители?

«Учителя для того и поставлены, чтобы воспитывать моего ребенка. А у меня свои заботы, своя работа, да и знаний по части воспитания у меня маловато - что же с меня спрашивать?» А кто-нибудь из родителей добавит: «Известно, что многие специалисты считают целесообразным только общественное воспитание детей, а воспитание семейное - анахронизм, пережиток, следствие недостаточного развития системы детских учреждений и школ-интернатов».

Во-вторых, если все же мы и примем без обсуждения, безусловно, правильное положение о том, что семейное воспитание входит в единую систему воспитания подрастающего поколения, что общественное и семейное воспитание не исключают, а, напротив, взаимно дополняют друг друга, возникнет другой вопрос: почему же речь идет именно о подростке? Разве не начинается воспитание с момента рождения ребенка? И разве не более значителен удельный вес семейного воспитания в дошкольном и младшем школьном возрасте?

И, наконец, в-третьих, коль скоро речь идет о формировании всесторонне и гармонично развитой личности нового человека — члена демократического общества, не правомернее было бы говорить о юности, о молодежи, а не о подростках? За этими тремя вопросами стоят другие — более частные и конкретные.

Бесспорно, что наша Родина располагает уже сегодня единой, широко разветвленной системой воспитания подрастающих поколений. Первым этапом в практическом решении этой задачи является комплексный подход к воспитанию, заключающийся в органическом единстве идейно-политического, трудового и нравственного воспитания с учетом особенностей различных групп трудящихся. Для успешного осуществления комплексного подхода к воспитанию необходимо единство усилий всех звеньев системы воспитания. А в этой системе, охватывающей не только учебно-воспитательные, но и трудовые коллективы, все общество, существенным звеном является семейное воспитание, поскольку и сама семья выступает, как говорил А. С. Макаренко, «коллективом особого рода». Только постоянное общение с родителями, основанное на устойчивых положительных эмоциях, обеспечивает нормальное развитие ребенка. Почему речь идет только о подростке? И кто он — подросток? Не правда ли, перед мысленным взором возникает своенравная, с легко меняющимся настроением девочка, в облике которой еще видны черты недавнего детства и вместе с тем отчетливо проглядывают признаки завтрашней юности. А может быть, вихрастый, веснушчатый, в царапинах паренек, немного нескладный, занозистый, задиристый, упрямый, во всем противоречащий воспитателям, вызывающий отчаяние родителей и, несмотря на громы и молнии, обрушивающиеся на его голову, упорно «гнущий» собственную линию? О таком говорят: «Сладу с ним нет»! И растерявшиеся родители мечутся от одной крайности к другой – то, занимая «жесткую линию», то потакая во всем, а нередко просто махнут рукой: «И школа-то с ним не может справиться, а мы — что?».

За периодом отрочества (подростковый возраст) давно закрепились понятия «трудный возраст», «переходный возраст». Почему трудный? Переходный к чему?

Пока же отметим, что именно период отрочества, как правило, оказывается наиболее серьезной проверкой правильности и действенности системы семейного воспитания; именно в эту пору совершается перестройка в отношении к окружающему, возникает не иллюзорная, как у младшего школьника, а действительная самооценка (хотя нередко ошибочная), резко возрастает критичность в оценке других при явно недостаточной самокритичности. Способность вовремя уловить совершающиеся изменения, чтобы с учетом их перестроить систему воспитания,— показатель высокой культуры родителей, глубины их понимания совершающихся в сознании, поведении, в личности подростка перемен, в которых он и сам-то еще не может до конца разобраться. Но как часто родители, вместо того чтобы предвидеть, не желают замечать этих перемен! Как часто они совершают такую естественную и непоправимую ошибку: не меняя ничего в своих отношениях с ребенком, «надежно» действовавших до поры отрочества, считают «блажью» и «капризом» то, что на самом деле свидетельствует о росте личности, о трудном и сложном переходе от детства к юности.

Подросток, словно витязь на распутье, - он заново открывает мир вокруг себя, потому что впервые открывает мир в себе. Он, как Дюшка из «Весенних перевертышей», порою удивляется, чаще действует безоглядно, подчиняясь настроению минуты, импульсу, мгновенному увлечению или внезапному разочарованию. Он воздвигает кумиры и низвергает их. Он ищет опору, но хочет обойтись без нее. Он тянется к авторитету и впервые сомневается в авторитете. Он - само движение, изменение, словно весенний поток, который прокладывает русло причудливо: то - напролом, то — неожиданно петляя, то, замедляя бег без видимой причины, то, низвергаясь водопадом...

