Культура  ->  Литература  | Автор: Мансков Сергей Анатольевич | Добавлено: 2015-01-30

Герои романа "Мастер и Маргарита"

Вещный мир Мастера

Связка ключей упоминается четыре раза: «Пришедший подмигнул Ивану, спрятал в карман связку ключей, шепотом осведомился: «Можно присесть?» Ключ – «власть, сила выбора, вход, свобода действия, знание». То, что Мастер пользовался ключами, которые «стащил у нее [Прасковьи Федоровны] месяц тому назад связку ключей», он мог передвигаться по больнице, и, следовательно, имел свободу действия, т.к. «ключи являются зримыми символами доступа к освобождению». Мастер частично меняет пространство, передвигаясь не только по больнице, но и выходит на балкон. Ключи – это выход в другой мир, смена пространства, как средство, открывающее дверь – «символ перехода из одного места или состояния в другое… Дверь - своего рода приглашение разделить тайну… Переступая порог, человек забывает о собственной личности и материальном мире и вступает в мир тишины и благоговения». Именно Ивану хотел довериться Мастер, т.к. чувство одиночества не давало покоя Мастеру, и он хотел обрести собеседника.

Следовательно, связка ключей – атрибут Мастера помог ему в общении, обрести контакты с людьми и не чувствовать остро одиночество.

Шапка - атрибут Мастера: «… вынул из кармана халата совершенно засаленную черную шапочку с вышитой на ней желтым шелком буквой «М» .

Цвет данного атрибута – черный – «цвет тишины и спокойствия» . Эту шапочку сшила Мастеру Маргарита именно в то время, когда у него [Мастера] начались неприятности: его роман не захотели печатать, поэтому, для Мастера – это цвет покоя. Но параллельно с черным цветом доминирует желтый, который «может символизировать славу и божественную власть», а также «центр жизненной энергии» . По свидетельству Е.Булгаковой, сам писатель создавал роман в похожем костюме: «Михаил Афанасьевич больной, сидит в халате, в серой своей шапочке – над романом» . Шапочка являлась оберегом и выполняла защитную функцию, т.к. на ней присутствовала буква «М» - «обережные вышивки, выполняющие разные защитные функции…». Она всегда была с мастером, о чем свидетельствует ее изношенность: «… вынул из кармана совершенно засаленную черную шапочку…». О его судьбе сказано, что «он не заслужил света, он заслужил покой». Эти слова выносит Иешуа – второстепенный персонаж романа мастера, ведь он грешен, и «грехом оказывается именно сожжение романа» .

Третьим и самым значимым атрибутом Мастера является рукопись романа, вокруг которой и формируется вся мотивная структура текста. Именно рукопись маркирует Мастера как главного героя, создающего иршелаимский пласт романа. Ведь на нем завязан основной сюжет произведения: «- Дело в то, что год тому назад я написал о Пилате роман». По мнению критиков: «Булгаков…в Мастере воплотил свое выстраданное отношение к творчеству, свои мысли о творчестве, в полном смысле слова воплотил – одел в плоть поразительно цельного художественного образа» , т.е. он хотел, воплотить в образ Мастера себя.

Рукопись – это не напечатанная книга – «символ философии, знания» . И философский роман Мастера был посвящен тайному знанию жизни Иисуса Христа, древнему миру Ершалаиму, которая один из душевных порывов Мастера была сожжена: «В печке ревел огонь… Я [Мастер] вынул из ящика стола тяжелые списки романа и начал их жечь» . Сжигание рукописи напоминает ритуал – определенное магическое действие, т.к. «огонь – символ очищения» . Мастер хотел очиститься от мыслей, стать свободным и независимым от того общества, в котором жил и творил. Поэтому «смерть» для своего романа выбирает сожжение, ведь именно «огонь – очищает от зла» . Но судьба этой рукописи не так проста: «Рабочий стол – печка – коту под хвост – и снова печка. Таков путь рукописи Мастера» . Но в последних главах все же возвращается к Мастеру благодаря Воланду: «Кот моментально вскочил со стула, и все увидели, что он сидел на толстой пачке рукописей».

