Справки  ->  Энциклопедии  | Автор: Ирина Иванченко | Добавлено: 2014-10-30

Городские гербы Подмосковья

Волнующе и гордо звучит слово «герб», ведь это знак свободы и независимости. Заглянем в словарь: герб (в пер. с польского «herb» или от немецкого «еrbe» — наследство) так называется условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, рода или отдельного лица. Герб обязательно отражает исторические традиции и создается в соответствии с ними. Впервые термин «городской герб» официально появился в указе 1692 г. Этот указ предписывал в Ярославской приказной избе «быть печати изображением герб ярославской». Широко известный сегодня ярославский медведь с протазаном на плече стал первым символом, превратившимся в герб города. Таким образом, эмблема княжества совместилась с городской символикой и официально стала называться гербом.

Ученые не раз пытались ответить на вопрос: когда же впервые появились городские гербы. А.Б.Лакиер искал их в «древней русской жизни», с ним соглашались далеко не все. Например, известнейший геральдист В.К.Лукомский в начале XX века без тени сомнения заявил, что о гербах, в Русском государстве можно говорить не ранее XVII в. Однако в 1950-х гг. А.А.Ураносовым выдвигается версия о том, что о гербах на Руси, в частности о городских, надлежит упоминать начиная с XII в. Однако чтобы найти корни того или иного явления, нужно четко знать, о чем идет речь, иметь точное определение этого понятия. Анализ отечественной и зарубежной литературы по истории гербов позволяет определить герб как особый знак, а именно опознавательно–правовой, условный, но составленный по определенным правилам, фиксированный верховной властью. Думается, что это общее определение герба можно отнести и к городскому гербу. Городской герб – явление социальное. Как и всякий герб, он сложился в условиях феодального общества. В странах Западной Европы городские гербы возникли в связи со становлением особого административно–правового устройства города, отличавшего его от деревни. От сельского поселения город отличали городские стены, которые защищали его от неприятеля, посягавшего на свободу городской общины. Кроме того, они часто свидетельствовали об опеке сеньора, покровительствовавшего городу в пределах его укреплений. Не случайно городские стены, башни, ворота изображались на первых печатях и в гербах многих западноевропейских городов. Другим наглядным признаком, отличающим западноевропейский город, был его герб. С момента его появления у города герб занимал постоянное место на городской печати; если город чеканил собственную монету – на монете. Герб смотрел на жителя города со стен ратуши, с других городских зданий, с крепостных стен и ворот. Появление у города герба – качественно новый момент развития городской организации, свидетельство и самоуправляющейся административной единицы, особыми привилегиями, признававшимися верховной властью. В целом получение городами гербов объясняется усилением роли города в жизни средневекового общества. Таким образом, городской герб не просто продукт культуры, но, прежде всего знак, отражающий правовую жизнь общества. В нем соединялись юридические права и привилегии, предоставлявшиеся в средние века горожанам. Герб качественно отличал город от деревни, подчеркивая, что город – полноправный член феодального общества.

А что же в России? На Руси княжеские роды издревле имели свои отличительные знаки. У владимиро-суздальских князей таким знаком было изображение льва, у московских – всадник на коне. Эти родовые символы стояли на печатях, прилагаемых к государственным грамотам. Так как княжества назывались по главному городу, то княжеский знак одновременно становился и знаком города. За границей подобные знаки считали гербами, хотя они не являлись таковыми в строгом смысле слова. Поскольку в Западной Европе была целая наука по составлению гербов – геральдика, именно оттуда в Россию пришли строгие правила разработки новых эмблем.

Впервые с целым комплексом территориальных эмблем нас знакомит печать Ивана IV, приложенная к международным документам. В Большой государственной книге 1672 года царя Алексея Михайловича помещены изображения 33 эмблем городов, земель и княжеств. А вот толчком к систематическому составлению гербов явились петровские городские и военные реформы XVIII века.

Петр I впервые учредил в России Герольдмейстерскую контору, перед которой была поставлена задача составления дворянских родословий и создание государственного, личных и областных гербов по западноевропейскому образцу. Задумав ввести гербы, Петр обратился за советом к Я.В.Брюсу, который активно занимался геральдикой. Тот рекомендовал царю для составления гербов пьемонтского дворянина графа Франциска Санти, знатока геральдических наук и художника.12 апреля 1722 года личным указом Петра граф Санти был назначен на службу в Герольдмейстерскую контору, которая тогда находилась в Москве. Таким образом, первые, отвечающие правилам геральдики гербы, были созданы именно в Москве.

