Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: Ливенцева Е.А. | Добавлено: 2015-01-29

Как избежать конфликтных ситуаций

Ссоры, размолвки, серьезные разногласия между людьми, вызванные какими-либо противоречиями, которые могут возникать всякий раз, когда двое или более вступают во взаимодействие, неизбежны. Однако при всем разнообразии конфликтов есть и универсальное средство против них, заключающееся в познании уровня своей конфликтности, собственного стиля конфликтных взаимодействий, понимание причин и структуры разногласий, а также овладение приемами и навыками поведения в сложных социально-психологических ситуациях.

Конфликты и их виды

Конфликт принято определять как столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений или взглядов участников взаимодействия, как крайнее обострение противоречий. Конфликты возникают не только между людьми – межличностные конфликты, но и внутри личности – внутриличностные. В этом случае развиваются противоположно направленные тенденции в психике человека. Например, конфликт между желанием ладить с людьми и неистрибимым стремлением доминировать над ними.

Межличностные конфликты так же неустранимы из жизни людей, как разгул стихий: наводнения, землетрясения, тайфуны, вулканы. Они – неотъемлемая часть человеческих отношений, они – нормальное явление в жизни людей. Конфликты возникают из-за различий между людьми, из-за того, что поступки, представления, чувства у них не одни и те же, а потому они могут приходить в столкновения. Там, где нет противоречий, нет и движения вперед, нет развития.

В зависимости от субъектов конфликтного взаимодействия конфликты подразделяются на несколько видов:

Внутриличностные конфликты: возникают в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями сотрудника, а также в ответ на рабочую недогрузку или перегрузку, на противоречивые требования.

Межличностные конфликты в сфере производства могут возникать из-за притязаний на ограниченные ресурсы, капитал, рабочую силу, использование оборудования, вакантную долж-ность, из-за несходства характеров.

Конфликт между личностью и группой. Этот конфликт возникает из-за неадекватности стиля руководства уровню зрелости коллектива, из несоответствия компетентности руководителя, компетентности специалистов коллектива, из-за неприятия группой нравственного облика и характера руководителя.

Межгрупповые конфликты – это конфликты внутри формальных групп коллектива, внутри неформальных групп коллектива, а также между формальными и неформальными группами.

По длительности протекания конфликты можно подразделить на кратковременные и затяжные. Первые чаще всего являются следствием взаимного непонимания или ошибок, которые быстро осознаются. Вторые же связаны с глубокими нравственно-психологическими травмами или с объективными трудностями. Длительность конфликта зависит как от предмета противоречия, так и от черт характера столкнувшихся людей. Длительные конфликты очень опасны, поскольку в них конфликтующие личности закрепляют свое негативное состояние.

К структурным методам разрешения конфликтов относятся:

  • Разъяснение требований к работе (каждый работник должен знать об ожидаемом уровне результатов, о том, кто представляет и получает различную информацию, о системе полномочий и ответственности и т.п.);
  • Координационные и интеграционные методы ( один из них - цепь команд. Иерархия полномочий упорядочивает взаимодействия людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Конфликт между двумя производственными подразделениями можно разрешить, создав промежуточную службу, координирующую работу этих подразделений );
  • Направление усилий всех участников на достижение общих целей;
  • Создание системы вознаграждений.

Межличностные методы разрешения конфликтов:

  • Уклонение – это реакция на конфликт, выражающаяся в игнорировании и фактическом отрицании конфликта. Цель обвиняемой стороны –отложить решение конфликта, дать противнику возможность обдумать свои претензии;
  • Сглаживание – это удовлетворение интересов другой стороны через «приспособление», чаще всего оно предполагает незначительное удовлетворение собственных интересов;
  • Компромисс – это открытое обсуждение мнений и позиций, направленное на поиск решения, наиболее удобного и приемлемого для обеих сторон.
  • Конкуренция может привести к доминированию одного партнера над другим. Это неблагоприятный и малопродуктивный исход конфликта, хотя следует признать, что конкуренция может стимулировать способности и талант;
  • Сотрудничество – это форма разрешения конфликта, при которой удовлетворение интересов обеих сторон более важно, чем решение вопроса.

Исход конфликтной ситуации будет зависеть не только и не столько от причин, факторов и моделей протекания конфликта, степени его затянутости, сколько от отношения самих участников в конфликтной ситуации.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)