И не случайно Воланд говорит: «Рукописи не горят!» , ведь истинные великие вещи «вечны», бесценны и благодаря своей рукописи Мастер становится, наконец, свободным и бессмертным: «Действие, созданное Мастером романа о Понтии Пилате, соединяется с ходом современной жизни, где затравленный Мастер кончает свою земную жизнь, чтобы в потустороннем мире, в вечности обрести бессмертие» . У Булгакова Воланд «в буквальном смысле возрождает сожженный роман Мастера. Продукт художественного творчества, сохраняющийся только в голове творца, материализуется вновь, превращается в осязаемую вещь» . По словам Е.Яблокова: «Воланд – носитель судьбы, Покой – атрибут движения, и дать его может лишь Воланд; это значит: вывести из времени, поставить на грань бытия и небытия, отнять память и предать забвению» . Покой для Мастера и Маргариты - очищение. А очистившись, они могут прийти в мир вечного света, в царство Божие, в бессмертие, ведь покой, которого жаждут почти все герои романа – «это избавление от прошлого, от памяти» . И Мастер, наконец, избавится от тех страхов, мучающих его, от независимой критики и всего другого, что мешало его жизни. Покой необходим таким настрадавшимся, неприкаянным и уставшим от жизни людям, какими были Мастер и Маргарита: « ... О, трижды романтический мастер, неужели вы не хотите днем гулять со своей подругой под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта? Неужели же вам не будет приятно писать при свечах гусиным пером? Туда, туда. Там ждет уже вас дом и старый слуга, свечи уже горят, а скоро они потухнут, потому что вы немедленно встретите рассвет. По этой дороге, мастер, по этой» - говорит Воланд герою. Ведь благодаря нечистой силе Мастер нашел то, что всегда искал в вечности, а его роман нашел свое место в реальном мире.

В вещном мире Мастера атрибуты упоминаются «по спирали».

Мастер начинает писать роман (рукопись) о Понтии Пилате. Он знакомится с Маргаритой, но это не повлияло на то, что рукопись исчезла из его жизни. Мастер продолжает дописывать роман. В это время Маргарита своими руками сшила своему любимому шапочку и предсказывала ему славу.

Попав в клинику, Мастер не забывает ни роман, ни шапочку, что вечно была с ним, но обретает связку ключей, чтобы менять пространство и обретать общение.

Вещный мир Воланда

Часы и портсигар - важные и значимые атрибуты Воланда: «Незнакомец дружелюбно усмехнулся, вынул большие золотые часы с алмазным треугольником на крышке…» , которые являются символом «спокойствия… уравновешенного характера хозяина», что и соответствует Воланду. Ведь он пунктуален и всегда приходит вовремя: «Одиннадцать! И ровно час, как я дожидаюсь вашего пробуждения, ибо вы назначили мне быть у вас в десять. Вот и я!» На протяжении романа Воланд сохраняет спокойствие, ведь часы символизируют «сдержанность, спокойствие… символ уравновешенного характера…» Они помогали ему не выходить из - под контроля.

Функциональное значение часов сходно с портсигаром: «Незнакомец немедленно вытащил из кармана портсигар и предложил его Бездомному» и «он был громадных размеров, червонного золота, и на крышке его при открывании сверкнул синим и белым огнем бриллиантовый треугольник» . Они показывают отношение Воланда к высшему обществу, ведь они сделаны из золота, которое «обозначает широкий спектр качеств: утонченность, слава, знатность, богатство» . Воланд знатен и богат, и Коровьев отмечает это: «А за деньгами он не постоит, - Коровьев оглянулся, а затем шепнул на ухо председателю: - миллионер!» . По словам Е. Кузаковой: «Аксессуар (атрибут) – это…важная часть облика человека… которые столь же важны для создания имиджа… подчеркивают индивидуальность своего владельца и определяют его стиль. Аксессуары могут стать настоящими талисманами» – они охраняют своего обладателя. Также атрибуты Воланда украшены драгоценными камнями: портсигар – бриллиантами, которые символизируют «неизменность, целостность, твердость, неподкупность» , часы – алмазами, которые являются «вместилищем опасной силы, которую невозможно укротить… символ непобедимости, нерушимости, духовной мощи» . Воланд входил в число масонов, от того и треугольник на данных атрибутах, три вершины которого «означают Прошлое, Настоящее и Будущее, а весь треугольник - вечность» , которая заключается в бессмертии Князя Тьмы.

Таким образом, атрибуты Воланда (часы и портсигар) символизируют связь времен, силу и власть Воланда, а так же, являясь частью образа этого героя, означают принадлежность его к высшему обществу.

Многократно в романе повторяются необходимые Воланду атрибуты трость и шпага: «… под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя» и «Воланд оказался в какой-то черной хламиде со стальной шпагой на бедре» . На конце трости был «черный набалдашник в виде головы пуделя», цвет которого относят к смерти, темным силам, а собака «ассоциируется с загробным миром… Может означать преданность, защиту». Для ее обладателя – символ принадлежности к нечистой силе, который выполняет функцию посредника между мирами: загробным и реальным. Трость является атрибутом принадлежности к высшему обществу, ведь настоящий джентльмен должен был одет в шляпу (или берет) и перчатки, а так же иметь при себе трость: «Он [Воланд] был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость… Выбрит гладко. Словом – иностранец» . Атрибут необходим его обладателю как опора при ходьбе, т.к. Воланд опирался на нее в связи с болезнью ноги: «Приближенные утверждают, что это ревматизм…, но я сильно подозреваю, что это боль в колене оставлена мне на память одной очаровательной ведьмой…» . Именно ту же функцию выполняла и шпага - служила опорой: «Воланд был со шпагой, но этой обнаженной шпагой он пользовался как тростью, опираясь на нее» . В.Даль пишет: «Шпага – это холодное ручное оружие; прямая и остроконечная стальная полоса осаженная в рукоять с тарелкой и дужкой» . В первую очередь, это оружие, средство защиты и неотъемлемый аксессуар офицера.

