Культура  ->  Музыка  | Автор: Иванов Коля | Добавлено: 2015-04-22

Как и кем исполнялись олонхо и былина

В детстве все узнают об Илье Муромце и других богатырях, которые, однако, скоро перемешиваются с персонажами сказок, а с возрастом просто забываются как «детские». А между тем былины, которые до недавнего времени еще можно было услышать в деревнях, вовсе не принадлежали к детскому фольклору. Напротив, эти песни исполнялись взрослыми серьезными людьми для таких же взрослых серьезных людей. Переходя от поколения к поколению они служили способом передачи древних верований, представлений о мире, сведений из истории. А все, о чем рассказывается в былинах, воспринималось как правда, как реально происходившие когда - то в далеком прошлом события.

Манера исполнения, текст звучит торжественно, что сразу вводит в атмосферу героических преданий, это нужно для того, чтобы уловить нечто общее между якутским эпосом и русскими былинами.

В старину олонхо создавали и исполняли певцы - олонхосуты, без музыкального сопровождения, которые пользовались особым почетом у народа за свой талант. Это были талантливые певцы, импровизаторы, обладавшие уникальной памятью запоминать наизусть многотысячные строки олонхо. Монологи героев олонхо поются, остальное декламируется в быстром темпе, но нараспев, близко к речитативу. Все олонхо исполняется одним человеком: олонхо- театр одного человека. Каждого персонажа олонхо певец исполнял не только как драматический актер, но также пел эти монологи особой мелодией. Олонхосуты - «профессионалы» занимались пением олонхо. Некоторые из них в осеннее и зимнее время и в голодный период весны выезжали в другие улусы петь олонхо. Якуты очень любили слушать хорошее пение. Собравшись в чью либо юрту, слушали олонхо. Публика притихала, женщины, расстроенные, побледневшие, толпились кучей где-либо на левой, женской, половине дома, мужчины задумчиво сидели вдоль стен на скамьях. Говорили шепотом, двигались осторожно, чтобы как бы не спугнуть дорогого гостя, на мгновенье посетившего их.

В старину былины исполнялись в сопровождении гуслей - струнного музыкального инструмента. Боян возлагая «свои вещие персты» на струны, пел о героических воинах прошлых лет. Боян – легендарный русский поэт – сказитель, вдохновляющий своим искусством российских дружинников в их битвах за родную землю.

Былины не пелись, а сказывались - произносились речитативом немного нараспев. Песня звучала медленно и плавно, степенно, чему соответствовал и образ самого сказителя: редко можно было встретить исполнителя моложе сорока лет. Обычно это были пожилые люди, лет пятидесяти - семидесяти.

В деревнях сказители пользовались почетом и уважением. Вокруг них всегда собиралось много слушателей, которые с трепетом и вниманием переживали истории богатырей. Особенно часто исполнялись былины долгими зимними вечерами, когда в крестьянской жизни наступало некоторое затишье.

Певец - сказитель жил со своими любимцами богатырями, жалел до слез немощного Илью Муромца, когда он сидел сиднем 30 лет, торжествовал с ним победу его над Соловьем Разбойником. Иногда он прерывал себя, вставляя от себя замечания. Жили с героем былины и все присутствующие. По временам возглас удивления невольно вырывался у кого-нибудь из них, по временам дружный смех гремел в комнате. Иногда прошибала слеза, которую он тихонько смахивал с ресниц. Все сидели, не сводя глаз с певца; каждый звук его монотонного, но чудного, спокойного мотива ловили они.

Сказители знали только сюжет, события, связанные с тем или иным богатырем, а также владели определенным набором таких вот общих мест, повторяющихся эпизод, из которых, как из кубиков, складывался как бы костяк, каркас былины. Все остальное рождалось на глазах слушателей. Поэтому даже один и тут же исполнитель не дважды повторить былину дословно, ничего не меняя в ней. Каждое исполнение былины было одновременно и процессом ее создания, а каждый исполнитель творцом. Иначе певцу пришлось бы держать в памяти многие тысячи стихотворных строк.

Таким образом, форма стихов олонхо и былинный стих - размеренны и плавны. Они как правило, не имеют рифмы, в них нет строго определенного числа слогов.

