Культура  ->  Литература  | Автор: Людмила Довгань | Добавлено: 2014-10-31

Жизнь и творчеств Гоголя Николая Васильевича

Гоголь Николай Васильевич - писатель. Родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Литературную известность Н.В.Гоголю принес сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832 гг.) украинским этнографическим материалом, романтическими настроениями, лиризмом и юмором. Будущий классик русской литературы происходил из помещичьей семьи среднего достатка: у Гоголей было около четыреста душ крепостных и свыше тысячи десятин земли. Предки писателя со стороны отца были потомственными священниками, однако, дед писателя Афанасий Демьянович оставил духовное поприще и поступил на службу в гетманскую канцелярию; именно он прибавил к своей фамилии Яновский другую — Гоголь, что должно было продемонстрировать происхождение рода от известного в украинской истории Евстафия (Остапа) Гоголя. Отец, Василий Афанасьевич, служил при Малороссийском почтамте. Мать, Марья Ивановна, происходившая из помещичьей семьи Косяровских, слыла первой красавицей на Полтавщине; замуж за Василия Афанасьевича вышла в четырнадцать лет. В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей. Детские годы будущий писатель провел в родном имении Васильевке (другое название Яновщина). Наведываясь вместе с родителями в окрестные места — Диканьку, принадлежавшую министру внутренних дел В.П.Кочубею, в Обуховку, где жил писатель В. В. Капнист, но особенно часто в Кибинцы, имение бывшего министра, дальнего родственника Н.В.Гоголя со стороны матери — Д. П. Трощинского.С Кибинцами, где была обширная библиотека и домашний театр, связаны художественные переживания будущего писателя. Другим источником сильных впечатлений служили исторические предания и библейские сюжеты, в частности, рассказываемое матерью пророчество о Страшном суде с напоминанием о неминуемом наказании грешников. С тех пор Николай Гоголь, по выражению исследователя К. В. Мочульского, постоянно жил «под террором загробного воздаяния».

Осенью 1831 года выходит 1-я часть сборника из украинской жизни «Вечера на хуторе близ Диканьки» (в следующем году появилась 2-я часть), восторженно встреченная А.С.Пушкиным: «Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами, какая поэзия!..». Вместе с тем «веселость» гоголевской книги обнаруживала различные оттенки — от беззаботного подтрунивания до мрачного комизма, близкого к черному юмору. При всей полноте и искренности чувств гоголевских персонажей мир, в котором они живут, трагически конфликтен: происходит расторжение природных и родственных связей, в естественный порядок вторгаются таинственные реальные силы (фантастическое опирается главным образом на народную демонологию). Уже в «Вечерах...» проявилось необыкновенное искусство Николая Гоголя создавать цельный, законченный и живущий по собственным законам художественный космос. После выхода первой прозаической книги Н.В.Гоголь — знаменитый писатель. 1835 год необычаен по творческой интенсивности и широте гоголевских замыслов. В этот год выходит следующий сборник прозаических произведений — «Миргород» (в двух частях). А.С. Пушкин отмечал в «Современнике»: «Г-н Гоголь идет еще вперед. Желаем и надеемся иметь часто случай говорить о нем в нашем журнале». В пушкинском журнале Н.В.Гоголь активно публиковался, в частности, как критик (статья «О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году»).

Переходя к рассказу о мистических образах Н.В.Гоголя, мы, прежде всего, должны установить следующее: все произведения Н.В.Гоголя, в которых так или иначе выступает мистика, делятся на два типа. Деление зависит от того, к какому времени относится действие - к современности или к прошлому (давность прошлого – полвека или же несколько веков – не имеет значения; важно, что это прошлое). «Пропавшая грамота» тоже относится к произведениям о «прошлом».

Первая повесть сборника «Вечеров на хуторе близь Диканьки» - «Сорочинская ярмарка» - открывается изумительным, полным восторга описанием Украины, родины Н.В.Гоголя. Сюжет повести, однако, очень скоро начинает клониться к нечистой силе, к «странному происшествию», случившемуся на ярмарке: между товаром появилась «красная свитка». Это дьявольская одежда даже и «разрубленная на куски» не даёт людям покоя: «как раз во время ярмарки чёрт со свиною личиной ходит по всей площади, хрюкает и подбирает куски своей свитки».

Завершает «Вечера на хуторе ...» повесть «Страшная месть». И здесь в одной из глав - хрестоматийно известное, божественное описание Днепра. Но всё сюжетное наполнено ужасом, гибелью людей и если не торжеством нечистого, колдовского духа, то историями его злых дел.

 

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)