Справки  ->  Энциклопедии  | Автор: Олег Попов | Добавлено: 2014-10-24

Характеристика танка т-72

Характеристика танка Т-72

Летом 1968 года первый опытный образец танка с заводским названием «объект 172» вышел на полигон; к сентябрю была собрана еще одна машина. «Объект 172» обеспечивал более комфортные условия работы экипажа – лучшую вентиляцию боевого отделения, возможность прямой речевой и зрительной связи. Двигатель работал на различных сортах горючего: дизельном топливе, авиационном керосине Т-1, ТС-1, Т-2, автомобильном бензине А-66, А-72. Установка и демонтаж оборудования для подводного вождения занимал примерно в 3 раза меньше времени. К концу 1970 года тагильчане усовершенствовали осадовую часть. Увеличение веса «объекта 172М» до 41,5 т компенсировалось более мощным двигателем. В 1972 году решением специальной комиссии «объект 172» был рекомендован для принятия на вооружение и в серийное производство. 7 августа 1973 года постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «объект 172» был принят на вооружение под названием «Т-72», в том же году была выпущена партия из 30 машин. В 1974 году планировалось уже серийное производство уральского танка нового поколения. В 1975 году он получил символическое название – «танк Т-72 Урал».

Модернизация «объекта 172М» началась в танковом КБ Уралвагонзавода едва ли не раньше его официального принятия на вооружение. В 1973 году он был оснащен «Элементом» - устройством для самоокапывания, позднее его устанавливали на других отечественных танках. В том же году был разработан командирский вариант – Т- 72К, имевший дополнительную радиостанцию, зарядный агрегат для электропитания при выключенном основном двигателе и навигационную аппаратуру. В рамках опытно-конструкторских работ в 1971 – 1974 годах по теме «Буйвол» были созданы несколько экспериментальных танков с увеличенным с 68 до 70 градусов углом наклона лобового листа корпуса, сплошными бортовыми экранами и двумя вариантами башни с более мощной броней. Двигатель В-46Ф был форсирован до 840 л.с. В ходе испытаний опытные машины прошли до 15 тыс. км, но оставались в рабочем состоянии. На рубеже 1975 – 1976 годов были собраны первые 10 танков с прицельным лазерным комплексом ТПД-К. Благодаря всему этому правительственное решение от 10 августа 1976 года о модернизации танка Т-72 не застало КБ врасплох. Очень быстро был создан танк «объект 172М1», в 1979 году после успешных испытаний принятый на вооружение под названием Т-72А. От своего предшественника новый танк отличался лазерным дальномером и новым ночным прицелом наводчика, башней с многослойным бронированием, бортовыми противокумулятивными экранами, усовершенствованной пушкой 2А46 и комплексной системой постановки дымовых завес, включавшей как привычную термическую дымовую аппаратуру, так и 12 специальных мортир.

Очередное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о совершенствовании Т-72 вышло 5 июля 1981 года, и в том же году были построены первые десять танков. И вновь накопление усовершенствованных узлов завершилось созданием очередной модификации танка – «объект 184». В начале 1984 года вышли на войсковые испытания. 27 ноября 1984 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о принятии «объекта 184» на вооружение под названием «танк Т-72Б». Эта машина имела навесную динамическую защиту, дизель мощностью 840 л.с., комплекс управляемого вооружения 9К120 «Свирь» с лазерным наведением ракеты на цель, систему управления огнем 1А40-1. Управляемая ракета с высочайшей точностью поражала бронированные цели на дистанциях от 100 м до 4 км.