Санти начал работу с составления государственного герба. Он взял из «Титулярника» - рукописной книги XVII в., за образец рисунок государственной печати, изображавшей двуглавого орла с эмблемой Москвы на груди, поместил Московскую эмблему в щит так называемого французского вида, привел их размещение и раскраску в соответствие с правилами западноевропейской геральдики. В 1724 году последовал императорский указ о введении печатей для губерний, провинций и городов. С этого указа началась работа по созданию гербов для губернских и уездных городов. Санти серьезно отнесся к своим обязанностям и работал над созданием гербов с увлечением. Во все губернии он разослал вопросник, в котором он затребовал сведения о истории возникновения города, его названии, внешнего вида (каменный или деревянный), составе населения (по языку, вере), а также описание природных условий. Этот вопросник интересен тем, что в нем определено общее направление выбора эмблем для составления гербов русских городов. Надо сказать, что ответы, пришедшие Санти, были неполные, обрывочные, схематичные и то только из 4 губерний и нескольких провинций.

К сожалению, деятельность графа Санти прервалась в июне 1727 года, когда его обвинили в участии в заговоре, имевшем целью свергнуть малолетнего императора Петра II, и возвести на престол герцогиню голштинскую Анну Петровну. Санти был сослан в Сибирь, где провел 15 лет, только в 1742 году при императрице Елизавете ему удалось возвратиться в столицу, но к герботворчеству он так, и не вернулся.

За три года работы над городскими гербами Санти и его помощники, художники И.В.Чернавский и П.А.Гусятников «сочинили 137 гербов, из них три – московские и два уездных». В реестре гербов упомянуты города большие и малые, известные неизвестные. С подачи Санти гербы стали «говорящими», отражающими в себе историю своего возникновения и развития.

После удаления Ф.Санти от должности составление городских гербов, в России это дело находилось, по утверждению Сената, «не без остановки». Руководство по составлению гербов было передано под надзор обер-директору Военной коллегии Миниху. Под его руководством происходила лишь перерисовка имеющихся гербов. Это продолжалось до тех пор, пока вновь не возникла потребность в городской символике. Происходило сочинение гербов вновь заложенным городам – крепостям. Знаки, олицетворяющие город, все больше входили в жизнь русского общества, и не только в связи с городами. Так, вновь формирующиеся полки, называвшиеся по имени города, должны были иметь на знамени изображение его герба, заказы на такие эмблемы поступали в Герольдмейстерскую контору из Военной коллегии. Академия наук также заинтересовалась территориальными знаками. Эмблемы, символизирующие тот или иной город, использовались при составлении карт, атласов, географических описаний. Городской герб должен был украшать и печати с конца XVIII в. вплоть до 1917 года. Известны примеры изображения герба на флагах, вывешенных на различных общественных зданиях, городской герб использовали для украшения города и в торжественных случаях. Мундиры градоначальников украшали пуговицы с гербом подведомственного им города. К форменной одежде гражданских чиновников прикрепляли бляху также с изображением герба города.

Первое официальное пожалование герба состоялось в 60-х гг. XVIII в. городу Костроме. А затем последовало учреждение гербов вновь основанным городам. 7 ноября 1775 года императрица Екатерина II приняла указ, озаглавленный «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи». Он ввел новое административное деление России и создал, городские органы управления. В связи с этой реформой среди правительственных указов и распоряжений замелькали и постановления о гербах городов того или иного наместничества, губернии, области. Помимо этого был издан ряд альбомов с рисунками городских и губернских гербов. В настоящее время из них наиболее известен «Гербы городов, губерний, областей и посадов, внесенные в Полное собрание законов Российской империи за 1649 – 1900 гг.», составленный в конце прошлого столетия П.П. фон Винклером. Этот труд чрезвычайно популярен среди работников архивов, библиотек и музеев, коллекционеров, художников, краеведов и просто любителей истории. В одном альбоме собрано несколько сотен изображений гербов, извлеченных из многотомного собрания законов.

Массовое составление гербов легло на плечи Герольдмейстерской конторы, возглавляемой князем М.М.Щербатовым. Щербатов – историк, публицист, почетный член петербургской Академии наук был знатоком практической геральдики. Любитель и автор «Истории Российской с древнейших времен», под его руководством были созданы гербы для многих русских городов. Основной принцип, которому следовал князь в своей работе – составление герба с учетом характерных особенностей города – природных условий, ремесел, традиций, исторических событий. До конца XVIII века было разработано и утверждено более 500 городских гербов.

В 1778 году эстафету герботворчества продолжил И.И. фон Энден. С его легкой руки русский городской герб прибрел характерную форму, с которой мы знакомы сегодня. А в середине XIX в. герб еще более усовершенствовали. Это произошло при новом главе Герольдмейстерской конторы (в 1800 г. переименована в Герольдию) бароне Бернгарде Кене. Основное внимание барон уделил украшениям городского герба. Главное из них – корона венчала гербовый знак. Особенностью этого периода являлось обрамление герба венками, лентами, дубовыми и лавровыми ветвями и т.д. Эти украшения ушли из практики в 1889 году по инициативе нового управляющего Гербовым отделением – А.П.Барсукова.