Кулон (жук на цепочке)- атрибут Воланда, который встречается единожды: «Еще разглядела Маргарита на раскрытой безволосой груди Воланда искусно из темного камня вырезанного жука на золотой цепочке, с какими – то письменами на спинке» . Цепь – показатель высокого общественного статуса Воланда, т.к. означает: «…единство… как эмблему зависимости от общества цепь носят … должностные лица, этим они также подчеркивают свой высокий общественный статус». Кулон, висевший на цепочке, был из темного камня с вырезанным на нем жуком, который является символом «алчности, сладострастия и множества желаний» . Воланд жаждал власти над людьми, в чем и проявлялась его алчность.

Жук на цепочке – скарабей – «небольшой навозный жук черного цвета с металлическим оттенком. В Египетской мифологии жук скарабей считался символом возрождения в загробной жизни... являлся символом возрождения, смерти и воскрешения, олицетворением преодоления любых преград в жизни и после смерти» . Для Воланда его кулон является некой вещью, доказывающей его бессмертность: «…возрождение в загробной жизни» и жизнь после смерти. Именно эту теорию - «жизнь после смерти» доказывает Воланд отрезанной голове Берлиоза на Великом балу у Сатаны: «Вы всегда были горячим проповедником той теории, что по отрезанию головы жизнь человека прекращается…. Мне приятно сообщить вам, в присутствии моих гостей, хотя они служат доказательством совсем другой теории, о том, что ваша теория и солидна и остроумна» .

На спинке скарабея были изображены письмена, которые выражали «зависимость человека от спасительной силы божества» . Кулон Воланда раскрывает его, как полноценного сатану.

Точный цвет кулона не указан, сказано лишь, что кулон – темного цвета, который близкий к черному - «почти повсеместно предстает как цвет негативных сил. Он символизирует Тьму, Смерть….» [5;366]. Кулон – символ Сатаны – является его своеобразным амулетом, который «призван оберегать владельца от нежелательных воздействий со стороны – дурных влияний, заразных болезней, сглаза и злых чар, отводить беду» . Камень-амулет Воланда «сдерживает и сглаживает внутренние побуждения владельца», которые могут ему повредить, помогает влиянию своего хозяина и является символом долголетия, ведь «амулеты на цепочке … означают, что дух долголетия и счастья находится в безопасности и будет впредь посылать благодеяния тому, кто его носит» , что еще раз подчеркивает бессмертие хозяина.Таким образом, камень с вырезанным жуком является амулетом и охраняет Воланда от негативного воздействия и наделяет его сверхъестественными силами и возможностями Сатаны.

Интересно, что еще одним атрибутом Воланда является глобус. Он упоминается 8 раз: «Заметив, что Маргарита наблюдает за глобусом, Воланд прибавил: «Я вижу, что вас интересует мой глобус». Как отмечает Е.А.Яблоков: «…глобус же символизирует статус Воланда, олицетворяющего универсально – космическое начало» . Воланд знает о людях абсолютно все: «Он [Воланд] смерил Берлиоза взглядом, как будто собирался сшить ему костюм, сквозь зубы пробормотал что-то вроде: «Раз, два… Меркурий во втором доме… луна ушла… шесть – несчастье… вечер - семь» и громко и радостно объявил: - Вам отрежут голову!» . Воланд видит не только внешние, но и внутреннее изменение жителей Земли и в диалоге с Коровьевым произносит: «Ты прав. Горожане сильно изменились, внешне, я говорю, как и сам город, впрочем. …- Но меня, конечно, не столько интересуют автобусы, телефоны … сколько гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?» Глобус - это своеобразный талисман – «вещь, которая приносит человеку успех, счастье, довольство и процветание» . Талисман-глобус приносит Воланду успех и удачу. Знать все о людях ему помогает глобус – миниатюрный макет Земли. В его руках судьбы людей, значит – власть земная, т.к. «глобус… мировое владычество или абсолютная власть» . Воланд – Сатана, держа в руках глобус, пытается встать на одну ступеньку с Богом, управляет душами, и судьбами людей, ведь: «Бог часто держит в руках земную сферу или стоит на ней» . Дальше идет описание самого глобуса: «Рядом с Воландом на постели, на тяжелом постаменте, стоял странный, как будто живой и освещенный с одного бока солнцем глобус» или «Он [Воланд] умолк и стал поворачивать перед собою свой глобус, сделанный столь искусно, что синие океаны на нем шевелились, а шапка на полюсе лежала, как настоящая, ледяная и снежная» . Глобус заменяет Воланду средства массовой информации: «Я, откровенно говоря, не люблю последних новостей по радио. Сообщают о них всегда какие-то девушки, невнятно произносящие название мест… Мой глобус гораздо удобнее, тем более, что события мне нужно знать точно». Глобус нужен Воланду для того, чтобы наблюдать за событиями мира.

