Производство  ->  Электроника и электротехника  | Автор: Литвин Антон | Добавлено: 2015-02-26

Фотография как инструмент психодиагностики

Фотография, наряду с автомобилем, компьютером и радио, является вещью, без которой трудно представить себе нашу жизнь. Однако если автомобиль вызывал у многих поначалу сомнение, то фотографию полюбили все и сразу. Были лишь профессиональные противники – художники, хотя фотография была создана как альтернатива работы живописцев.

Фотография существует с 1826 года. Фотография с точки зрения искусства – это творческое осмысление мира; в ее основе лежит документализм, но он не является единственной целью. В техническом же смысле фотография – это изображение, получаемое на светочувствительных материалах. Французский кинорежиссер и сценарист Жан Люк Годар говорил: «Фотография – это правда, а кино – это правда 24 кадра в секунду». Особую популярность фотография получила после изобретения Джорджем Истменом (создателя компании Истман Кодак Компани) простой в обращении фотокамеры «Кодак №1».

Фотография является источником информации в астрономии, биологии, физике, химии, искусстве, истории и др.

Сейчас фотография – это массовое увлечение, объект обсуждений и просто средство к существованию. Мы говорим не только о фотографах, но и о гадалках и парапсихологах, для которых фотография - средство для общения с человеком, носитель его биополя. Некоторые африканские племена считают фотографию изображением беса, который сидит в человеке. Фотографию используют для составления топографических карт. Фотографии применяют в гражданском и уголовном процессе. Но может ли фотография быть инструментом психодиагностики , т.е. можно ли по фотографии диагностировать качества личности; индивидуальные свойства, влияющие на межличностные отношения; особенности межличностных отношений ? (Сейчас очень популярны проективные рисуночные тесты, такие как рисунок человека, семьи и другие. Так почему бы не быть тестам по фотографии, ведь в основе и того и другого лежит механизм проекции.)

Психодиагностика – это область психологической науки и одновременно важная форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека. От других видов диагностики психодиагностика отличается объектом, предметом и используемыми методами.

Для научных целей фотография стала применяться практически с момента своего рождения: первую в мире микрофотографию методом калотипии сделал в 1837 г. У.Г. Талбот.

Применение фотографии в астрономии дало потрясающие результаты. Фотографии вытеснили прежние наброски от руки. В 1884 г. братьями Анри в Париже после трехчасовой экспозиции были получены снимки Плеяд. На них была хорошо видно 1421 звезд (включая и тусклые звезды 16-й величины), положение которых было зафиксировано с высокой точностью, сэкономив несколько лет труда. На этом же снимке оказалась новая туманность, открытая фотографией около звезды Майа. Также выяснилось, что при помощи снимков, сделанных в разное время, можно определить расстояние до звезд. С 1891 г. по астрономическим снимкам начали составлять первый каталог звёздных координат.

Без фотографии не обойтись при исследовании быстро протекающих процессов, изучении микроскопических объектов и недоступных глазу явлений. Рентгеновская фотография применяется в медицине, металловедении, кристаллографии. Специальные ядерные эмульсии регистрируют треки (траектории) заряженных частиц, прилетевших из космоса или разогнанных до высоких энергий в ускорителях . В космосе сделаны снимки обратной стороны Луны, поверхности Венеры и марсианских гор и многого другого .

ФОТОГРАФИЯ В ИСКУССТВЕ

Фотография стала первым в истории «техническим» искусством, оно возникло на основе определенных достижений в науке и технике. К середине XX в. фотография превратилась в обширную область творчества, куда входят художественная фотография, документальное и прикладное фотоискусство (используемое в плакате, оформлении книг, рекламное и т.д.).

Один из изобретателей фотографии Л. Ж. М. Дагер был художником, и первые фотографические снимки создавались в русле традиционных для живописи жанров портрета, пейзажа и натюрморта.

Натурная фотография 2-й пол. 19 в. была своеобразным подобием записной книжки путешественника: в ней фиксировался достоверный жизненный материал. Результаты ранних натурных съёмок послужили основой для возникновения репортажной фотографии. Широкий общественный отклик имели фотографии с фронтов Крымской 1853-56, Гражданской в США 1861-65, русско-турецкой 1877- 1878 войн.

Важной вехой в истории фотографии явились исполненные Э. Майбриджем (США) циклы фотографий, снятых несколькими камерами с разных точек зрения (самый известный - "Галопирующая лошадь", 1878), которые обнаружили необычайную красоту пластики реальных движений.

Важную роль в эволюции фотоискусства сыграли такие приёмы фотографирования, как репортажная съёмка "скрытой камерой", длительное фотонаблюдение, создание фотосерий (т. е. фотоочерков или цикла фотографий на одну тему).