Сегодня герб – это неотъемлемый символ любого города. Я в своей работе рассматриваю гербы Подмосковья, как пример старых уездных городов. Но вначале надо отметить особенность теоретического построения этих гербов. Так как все города принадлежали московской губернии, было принято эмблему герба условно делить на две части – в верхней размещали герб Москвы – всадник, поражающий копьем змия, а в нижней символ самого подмосковного города. Иногда эта традиция нарушалась, и эмблему Москвы размещали отдельно, в верхнем левом углу, подчеркивая тем самым губернское положение города. Для подмосковных гербов использовался французский щит с нанесенным изображением – характерным символом города.

Серпухов. Герб города, утвержден 17 декабря 1781 г. – красивый и запоминающийся - «в красном поле стоящий с распростертыми крыльями павлин». Павлин входит в число классических узаконенных геральдических фигур, эта эмблема означает гордость, желание славы, а также победу над тщеславным и гордым врагом. В XIX-XX вв. символ «павлин» в гербе Серпухова объясняли по-разному: одни, отмечая зоркость глаз и чуткость этой птицы, полагали, что она символизирует роль Серпухова как крепости-сторожа на границе, которую город выполнял в XVI веке, другие – что яркость павлиньего хвоста говорит о красочности тканей, выпускаемых серпуховскими мануфактурами.

Но фигура павлина в гербе появилась вовсе не поэтому. Санти собирая сведения о русских городах отмечал в них нечто особенное, то что отличало город от других. Получив ответ из Серпухова, он узнал, что в «монастыре одном родятся павлины» и изобразил эту редкую птицу в подмосковной эмблеме.

Коломна. Герб города, утвержден 20 декабря 1781 г. – «на лазуревом поле столб белый, наверху корона, около две звезды». Вот как трактует эти символы Н.Н.Сперансов в своей работе «Земельные гербы России»: «Думается, что для правильного истолкования эмблемы необходимо вспомнить славные события, совершавшиеся под стенами древнего города и связанные с отражением нашествий татарских ханов. Белый или серебряный, столб среди лазурного неба должен напоминать потомкам об этих событиях. Две золотые звезды указывают на умножение заслуженной славы в последующей истории». По замыслу создателя герба, его символика имела другой смысл и была связана с названием самого города.

В XVIII веке была весьма популярна легенда о поселившемся в этих местах итальянце из рода Колонна, воспользовавшись этой версией, Санти и создал герб города, олицетворяющийся стоящей колонной, т.е. столбом.

Руза. Герб города, утвержден 20 декабря 1781 г. – «в красном поле четыре обнаженных меча, в знак многих сражений, случившихся при сем городе в древние времена». Руза была основана в XIII-XIV вв. как крепость на западной границе Московского княжества. В древние времена, здесь действительно, происходило много сражений. Руза стала и местом междоусобиц во время феодальной войны XV века, когда спор за престол вели Василий Темный и Дмитрий Звенигородский.

Звенигород. Герб города, утвержден 20 декабря 1781 г. – «в голубом поле великий колокол, подписанный по краю оного неизвестными ныне литерами, каковой колокол, вылитый из меди, и поныне хранится» - так описывался герб в указе 1781 года. Однако в XIX веке рисунок был слегка изменен и на лазоревом щите остался серебряный колокол с золотыми украшениями. Звенигород как княжеское владение впервые упоминается в завещании Ивана Калиты. Он считался сторожевым городом-крепостью поставленным на горе, при приближении неприятеля в колокола крепости звонили, собирая русскую рать.

Волоколамск. Герб Волоколамска, утвержден 20 декабря 1781 г. – изображает «древние зеленые шанцы (укрепления) в серебряном поле, в знак, того, что сей город, дал храбрый отпор осаждавшему оный польскому королю Сигизмунду».

В ноябре 1612 года во время Смуты польско-литовские войска не смогли захватить город и, понеся большие потери, повернули назад. Герб города Волока Ламского олицетворяет крепкие границы русского государства.

Дмитров. В 1281 году возле Дмитрова сошлись на битву князья Дмитрий Переяславский, Святослав Тверской и Даниил Московский, пять дней стояли они друг против друга, но, договорившись о мире, разошлись. А в 1301 году четыре князя соперничающих княжеств - Даниил Московский, Иван Переяславский, Михаил Тверской и Андрей Городецкий - специально съехались в Дмитрове и порешили свои дела, как говорит летописец, "дружелюбно". Это событие и легло в основу эмблемы города, утвержденной 20 декабря 1781 г.: «четыре княжеские короны в горностаевом поле в память бывшего в оном городе знаменитого четырех российских князей съезда». В 1883 году герб был украшен в соответствии с новшествами: щит был оторочен горностаем, и увенчан серебряной короной в три зубца.