Воланд бессмертен и его атрибуты будут испокон времен циклично повторяться в том же порядке, что и в романе. Бесконечное движение атрибутов осуществляется по кругу, который символизирует «единство, вечность - символ законченности, который может заключать в себе идею и постоянства, и динамизма» .

Рассматривая мир Воланда, а именно Бал у Сатаны, там замечаем движение вальса по кругу, «медальон» и венец, что одели придворные Воланда, также имеют форму круга.

Каждый из атрибутов могут появиться в любое время, в любом месте, т.к. Князь тьмы всесилен. Все лишь зависит от того, насколько они нужны их хозяину - Воланду.

Вещный мир Маргариты

Альбом – один из важнейших атрибутов Маргариты, содержащий в себе множество предметов: «В руках Маргариты оказался старый альбом коричневой кожи, в котором была фотографическая карточка Мастера, книжка сберегательной кассы со вкладом в десять тысяч на его имя, распластанные между листками папиросной бумаги лепестки засохшей розы и часть тетради в целый лист, исписанной на машинке и с обгоревшим нижним краем» . Это памятные для Маргариты вещи, которые связаны с огнем, теплом и любовью, ведь коричневый цвет - «символ смешения огня, дыма, пепла и сажи, является символом дьявольской любви и предательства» . Альбом – предмет, соединяющий мир Мастера и мир Маргариты. Она могла часами сидеть и смотреть на фото Мастера: «Утирая слезы, Маргарита Николаевна оставила тетрадь, локти положила на подзеркальный столик и, отражаясь в зеркале, долго сидела, не спуская глаз с фотографии» . Нередко критики проводят параллель с женой М.Булгакова - Еленой Сергеевной, у которой так же, как и у Маргариты, была фотография любимого: «Фотокарточкой, хранимой далеко от чужих глаз, стал для неё снимок, некогда вклеенный в томик «Белой гвардии», - навсегда с особой нежностью любимый ею его фотопортрет» . Папиросная бумага в альбоме предохраняет его содержание от повреждений, т.е. выполняет функцию защиты. Лепестки розы – любимые цветы Маргариты и Мастера, присутствие которых говорит об их вечной любви: «Когда пронеслись грозы и пришло душное лето, в вазе появились долгожданные и обоими любимые розы». Ведь роза – «символ сердца …, а так же божественной, романтической любви… является символом совершенства, а форма ее полураспустившегося бутона стала образом кубка с эликсиром вечной жизни». К тому же, Елена Сергеевна Булгакова в своем дневнике пишет: «Получила письма от Миши, в одном была засохшая роза и вместо фотографии – только глаза его, вырезанные из карточки» .

В альбоме находилась «часть тетради в лист… с обгоревшим нижним краем» - это маленькая часть романа Мастера, которую успела вытащить из огня Маргарита и которая стала для нее самым дорогим: «Маргарите хотелось читать дальше, но дальше ничего не было, кроме неровной угольной бахромы» , ведь именно она хотела, чтобы Мастера напечатали: «Она [Маргарита] сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть мастером» . Единственная вещь, хранившаяся в альбоме Маргариты, но не принадлежавшая ей – сберегательная книжка со вкладом в десять тысяч рублей: «… - кроме того, ведь у нее же ваши деньги? Ведь она их, конечно, сохранила» . Эта книжка являлась неким доказательством того, что Мастер доверял своей возлюбленной.

Присутствие всех этих вещей в альбоме не случайно: все они связаны с Мастером: фотография – воспоминание о Мастере; лепестки роз – любовь к Мастеру; книжка сберегательной кассы – вера Мастера в Маргариту; лист тетради – роман Мастера, его душа; папиросная бумага в альбоме – защита воспоминаний.