И окружающие взрослые, поставленные в тупик, сами, чувствуя растерянность, скрывают ее под неопределенно-успокоительной формулой: «Возраст! Пусть перебесится. Не замечают, как подросток, вроде героя Чингиза Айтматова, уплывает от них все дальше и дальше, а когда спохватываются, оказывается: поздно, слишком поздно! «Делинквентное поведение», проще - «отклоняющееся поведение», еще проще — поведение, противоречащее нормам нашей жизни, становится проблемой именно в этом возрасте, и не случайно словосочетание «подростковая преступность» столь часто встречается в специальной юридической литературе, привлекает внимание публицистов, учителей, общественности и, конечно, родителей.

И все это происходит потому, что именно в подростковый период в тугой узел завязываются социальные, психологические, психофизиологические перемены, взаимодействуя, противодействуя, то, подкрепляя, то, мешая друг другу. Сейчас много пишут, а еще больше говорят о «ножницах» между более ранним физическим и более поздним социальным «созреванием». Однако, прежде всего необходимо подчеркнуть многообразие социальных перемен — подросток включен в сферу деятельности и интересов многообразных коллективов и социальных групп, он испытывает воздействия не только различные, но и в условиях непосредственного окружения нередко прямо противоположные, он вырабатывает самостоятельную позицию, но как раз в силу своего стремления к самостоятельности нередко подпадает под чужое, а порою и чуждое влияние. Острота потребности в старшем, умном, тактичном и чутком товарище сочетается с недостаточной критичностью и просто недостаточностью опыта, что приводит к ошибкам в выборе. Потребность утверждать себя, легко ранимое самолюбие, недостаточность развития внутренних моральных тормозов при ослаблении воспитательного воздействия приводят подростка к поиску наиболее легких и простых способов «заявить о себе».

Но ведь именно в отрочестве закладываются и преобразуются основания ценностных ориентации, формируется система интересов, возникают главные, подчиняющие себе все остальные потребности, решается вопрос «делать жизнь с кого...» Здесь исток, как будущего духовного богатства, душевной щедрости, нравственной стойкости, так и духовной скудости, узости интересов, душевной черствости, неуправляемой воли, «вожачества», основанного на подавлении других грубой силой. В эти годы переосмысливается и переоценивается уже накопленный опыт и вырабатывается основание жизненной позиции, отношения к людям, обществу, к миру и к своему месту в нем.

Подросток с этой точки зрения — «проект будущей личности», эскиз, очертания которого всегда будут присутствовать в законченном портрете.

Кто же он? Многоликий, меняющийся в зависимости от обстоятельств, Протей? Не поддающийся разгадке сфинкс? Ребенок, пытающийся быть взрослым? Нет, он просто подросток. И как подросток, как становящаяся и заявляющая о себе человеческая личность он не нуждается и в сюсюкании, заласкивании, потакании всем его слабостям, и в жестком, бескомпромиссном подавлении «дикого своеволия». Он - человек, и хочет одного - чтобы его понимали. Помните, что написал в сочинении герой фильма «Доживем до понедельника»? - «Счастье - это когда тебя понимают».

Работа «Школа выживания» адресована родителям, тем, кто больше всего ближе к подростку и в чьем понимании он особенно нуждается. Она написана с целью помочь родителям понять своих детей-подростков, разобраться в сложном и противоречивом мире их чувств, переживаний, помыслов, вырастить детей душевно и физически здоровыми, идейно и нравственно закаленными. Не надо только забывать, что любые общие закономерности, особенности всегда подразумевают «поправку на индивидуальность». Данная работа касается, прежде всего, общих закономерностей и типичных ситуации. Любящие и вдумчивые родители сами сделают «поправку на собственную ситуацию». Главное, любя сына, дочь, уметь видеть в них уже сегодня становящуюся личность, не «откладывать на завтра» формирование гражданственности, ответственности, глубокого уважения к человеческому достоинству. Только на пути любви и уважения, единства требовательности и чуткости, живой заинтересованности в становлении своих детей сознательными и ответственными гражданами нашего общества семейное воспитание становится органической частью всей системы демократического воспитания и вносит свою ощутимую долю в решение задачи формирования нового человека.

В своей первой работе мною были рассмотрены некоторые возможные ситуации, в которые может попасть ребенок и его родители, и как избежать наступления негативных последствий, защитить ребенка, помочь ему в трудной ситуации.

В настоящей работе мною затронуты некоторые другие типичные ситуации, в которых могут оказаться как дети, так и родители. А также практические советы как уберечь ребенка от насилия, найти верное решение в криминальной ситуации, чтобы выйти из создавшегося положения без особых проблем.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)