Учеба  ->  Универсальное  | Автор: Ирина Иванченко | Добавлено: 2014-11-03

Как учили грамоту в древней Руси

Не надо думать, что Русь, а точнее Москва, были безграмотны. В Москве ведется огромная историческая работа, здесь создаются первые широко организованные государственные архивы, трудятся переводчики, составляются обширные библиотеки, как, например, библиотека Чудова монастыря в Кремле. Свои библиотеки имели бояре и купцы. В начале 16 века славилась своими книжными богатствами библиотека великого князя, заключавшая в себе редчайшие латинские и греческие сочинения, частью неизвестные на Западе. Эта библиотека вызывала удивление бывавших в Москве иностранцев. По словам пастора Веттермана, она состояла из еврейских, греческих и латинских книг и хранилась подле княжеских покоев под двумя каменными сводами. В великокняжеской библиотеке хранилось до 800 древнейших рукописей. Здесь были в подлинниках сочинения Тита Ливия, Цицерона, Светония, Юлия Цезаря, Саллюстия, комедии Аристофана, сатиры Сира, своды законов римских и византийских и многое другое.

В 15 и 16 веках тысячи писцов занимались в стране переписыванием книг. «Нет, кажется, ни одного народа, который столь много занимался и трудился бы над переписыванием, как русские», - писал посетивший впоследствии Москву академик Коль.

Усиленно растет в 15 и 16 веках грамотность широких масс населения. По подсчетам подписей на документах полагают, что в начале 16 века процент грамотных между помещиками московской области был свыше 65, а среди посадских достигал 25-40. Широко распространена была грамотность среди купечества посада. Особым уважением пользовались в древней Руси знание иностранных языков.

Сведения о школах 15-16 веков очень скудны. Одно из важнейших сохранилось в постановлениях Стоглавого Собора 1553года. Жалуясь на упадок образования, редакторы Стоглава писали: «А прежде этого училища бывали в Российском царстве на Москве и в Великом Новгороде, И по иным городам многие грамоте, писать и петь и читать учили: потому тогда и грамоте гораздых было много; писцы и певцы, и Чтецы славились по всей , славятся и до сих пор».

Обучение грамоте начиналось в древней Руси с 7 лет.

Вот как описывает школу В.Ян в своей книге.

«В глубине двора все (ученики) остановились перед небольшой избой. Тускло светило оконце, запорошенное снегом. Ребята взошли на крыльцо, стуча ногами, обивая снег…. В сенях толкнули низкую скрипучую дверь. Вошли в небольшую комнату и остановились у входа. В красном углу висели три старые иконы, освещенные горящей лампадкой. Длинные скамьи тянулись вдоль стены. Посреди стоял длинный узкий стол в две доски. Слюдяное окно, низкое и широкое, с настывшим льдом, пропускало тусклый свет.

К стене была прибита деревянная белая полка, где лежали рукописные книги. Под нею висели две ременные плети и связка березовых веток. Сбоку при входе стояла на табуретке деревянная лохань с водой; в ней плавал деревянный ковшик.

Учитель в меховой шапке и бараньем полушубке сидел на скамье в красном углу».

В древнерусских школах 14-16 веков производилось лишь начальное обучение: учили чтению, письму, читали часослов, псалтырь, апостола «и прочие божественные книги». Большое значение придавалось пению, обучение которому всегда упоминается рядом с обучением чтению и письму. Возможно, производилось обучение счету.

«Азбука» Ивана Федорова, изданная в 1574году, представляет собой первую российскую печатную учебную книгу. Она была составлена из 40 листов, или 80 страниц, на каждой странице по 15 строк. Две страницы пустые. В книге отсутствует нумерация страниц.

Азбука скромно оформлена пятью заставками и тремя концовками.

Иван Федоров положил в основу книги распространенный в то время буквослагательный метод, начинающийся с заучивания букв славянского алфавита и с усвоения двух- и трехбуквенных слогов. Первая часть книги – азбука – включает также и материал по грамматике.

На первой странице книги расположены 45 строчных букв кирилловского алфавита, затем приводится «впятословие», так русские книжники называли позднее алфавит, данный в обратном порядке. Далее знаки алфавита располагаются вразбивку, 8-мью колонками.

Это трехкратное повторение азбуки имело целью более твердое усвоение обучающимися каждой буквы алфавита.

Следующие упражнения представляют собой запись двух- и трехбуквенных слогов, с усвоения которых и начиналось собственно обучение чтению и письму.

В разделе «А сия азбука от книги осмочастныя, сиречь грамматикии» даны образцы спряжения глаголов на каждую букву алфавита, начиная с Б. В первом примере — спряжении глагола будити — глагольные формы соотнесены с местоимениями, а формы множественного числа пояснены описательно. Под заголовками «Страдательна ж суть тако» и «Страдательнаго убо золога времена» приведены формы страдательного залога глагола бита.

Следующий раздел «По прозодии а еже дващи воединых лежащее се есть повелительная и сказательная» объединяет сведения об ударениях и «придыханиях» в словах.

В разделе «По ортографии» даны в алфавитном порядке наиболее употребительные сокращения (слова «под титлами»). Но здесь же, в образцах склонения, приведены и полные написания существительных и прилагательных. Завершает изучение азбуки акростих, служащий для повторения алфавита.

Во второй части приводятся тексты для закрепления и развития навыков письма и чтения. Здесь помещены молитвы и наставления. Отрывки из притч Соломона и посланий апостола Павла как бы дают советы родителям, учителям и ученикам. Иван Федоров предстает перед нами провозвестником гуманной педагогики: он защищает детей от произвола родителей и призывает воспитывать «в милости, в благоразумии, в смиреномудрии, в кротости, в долготерпении, приемлю ще друг друга и прощение дарующе».

Азбука Ивана Федорова открывает историю российских печатных книг для обучения письму и чтению. Вся жизнь печатника-просветителя была посвящена тому, чтобы, как он писал, «по свету рассеивать и всем раздавать духовную пищу».

Азбука 1578 г. Показывает, что издание учебников было для Ивана Федорова делом всей жизни, где бы не основывал бы типографию печатник-просветитель, он везде издавал книги для обучения чтению и письму.

 

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)