Половая щетка – это так же атрибут, принадлежавший героини романа: «Маргарита наклонила щетку щетиной вперед, так что хвост ее поднялся кверху, и, очень замедлив ход, пошла к самой земле» или «Маргарита соскочила со щетки, и разгоряченные ее подошвы приятно охладила каменная площадка». Щетка в романе показана как некое средство передвижения – в данном случае щетка выполняет функцию летающей метлы. По словам Дж. Тресиддера, щетка - «… это скромная принадлежность домашнего обихода. Наделялась значительной магической силой … народное представление о том, что ведьмы отправляются на свои дьявольские шабаши верхом на помеле, связано с идеей, что злой дух может завладеть метлой и улететь на ней» . Но свою щетку Маргарита интерпретирует, как средство полета на шабаш, т.к. была ведьмой - «женщиной, наделенной колдовскими способностями от природы или научившаяся колдовать… умеет быстро передвигаться на помеле… Ведьма могла получить колдовские способности и после заключения договора с нечистой силой» , что и происходит с Маргаритой. Она заключает сделку с Воландом – Сатаной, согласившись быть хозяйкой у него на балу: «Установилась традиция… Хозяйка бала должна, непременно, носить имя Маргарита, во-первых, а во – вторых, она должна быть местной уроженкой… - Вы не откажетесь принять на себя эту обязанность? – Не откажусь, - твердо ответила Маргарита» и согласилась стать ведьмой. Но у Булгакова Маргарита «становится ведьмой не по собственному желанию, а по зову крови, будучи прапраправнучкой одной из французских королев по имени Маргарита - Наваррской (1492-1549) или Валуа (1553-1615), которых молва связывала с нечистой силой» .

Писатель в роман вводит вместо помела (метлы) половую щетку, так как ее геометрическая форма схожа с формой креста Тау, или креста святого Антония. Этот крест «в библейские времена означал конец света… Также, служил, знаком спасения израильтян, стоящих в дверях, чтобы защитить свои дома, когда Ангел Смерти прошел по Египту… Это знак служил символом освобождения для тех, кто обвинен, но потом оправдан. Был крестом святого Антония в Египте…» .

Также щетку можно рассматривать с точки зрения перевернутого христианского креста. «Крест – это символ Бога». Значит, если крест перевернут, то он должен являться символом антитезы Бога, т.е. Сатаны.

Даже внешний вид преображенной Маргариты соответствует облику ведьмы: «Традиционный облик ведьмы – женщина…с длинными распущенными волосами… Она умеет быстро передвигаться на помеле» . Только вместо помела у Маргариты современное средство передвижения – ее атрибут половая щетка: «Маргарита распахнула ее [дверь] и половая щетка щетиной вверх, танцуя, влетела в спальню» . По словам Дж. Тресиддера: «Танец дает чувство свободы и единения» . Другими словами щетка, танцуя, показала Маргарите, что она легка и свободна. Так же она подчиняется Маргарите, показывая, что та всемогуща и наделена великой ведьминской силой: «Она [Маргарита] осадила послушную щетку, отлетела в сторону, а потом, бросившись на диск внезапно, концом щетки разбила его вдребезги». Щетка постоянно слушалась Маргариту, как метла слушается свою хозяйку – ведьму.

Одним из атрибутов Маргариты является подкова, которая являлась подарком Воланда: «- Так возьмите же это от меня на память, - сказал Воланд и вынул из-под подушки небольшую золотую подкову, усыпанную алмазами» . Воланд, преподнося эту подкову в дар Маргарите, предлагает ей средство защиты, ведь «подкова – древний талисман против дурного глаза» . Она также предвещает «успех в делах, а для женщин – счастливое сотрудничество» . Даря подкову Маргарите, Воланд надеялся на выгодное с ней сотрудничество и оно состоялось: «- Кроме того, что если я еще нужна вам, то я готова охотно исполнить все, что вам будет угодно…» . Наряду с этим, подкову дарят к счастью, Маргарита выполнила свое обещание, и Воланд помог ей и Мастеру обрести покой и счастье.

Подкова была из золота с алмазами. «Золото – символ власти» , а «алмаз является вместилищем опасной силы, … символ непобедимости, нерушимости, духовной мощи» . Следовательно, подкова, являясь талисманом, помогла Маргарите достичь намеченной цели, при этом защищая ее от опасностей.

В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» функция вещи многозначна. Вещь, как «лакмусовая бумажка, помогает определить характер человека, вывести наружу скрытое, сокровенное. Следовательно, та или иная вещь, попадая в мир художественного произведения, становится носителем тех или иных смыслов, качеств и свойств . Вещь всегда дается в каком-нибудь значении, интерпретации. И не случайно М.Булгаков атрибуты героев наделяет именно магическими свойствами, т.к. « …в самом деле, Булгаков называл себя «мистическим писателем», но мистика эта не помрачала рассудок и не запугивала читателя…Знания, почерпнутые из Демонологии, Булгаков широко использовал в романе «Мастер и Маргарита» . То, что писатель верил в магию и колдовство, свидетельствуют некоторые факты его биографии. Его жена Е.Булгакова в своих воспоминаниях пишет, что именно вера в магию способствовала их знакомству: «Сидели мы рядом…, у меня развязались какие-то завязочки на рукаве…, я сказала, чтобы он [М.Булгаков] завязал мне. И он потом уверял всегда, что тут и было колдовство, тут-то я его и привязала на всю жизнь» или «… А он: «Ведьма! Ведьма! Приколдовала!» - «Тут и я понял, - говорил потом Миша … что ты ведьма! Присушила меня!»