Т-72Б еще только испытывался, а в феврале 1984 года уже началось его совершенствование: разрабатывалась встроенная динамическая защита, повышающая стойкость брони при попадании не только кумулятивных, но и кинетических снарядов. В 1986 году внедрялись датчики ветра и усиленная бортовая коробка передач. В 1987 году строились первые танки с новым сиденьем, не привязанным к днищу, что давало механику-водителю дополнительные шансы на выживание при подрыве на мине. И, наконец, в том же 1984 году начинается изготовление деталей и узлов танка «объект 188» - будущего Т-90. В апреле 1988 года закладываются первые корпуса новой машины, оснащенной новым комплексом управления огнем 1А45 с дублированной системой наводки и оптико-электронной системой «Штора», сбивающей наводку управляемых и самонаводящихся ракет и снарядов. Во время испытания одного из ее прототипов два танка Т-72 обстреливались ПТУРСами типа «Милан». Все ракеты упали на землю, не долетев до цели метров 500. За 20 лет работы (с 1968 по 1988 годы), боевое могущество тагильского танка выросло почти в 4 раза! По сравнению с «объектом 172» танк Т-72 («объект 172М») имел коэффициент превосходства 1,1; Т-72А – 1,4; Т-72Б – 2,2; Т-90 – приблизительно 3,7 – 3,9. Уровень защиты лобовой проекции танка Т-90 в 3 раза превышает защиту Т-72 выпуска 1973 года

За создание и совершенствование танка Т-72 Уральское КБ транспортного машиностроения Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 марта 1986 года было награждено орденом Октябрьской Революции.

География боевого использования

В отличие от своего предшественника танка Т-64, география боевого использования которого ограничена лишь конфликтом в Приднестровье, Т-72 пришлось участвовать в боевых действиях во многих горячих точках мира, в том числе и на территории бывшего СССР.

Впервые эти машины применили сирийские войска против израильтян при боевых действиях в 1982 году в Ливане, в долине Пека.

Хорошо зарекомендовавшие себя в боях с израильтянами советские танки явились серьезной угрозой американским торговцам оружия на Ближневосточном рынке. Т-72 пришлось участвовать и в ходе иракско-кувейтского конфликта, переросшего в операцию США «Буря в пустыне» в 1991 году. Там они были задействованы как со стороны Ирака, так и со стороны Кувейта.

Довелось Т-72 повоевать и в различных конфликтах на территории испытанного СССР – в Нагорном Карабахе и Таджикистане. Самым серьезным испытанием для этих машин явились события в Чеченской Республике в 1994 – 1996 годах и в 1999 – 2000 годах. Во вторую чеченскую компанию потери бронетанковой техники федеральных сил были значительно меньше, чем в первую. Сказалось наличие у большинства офицеров боевого опыта, обученность экипажей и организация четкого взаимодействия и всестороннего обеспечения боевых действий.

Описанные выше эпизоды применения танков Т-72 в различных военных конфликтах подтверждают их высокую надежность и живучесть. Многие наши и зарубежные танкисты после боев благодарили создателей этой замечательной машины Т-72 за то, что она спасла им жизнь.

На базе танков Т-72 и Т-72А были разработаны экспортные варианты танков Т-72, Т-72М и Т-72М1, лицензии на производство которых, были проданы в свое время Чехословакии, Польше, Югославии, Индии, Ираку, а также освоено собственное производство этих модификаций для экспортных поставок. На основе танка Т-72Б была разработана экспортная модификация – танк Т-72С. Этот танк производится по лицензии в Иране.

Т-72 был единственным из отечественных танков третьего поколения, поставки которого на экспорт стали осуществляться спустя всего пять лет после принятия его на вооружение Советской Армии. Благодаря этому уральский танк стал самым массовым танком современности. Т-72 и его различные модификации состоят на вооружении армий более 30 стран мира. «Семьдесятдвойка» поставлялась в Финляндию, страны Центральной и Восточной Европы, Ближнего и Среднего Востока, Индию, ряд африканских стран.

После распада СССР различные модификации Т-72 оказались на вооружении армий новых суверенных государств, образовавшихся на территории бывшего Советского Союза. Благодаря широкой географии распространения «семьдесятдвойка» весьма широко применялась в различных локальных вооруженных конфликтах и войнах. В ходе боевых действий Т-72 вновь подтвердил свое резюме, надежной боевой машины с мощной броневой защитой и высокой живучестью.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)