В 1970-е гг. чрезвычайно усилилось влияние фотографических форм художественного видения на живопись и графику, что привело к появлению различных видов т. н. гиперреализма (представители которого имитируют фотоискусство).

На современном этапе в развитии фотоискусства появляются новые жанровые формы и творческие манеры. В образах документального фотоискусства всё чаще предстают не только события, но и отдельные люди, трактованные с глубоким проникновением в их индивидуальную психологию.

ФОТОГРАФИЯ В ПСИХОЛОГИИ

В психологии фотография используется как стимульный материал для изучения психологических явлений (изучение эмоций по фотографии, тест Сонди и др.), как д окументальное запечатление изучаемого психологического явления, состояния (при проведении эксперимента, наблюдения) , как а рт-терапевтический материал (А.Копытин, Р.Мартин, М.Киселева и др. при создании коллажей, проведения самопрезентации и др. проективных упражнениях). В 1970-е годы в США и Канаде психотерапевты начали использовать фотографию в качестве инструмента консультирования. Они рассматривали фотографию в основном как средство исследования бессознательного. Работа была ориентирована главным образом на выявление индивидуальных ассоциаций с образами, а также поиск значений, отражающих внутреннюю картину реальности индивида.

С 1983 г. Рози Мартин совместно с Йо Спенсер начали использовать новый метод психотерапии, названный ими " реконструирующая фотография ", которая обеспечиват связь клиента с его бессознательным. Они попытались реконструировать прошлые события и создать образы, отражающие наши идентичности. Данный метод основан на понятии фотографического дискурса, на теории культуры, на понимании связи между образами и контекстом их создания, а также на представлениях о сознательной и бессознательной идентичностях. При этом тело рассматривается как культурный текст, который может быть "исполнен", то есть представлен в виде "действующего" образа.

Воплощение и овладение собственным телом являются основными понятиями реконструирующей фотографии. Задача этого метода состоит в том, чтобы помочь человеку стать хозяином своего прошлого и настоящего, понять свой травматичный опыт и те чувства, которые с ним связаны. Работа проводится в форме консультирования. Это позволяет выявить основные проблемы клиента, установить их связь с разными событиями его жизни и определить цели психотерапии. Воплощение связано с повторным проживанием прошлых событий перед фотокамерой. Благодаря повторному переживанию чувств достигается катарсический эффект . Использование фотографии дает человеку возможность увидеть себя со стороны, принять и осознать свои чувства.

Фотография фиксирует определенные, порой тщательно отобранные моменты жизни и демонстрирует множество разных возможностей. Фотография выступает инструментом подтверждения объективности существования тех или иных явлений и нахождения их смысла благодаря использованию иного взгляда на реальность. Объединяя в себе различные формы знания, отражения и репрезентаций, фотография становится инструментом коммуникации.

Фототерапия является инструментом утверждения творческого взгляда человека на самого себя, посредством закона отражения она открывает множество перспектив постижения того, кем человек является на самом деле. А.И. Копытин, в своей книге «Тренинг по фототерапии», выделяет одиннадцать психологических функций фотографии. Применительно к подросткам эти функции можно расшифровать следующим образом. Актуализирующая функция позволяет через фотографию актуализировать либо положительный, либо отрицательный опыт с целью повторного переживания. Стимулирующая функция активизирует все сенсорные системы подростка позволяя преодолеть подростковую сенсорную депривацию . Организующая функция фотографии активизирует творческое мышление.

Благодаря объективирующей функции фотографии подросток осознает свою принадлежность к национальной, социальной, религиозной, культурной и др. группам, все то, что является основой для самоидентификации. Отражающая функция фотографии позволит увидеть и понять внутреннюю и внешнюю динамику развития.

Смыслообразующая функция позволяет увидеть в каких-то событиях жизни новые смыслы, дает возможность взглянуть на одно и то же событие с разных сторон, обеспечивает альтернативное понимание, устанавливает связь между событиями и внутренним миром. Деконструирующая функция фотографии решает задачу «освобо ждения» от ложных «сконструированных» значений, способствует формированию новой системы значений, отражающих его внутреннюю и внешнюю реальность. Функция рефрейминга поможет реабилитировать свое « Я », и обогатить свой жизненный опыт. Удерживающая функция фотографии помогает отреагировать какие-то жизненные события безопасно. Фотография удерживает чувства, не давая им выплеснуться. Следующая, экспрессивно-катарсическая функция решает задачу повторного переживания события с целью его отреагирования. И последняя, защитная функция фотогр афии. Она обеспечивает возможность не только дистанцироваться от травматичных переживаний, но и частично контролировать их.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)