В романе Булгакова все вещи (атрибуты) главных героев имеют магическое значение, являясь оберегами, амулетами, талисманами. Обереги отводят от владельца зло, талисман – приваживать добро, амулет несет защитную функцию. Все эти предметы «приваживают» добро и «отваживают» зло. Даже у Воланда – Сатаны есть как отрицательные, так и положительные качества. Мастер и Маргарита, обладая оберегами, притягивают положительные качества Воланда и«…в романе потусторонние силы в лице Воланда не только не препятствуют добру» , но награждают Мастера покоем и обретением вечной любви с Маргаритой. Остальные герои в романе не обладают вещами – оберегами, и поэтому не защищены от отрицательных сил Воланда.

Венец – один из атрибутов Королевы Марго: «Какая-то сила вздёрнула Маргариту и поставила перед зеркалом, и в волосах у неё блеснул королевский алмазный венец» , который встречается один раз, но оказывает большое влияние на раскрытие образа Королевы, т.к. именно этим титулом она наделена в романе: «Да и потом вы сами – королевской крови» - говорит ей [Маргарите] Коровьев» .

В традиционной символике «…венец (венок) – символ преданности, защиты, сознания, совершенства. Является атрибутом жизни, смерти и возрождения» . Чтобы стать королевой Великого бала у Сатаны Маргарита проходит весь ритуал посвящения, состоящий из нескольких обязательных этапов: «Когда Маргарита стала на дно этого бассейна, Гелла и помогающая ей Наташа, окатили Маргариту какой-то горячей, густой и красной жидкостью. Маргарита ощутила солёный вкус на губах и поняла, что её моют кровью. Кровавая мантия сменилась другою – густой, прозрачной, розоватой, и у Маргариты закружилась голова от розового масла. Потом Маргариту бросили на хрустальное ложе и до блеска стали растирать какими-то большими зелёными листьями» .

Кровь является «ритуальным символом жизненной силы» . Именно сила должна быть присуща королеве бала, чтобы выдержать все испытания ради возвращения своего Мастера. По словам Н. Жюльен: «Кровь - это носительница жизни… красное на белом может символизировать пролитую кровь и смертельную бледность» и, по словам Воланда в романе: «- Кровь – великое дело <…>» . Из этого следует, что «красное на белом» - это пролитая кровь на тело Маргариты (в данном случаи кровь – красное, тело - белое). Но пролитая чужая кровь – это грех, а значит, что королева бала грешна и может принять участие на балу вместе с приглашёнными, состоящие из: «королей, герцогов, кавалеров, самоубийц, отравительниц, висельников и сводниц, тюремщиков и шулеров, палачей, доносчиков, изменников, безумцев, сыщиков, растлителей» .

Через обряд посвящения Маргарита готовится к принятию титула стать королевою бала Воланда – сатаны. Не зря Коровьев делает лёгкий намек: «Вы [Маргарита Николаевна] женщина весьма умная и, конечно, уже догадались о том, кто наш хозяин…» После того, как Маргарита принимает грех и возрождается вновь, она имеет право стать наравне с сатаной на балу ста королей. Но что касается потустороннего мира, то в нем время останавливается и не движется (например, бал у сатаны). Именно таким образом решается проблема греха Маргариты: она совершила его за пределами времени, и ее душа осталась незапятнанной, следовательно, ее поступок безвреден и прощается. Отдать свою душу дьяволу, не означает отдать её вместе со своей любовью. Взяв на себя грех, она надеется обрести счастье с Мастером: «Маргарита слушала Коровьева, стараясь не проронить ни слова, под сердцем у неё было холодно, надежда на счастье кружила ей голову».

Венец был круглой формы, а «круг - единство, вечность» , ведь форма венца, как и короны, неизменна. Титул королевы бала вечен, а вечность заключается в том, что: «Ежегодно мессир даёт один бал. Он называется весенним балом полнолуния, или балом ста королей» . Атрибут выполнен из алмазов, а «алмаз - неодолимая сила…является вместилищем опасной силы, которую невозможно укротить» . Древние приписывали ему магические и охранительные способности. Именно алмазный венец охраняет, защищает Маргариту. Алмаз – «самое твёрдое вещество на земле». Камень твёрд, как характер королевы: «Маргарита, шатаясь, подошла к столу и оперлась на него… Ну что, вас очень измучили? – спросил Воланд. /- О нет, мессир, - ответила Маргарита, но чуть слышно» .