Структура эпопеи (Ньургун Боотур Стремительный) представляется такой: «Среднему миру» угрожают АбааЬылар, злые духи, обитающие в «Нижнем мире». Добрые духи, находящиеся в «Верхнем мире», подготовили героя, предназначенного для того, чтобы изгнать злых духов, угрожающих жизни обитателей «Среднего мира». Все три мира неразделимы, - хотя состоят из несовместимых элементов: «Верхний мир» - из воздуха, «Средний мир» - из земли и сухого огня, «Нижний мир» - из стоячей воды и гнилого огня. Появление посредника – единственное, что может спасти мать - землю и удержать ее в неизвестности. Этим посредником и является Ньургун Боотур, который призван восстановить гармонию миров. Главная идея олонхо - это защита своей родины от врагов, мир и покой на земле.

Художественно выразительные средства

Важную роль играют иллюстрации к произведениям. Сравнивая иллюстрации к двум национальным эпосам, можно находить много общего и во внешнем облике героев.

Богат язык якутского эпоса и русской былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник», насыщены эпитетами, метафорами, сравнениями, гиперболами.

Главные герои былин - богатыри, люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек: невиданной силой, безграничной храбростью, каким-либо особенным талантом.

Илья Муромец - это яркий образ русских богатырей, созданный народной фантазией. В него воплотились высокие духовные качества русского народа, любовь к родине, стойкость в борьбе с иноземными захватчиками, трудолюбие.

Героический эпос - олонхо «Ньургун Боотур Стремительный» о подвигах богатыря Ньургун Боотура. Стремительный - это говорит о том, что он силен, смел, честен. Богатырь айыы, главный герой якутского эпоса - самоотверженный основатель этноса или его бескорыстный защитник. В портрете, внешнем облике богатыря айыы подчеркиваются сила, красота, ум.

Для того, чтобы изобразить мощь богатырей, показать величие их подвига, авторы олонхо и былин пользовались приемом преувеличения. Такой прием называется гиперболой.

Сравнениями изобилует весь текст олонхо: стройный, как копье; стремительный, как стрела; огромен, как утес; как большая рыба, зимой вытащенная из полыньи.

В тексте былины сравнением «как черна ворона» рисуется несметная враждебная сила, собравшаяся под Черниговом.

Большое место в олонхо занимают повторы. Наиболее часто повторяются эпитеты к именам героев, героинь, богатырей айыы и абааьы, а также к названиям стран и миров, к кличкам богатырских коней. Особенно сложны. Красочны и полны эпитеты богатырских коней. Постоянный перечень эпитетов коня при каждом упоминании имени героя является традицией олонхо.

И в былинах можно встретить обилие всякого рода повторов. Обычно самые важные дела удаются герою с третьего раза или он совершает три подвига, из которых последний выделяется из остальных.

В олонхо представители племени «абааьы - айма5а» рисуются как злые и безобразные чудовища - это однорукие и однорогие циклопы. Они наделены все мыслимыми пороками (злобой, жестокостью, похотливостью, нечистоплотностью). Богатыри - абааьы нападают на людей, грабят и разрушают их страну, похищают женщин.

Так же описываются и главные противники богатырей в былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник» - они тоже особенные, исключительные. Это вполне естественно, ведь у богатыря должен быть равный противник, которого никто, кроме него, не победит.

В якутском эпосе богатырь – боотур перемещается вертикально: по особым проходам – аартык, своеобразным черным дырам, он попадает из одного мира в другой, третий.

Время действия былин тоже особенное. Главное его отличие от современности в том, что тогда все изображаемые в былинах чудеса невероятные события могли случиться и представлялись нормальными- мир существовал по другим законам.

Былинное время и течет по-другому, не как наше. Поэтому Илья, отправляясь в путь, «заутреню стоял во Муроме, а к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град», и это не воспринимается как что- то невозможное. Зато некоторые важные события, вроде сборов в дорогу, поединка и.т.д., описываются медленно, подробно, обстоятельно, и время как бы замедляет свое течение, ненадолго приостанавливается.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)