Сергиев Посад. Герб Сергиевского посада – «серебряная башня с золотым чешуйчатым куполом, увенчанным таковым же русским крестом», напоминает о воинском подвиге монахов Троице-Сергиевой лавры в начале XVII века, во времена Смуты. Свидетельствует об этом и «лазуревый щит с серебряной монастырской стеной с лазуревыми ивами и закрытыми черными воротами, за которыми возникает башня…, сопровождаемая двумя золотыми бердышами в столб на таковых же древках». Город получил свой герб в 1883 году.

Можайск. Герб города, утвержденный 20 декабря 1781 г., воинский - «в белом поле каменная стена о шести башнях». Пограничный западный город Московского княжества возвел каменную стену в XIV веке, она и стала символом защиты границы государства. Борьба с литовскими князьями, шедшими на Русь, другими захватчиками и сила города-крепости олицетворены эмблемой города.

Бронницы. Герб, утвержденный 20 декабря 1781 г. представляет собой следующее: «золотой конь в зеленом поле» - был дан городу «в знак того, что в сем месте были славные конские заводы». В этой эмблеме отразились природные условия местности. Обширные заливные луга, где паслись лошади, показались составителям герба более подходящими, чем объяснение самого названия города.

Подольск. Город получил свой герб в 1781 году, когда бывшее подмосковное село Подол было превращено в уездный город. В гербе Подольска отражено прибыльное занятие жителей – добыча знаменитого белого камня-известняка, широко использовавшегося для строительства Московского Кремля, о чем говорится и в описании: «два золотые, употребляемые каменотесами инструмента в голубом поле: в знак того, что жители сим промыслом набогащаются». Сто лет назад герб был перерисован, остался прежним, но вот в описание были внесены уточнения названия инструментов – кирка.

Клин. Герб Клина утвержден 16 марта 1883 года: «В серебряном щите скачущий почтальон, в червленой рубахе, зеленой епанче и черной шляпе и сапогах, на черном коне с червлеными глазами и языком, украшенном золотом седлом и сбруей. В вольной части герб Московский. Щит увенчан серебряной башенной короною о трех зубцах. За щитом два накрест положенных золотых молотка, соединенных лентою". Город Клин стоит на дороге между Москвой и Петербургом, поэтому самой судьбой он был предназначен стать почтовым городом. А образ быстрого и лихого почтальона стал эмблемой города.

Богородск (Ногинск). Когда-то Богородск был селом, в окрестностях которого открылось несколько небольших шелковых и бумаготкацких фабрик, впоследствии город сохранил текстильное направление своей промышленности, это и нашло отражение в эмблематике герба города, утвержденного 20 декабря 1781 г. В качестве основного элемента на гербе изображен «инструмент, которым навивается шелк, в золотом поле; в знак многих шелковых фабрик, находящихся в сем уезде». В 1880-е гг. Кене изменил герб города, найдя изображение прялки негеральдическим. Позднее герб был восстановлен, а город переименован в Ногинск.

Верея. Заглянем в словарь: верея – столб ворот, калитки или косяк дверного проема, к которым крепиться полотнище ворот или двери. Это значение слова и принято для городского герба Вереи, утвержденного 29 октября 1782 г.: «в серебряном поле в диком лесу, две дубовые, воротные вереи, с навесными золотыми крючьями, означающие собою имя сего города». Исторически уподобление города воротам весьма оправдано, он издревле был крепостью на западных рубежах.

Истра (Воскресенск). До XVII века село это было ничем не примечательно, пока патриарх Никон не выбрал его для нового монастыря. С этого времени село стало называться Воскресенским, а в 1781 г. получив статус города, приобрело и герб: «золотое солнце в голубом поле, яко принятый всеобщий знак, означающий имя сего города». Герб города утвержден 16 марта 1813 г.

Городской герб – это исторический источник, который приятно и интересно изучать. Обращаясь к прошлому герба, мы прикасаемся к истории самого города, а значит к истории нашей страны. Однако изучение это, требует кропотливой работы – знания символов прошлого, эмблем, изучение эпохи, в которую создавался герб, понимание мышления художника рисовавшего и применявшего элементы для герба. Все это вместе составляет удивительное путешествие в прошлое, полное загадок и новых открытий.

В своей работе я попыталась прикоснуться к этому прошлому, рассказать и осмыслить историю возникновения городского герба и понять символы, переданные в подмосковных гербах, которые донесли до нас историю этих мест.

 

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)