Кроме того, «алмаз символизирует солнце, свет, блеск. Ассоциируется с постоянством и неподкупностью… совершенная форма кристалла представляет абсолютную чистоту, духовность, неизменность» . Блеск этого камня «ассоциируется со стихией воды…Крещение соединяет в себе очищающие, растворяющие и плодородные свойства воды: смывание греха, растворение старой жизни и рождение новой» .

Венец в романе выполняет функцию короны, которая передаётся «из поколения в поколение». Но именно Маргарита достойна быть хозяйкой бала: «Да и потом вы сами – королевской крови» . И Булгаков подчеркивает связь героини с французскими королевами, носившими имя Маргарита: «В подготовительных материалах к последней редакции «Мастера и Маргариты» сохранились выписки из статей Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона, посвященных Маргарите Наваррской (1492-1549) и Маргарите Валуа (1553-1615)» . И как свидетельствуют исторические факты: «…жена Генриха IV [Маргарита Валуа] не оставила потомства, в образе Маргариты была контаминирована также Маргарита Наваррская, имевшая детей и создавшая знаменитый сборник новелл «Гептамерон» (1559)» . В романе же узнавший Маргариту по дороге на Великий бал у Сатаны толстяк называет ее «светлая королева Марго» и лопочет, «мешая русские фразы с французскими, какой-то вздор про кровавую свадьбу своего друга в Париже» .

Таким образом, венец – это важная деталь образа королевы Маргариты. Существует венец – существует защита не только Маргариты, но и любого носителя данного атрибута. Алмазный венец будет вечно существовать и переходить и рук в руки от королевы к королеве – в этом и заключается вечность.

Туфли – второй атрибут королевы, выполненный из роз: «Маргарита не помнит, кто сшил ей из лепестков бледной розы туфли, и как эти туфли сами собой застегнулись золотыми пряжками»

Выбор данного цветка неслучаен: «Обильно украсив бальные залы розами, Булгаков учитывал сложную и многогранную символику, связанную с этим цветком… Розы были издавна включены в символику католической церкви… это райский цветок, символ чистоты и святости, символ самого Христа или пресвятой девы Марии» . Роза – «образцовый цветок, центра мироздания, космического колеса, а также божественной, романтической и чувственной любви». Роза – символ сердца и присутствие туфель на балу говорит о том, что к ногам Маргариты будут приклоняться множество сердец: « - Да, - глухо ответила Маргарита, в то же время улыбаясь двум фрачникам, которые один за другим склонялись перед нею, целуя колено и руку» .

Маргарита принимает телесную смерть, проходя все этапы ритуала, одним из которых является омывание розовым маслом: «Кровавая мантия сменилась другою – густой, прозрачной, розоватой, и у Маргариты закружилась голова от розового масла», и не спроста именно розовым, ведь бывшая когда-то символом первой ступени возрождения «роза олицетворяла собой телесную смерть» . Втирание масла придаёт телу и душе мягкость, но при этом, сохраняется твёрдость статуса, ума и титула: «Но к делу, к делу, Маргарита Николаевна. Вы женщина весьма умная…» . Также масло помогало снимать напряжение, ведь не каждый выдержит встречу с представителями иного мира – покойниками: «но тут вдруг что-то грохнуло внизу в громадном камине, и из него выскочила виселица с болтающимся на ней полурассыпавшимся прахом. Этот прах сорвался с верёвки, ударился об пол, и из него выскочил черноволосый красавец во фраке и в лакированных туфлях» .

Золотые пряжки на туфлях также важная деталь, ведь золото – «металл Солнца, который концентрирует энергию, помогает при истощении нервной системы, дает кристальную ясность сознания и помогает при определенных обстоятельствах увидеть невидимое…накапливает мощный энергетический потенциал, отводит порчу и сглаз, усиливает энергетику солнечного сплетения… Также золото почитается как сильнейшее средство укрепления духа и продления жизни».

Таким образом, туфли из роз с золотыми пряжками – элемент традиционного костюма королевы бала, который помогает Маргарите сохранять спокойствие во время торжественной церемонии посвящения и защищает её от сглаза и порчи.

Медальон – атрибут Королевы Марго: «Откуда-то явился Коровьев и повесил на грудь Маргариты тяжёлое в овальной раме изображение чёрного пуделя на тяжёлой цепи» . Символика овала близка кругу, которая имеет «тройное значение: круговорот жизни, временной цикл и божественное начало» .

