Культура  ->  Литература  | Автор: Денис Петров | Добавлено: 2014-11-18

Герои романа Горе от ума

Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» стала событием в русской литературе. Она рисует картины жизни дворян и нравов светского общества 10-20-ых годов 19 века.

Это была эпоха, когда большинство дворян и не думало освобождать от крепостной зависимости крестьян-ратников, вернувшихся из похода 1812 года. В России по-прежнему торговали людьми. После изгнания французов дворяне возвращались в Москву, где отстраивались новые дома, а отношения оставались старыми, крепостническими. Но образованные и передовые дворяне понимали несправедливость крепостнических отношений, организовывали тайные общества, восхищались освободительным движением на Западе, говорили о свержении деспотической власти.

Грибоедов отразил в комедии всё усиливающуюся в русском обществе борьбу двух политических лагерей – лагеря помещиков-крепостников, «века минувшего», и лагеря передовой дворянской молодёжи, «века нынешнего», выступающего против существующих порядков. Ярким представителем всего нового в комедии Грибоедова является Чацкий, а всего старого, отжившего – Молчалин.

Чацкий и Молчалин ровесники, они умны и образованны, оба принадлежат к фамусовскому обществу.

Но Чацкий – истинный и страстный патриот, энтузиаст, среди «фамусовых» он чувствует себя одиноким, презирая и осуждая «век минувший». В монологе «А судьи кто?» он гневно выступает против тех людей, которые являются столпами московского дворянского общества. Он резко высказывается против милых сердцу Фамусова порядков екатерининского века, «века покорности и страха – века лести и спеси». Чацкий не рассматривает службу как источник личных выгод, службу лицам, а не делу. Он желал бы служить родине, а не прислуживаться начальству: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Молчалин – человек двуличный, угодливый, лицемерный. Он беден и безроден, но поставил перед собой цель достичь «степеней известных». И сделает, по мнению Чацкого, себе карьеру с помощью лжи, обмана и лести, «…ведь нынче любят бессловесных». В отличие от подхалима старого времени Максима Петровича он действует не так грубо и откровенно. При каждом удобном случае он незаметно льстит всем, кто может когда-нибудь ему быть полезным и становится практически незаменимым в фамусовском обществе.

Характер героев определяет их отношение к окружающим и прежде всего к Софье. Молчалин делает вид, что любит её, так как расположение дочери хозяина дома может пригодиться в его карьерном росте. В то же время чувства Чацкого искренны и бескорыстны. Молчалин оказывается счастливым соперником Чацкого в любви. Но если бы Молчалин был достоин любви Софьи, Чацкому, может быть, было бы не так горько. Однако ему предпочли низкого, подлого человека.

Общение Чацкого с людьми построено на спорах и конфликтах, обращенных ко всему обществу. Он защищает свое право служить просвещению страны путем научной работы, литературы, искусства, хотя и понимает, как это трудно в условиях самодержавно-крепостнического строя. Он отстаивает свободу мыслей, мнений, признает за каждым человеком право иметь свои убеждения и их открыто высказывать.

Молчалин же испытывает к людям чувство зависти, которое высказывается им ложью и лестью. Он убежден, что в его лета «не должно сметь Свое суждение иметь», что «надобно ж зависеть от других», и на вопрос Чацкого: «Зачем же надобно?» - поясняет: «В чинах мы небольших».

Нравственное лицо Молчалина неприглядно. Когда раскрылось его лицемерие по отношению к Софье, он просто струсил, униженно просил пощады и … сбежал. «Молчалины блаженствуют на свете!» - с горечью восклицает Чацкий, и читатель убеждается в том, что Молчалин опаснее, чем может показаться на первый взгляд.

В комедии Грибоедова «Горе от ума» Чацкий и Молчалин – это два совершенно разных и по характеру, и по мировоззрению человека. Образ Чацкого – образ борца, борца за правду, за свободу. Молчалин – олицетворение лжи, лести, эгоизма. Их конфликт вне времени. Он был и будет существовать всегда. Чацкого и Молчалина можно сравнить с двумя сторонами одной медали. По сути, общество и состоит из Чацких и Молчалиных, и каждый из нас сам выбирает, на чьей он стороне: на стороне страстного, умного, непримиримого Чацкого или на стороне безнравственного, но удачливого Молчалина. Я против притворства, лицемерия, карьеризма любой ценой, против всего того, из чего состоит лагерь фамусовых. Их мир всегда силен, и ряды его сторонников всегда многочисленны. Чацкий бежит из дома Фамусова и из Москвы «искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок!» Но он не сломлен. По моему мнению, такие, как Чацкий, всегда будут победителями в неравной борьбе со старым, отжившим миром. Поэтому я на их стороне.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)