Носить данный атрибут становится для королевы очень трудно: «Тут Маргарита стала замечать, что цепь её сделалась тяжелее, чем была» . Цепь – это «символ зависимости <…> Как и путы, цепи являются эмблемой рабства, а в христианском искусстве - порока (закованные суетными страстями). Как эмблему зависимости от общества цепь носят выборные должностные лица, этим они также подчеркивают свой высокий общественный статус. Цепи могут быть символом семейного союза, а также союза небесных и земных сил».

С одной стороны, цепь - символ рабства, а с другой - семейного союза, союза небесных и земных сил. Маргарита является рабом у сатаны, и удерживает её на балу не только желание вернуть Мастера, но и та цепь, что висела у неё на шеи: «Цепь сейчас же стала натирать шею изображение тянуло её согнуться» . Пройдя через бал, Маргарита всё же обрела счастье с Мастером .

Главная деталь атрибута – изображение собаки (чёрного пуделя) на нём. В традиционном символизме собака «в более примитивных и древних представлениях ассоциировалась с загробным миром - как его страж и как проводник, доставляющий туда души умерших (например, мифический древнегреческий Цербер, ужасающий трехглавый пес у входа в ад)» . Но не случайно М.Булгаков вводит именно эту породу собак, т.к. она «известна своей преданностью, общительностью, способностью к обучению и дрессировке…в тоже время очень смелостью. Чрезвычайно привязаны к хозяевам, отзывчивы… обладают завидной твердостью характера, выносливостью, устойчивостью» . Именно Маргариту хотели привязать к своему хозяину – Воланду. Но в первую очередь пудель (как и у И.В. Гёте в «Фаусте») - это атрибут дьявола. Изображение собаки на балу встречается не единожды: «Какой-то чернокожий подкинул под ноги Маргарите подушку с вышитым на ней золотым пуделем, и на неё она [Маргарита], повинуясь чьим-то рукам, поставила, согнув в колене, свою правую ногу» .

Медальон на балу выполняет с одной стороны, функцию преграды для гостей из загробного мира, чтобы они не тронули Маргариту, а с другой - благодаря медальону на шее у нее есть возможность видеть умерших, общаться с ними, т.е. для нее они становятся «видимыми». И Бал Ста Королей, можно сравнить с загробным миром – адом, который «расположен под землей, там тьма, дым, смрад и мучения. Воздаяния за земную жизнь - общая тема для всех эсхатологических теорий, ее символизирует ритуал взвешивания души» . Ведь на балу Маргарита стояла напротив камина: «Внизу, так далеко, как будто бы Маргарита смотрела обратным способом в бинокль, она видела громаднейшую швейцарскую с совершенно необъятным камином, в холодную чёрную пасть которого, мог свободно въехать пятитонный грузовик» , из которого пылал огонь. Другими словами, камин выполняет функцию перехода из потустороннего мира в мир реальный. Также река, что текла снизу, конца которой «не было видно. Источник её, громадный камин, продолжал её питать» – часть загробного мира, т.к. в загробный мир можно попасть, переплыв реку. И благодаря медальону Маргарита получает пропуск в другой мир: в царство Аида – царство мертвых, где «трехглавый адский пес Цербер, на шее которого движутся с грозным шипением змеи, сторожит выход» .

Таким образом, медальон не только традиционный атрибут королевы бала, но и является пропуском – проводником в загробный мир: через «изображение пуделя» на нем поддерживается связь с Воландом. Данный атрибут выполняет с одной стороны, функцию преграды для гостей из загробного мира, чтобы они не тронули Маргариту, а с другой - благодаря медальону на шее у героини романа есть возможность видеть умерших, общаться с ними, т.е. для Маргариты они становятся «видимыми». Следовательно, медальон - «ключ» в загробный мир.

В ходе исследования в романе была замечена следующая системность: атрибуты Маргариты упоминаются с закономерной последовательностью, тем самым, отражая ее жизнь . Все началось с того, как Маргарита встретилась с Мастером: «Она несла в руках отвратительные желтые цветы. Черт знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто…. Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась…. И меня поразило не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!... Так вот она говорила, что с желтыми цветами в руках она вышла в тот день, чтобы я наконец ее нашел, и что если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее пуста». Что касается вещного мира, то благодаря встрече с Мастером у героини появляется альбом.

Когда Мастер попал в клинику душевнобольных, и связь с любимой прервалась, то Маргарита встречает Азазелло, который дает ей крем, после использования которого, Маргарита становится ведьмой, возвращает свою молодость и красоту и благодаря которому она попадает на Бал к Сатане.

Но чтобы попасть на шабаш ведьм и пройти истинный ритуал посвящения в ведьмы, ей нужна щетка, которой она пользовалась, как средством передвижением.

Она знакомится с Воландом, соглашается быть хозяйкой Бала. Но в ее внешнем облике не хватает некоторых деталей, а именно венца, «медальона» и туфлей, которые, следует заметить, одеваются сверху вниз.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)