Культура  ->  Литература  | Автор: Юрий Михалик | Добавлено: 2014-11-11

Фантастика братьев Стругацких

В многообразном книжном море каждый сам себе капитан. Каждому нужно самому выбрать: к какому берегу пристать?

В чем же незаурядность фантастики братьев Стругацких?

В наше время покатилась лавина развлекательной фантастики с закрученным сюжетом, инопланетными чудовищами и прочими невероятными явлениями. Приключенческой фантастики огромное множество…

Еще сто лет назад основоположник научной фантастики Герберт Уэллс писал блестящие социальные вещи, потому что у фантастики есть еще одно умение: она может быть очень серьезной литературой. В этом заключается главная сила фантастического метода. Тот, кто им владеет, в состоянии писать сложные и умные философские произведения. Как сказал писатель-фантаст Рей Брэдбери: « Я передаю людям свою любовь к жизни… Начинаешь с малого, а пробуждаешь в людях очень высокие чувства».

Писатели-фантасты в своих произведениях пытаются реализовать вечную мечту о счастье, герой одного из многочисленных рассказов Брэдбери говорит: « Сегодня начинается время, когда большие слова – вечность, бессмертие приобретает смысл».

Особое место, среди многих писателей, принадлежит братьям Стругацким. Уже в семидесятых годах канадский литературовед Дарко Сувин назвал Стругацких «несомненными первопроходцами в советской фантастике». Их первая повесть «Страна багровых туч», по мнению критиков, была вещью заурядной, но авторы постоянно искали свою тему и в этих поисках успели детально разработать целый мир – земной и космический, населить его людьми. Писатели пытались преодолеть каноны технической фантастики, не выходя за пределы этих же канонов, - писатели-братья фонтанировали: рождались фантастические изобретения, придумывались звездолеты и породы скота, системы подвоза продуктов и школьного образования и Бог знает что еще. Стругацкие действительно создали свою державу, фантастический вариант фолкнеровского Иокнапатофы, суперсюжет, охватывающий тринадцать романов и повестей. Привычные научно-фантастические условности включают в себя противостояние человечества и инопланетных форм жизни, конфликт между человеческими ценностями и техническим прогрессом, противопоставление общества прошлого и общества будущего.

В зрелых работах Стругацких последовательно проводится тема катастрофической потери культурной памяти, произошедшей в Советском Союзе при их жизни. По Стругацким, сам жанр научной фантастики подчинен этой теме, поскольку культура, которая не может вспомнить свое прошлое, не сможет «вспомнить» и будущее.

Реальное и фантастическое в произведениях братьев Стругацких.

Аркадий и Борис Стругацкие очень хорошо ориентировались во многих сферах науки и культуры. В их произведениях можно встретить описания нестандартных физико-химических процессов, которые привлекают читателя своими фантастическими явлениями. В повести-сказке «Понедельник начинается в субботу» таких примеров довольно много. Научные сотрудники института НИИЧАВО без особых усилий могут перемещаться в пространстве, а такое явление, как быстрое появление разнообразной пищи на столе, после разговора с неодушевленным предметом становится совершенно обыкновенным. Такое спокойное отношение к этим явлениям в повести говорит о том, что им, как и многому другому, можно научиться. Это сложные физико-химические процессы, реакции и превращения, в которых человек и его действия играют роль одного из компонентов, а среда их происхождения – это материальное пространство.

Предлагаемые очерки из жизни Научно-исследовательского института Чародейства и Волшебства не являются реалистическими в строгом смысле этого слова. Однако они обладают достоинствами и позволяют рекомендовать их широкому кругу читателей.

«Попытка к бегству» и «Трудно быть Богом» - вещи во всех смыслах пороговые для Стругацких. Из развлекательно-поучительной фантастики они шагнули в философскую литературу.

Так в повести «Попытка к бегству» писатели изобретают глайдеры, скотчеры, квазитивные механизмы – реквизит Будущего. Повесть поначалу развивается как юмористическая: «Закрой люк! Сквозняк!» - это в момент старта космического корабля, события, которому надлежит быть серьезным и торжественным… Но на другом конце космического прыжка – резко, безжалостно – кровь, погибель, хруст костей. Страшное, черное средневековье. «Дверь с визгливым скрипом открылась ему навстречу; и из нее выпал совершенно голый, длинный, как палка, человек». Вот так - потешный люк звездолета и дверь туда, где погибают лютой смертью. Дверь, люк, порог – вообще перелом пространства, вход куда-то в литературе имеют особый смысл. М.М.Бахтин ввел в научный оборот понятие хронотопа – единого времени – места действия.

В повести «Попытка к бегству» и в следующем романе «Трудно быть Богом», построенных на символах порога, дверей, за которыми события, ломающие всю жизнь человека. Во вступлении к роману фигурирует дорожный знак, запрещающий проезд: в финале – запретная дверь; если ее миновать, герой перестанет быть человеком – превратиться в убийцу.

Замысел романа «Трудно быть Богом» очень интересный и жизненный. Многие люди мечтают о власти: вначале о сравнительно маленьком повышении в должности, а потом все больше и больше. Возможно, что многие монархи и правители, достигшие определенных высот, начинают мечтать о господствующем положении во всем мире. Как показывает история таких, стремящихся к власти людей и к покорению всего мира, было немного, но все они останавливались у самого финала их воплощения мечты. Наполеон, Гитлер, А.Македонский – почему они все-таки не завершили свои грандиозные планы? А возможно, потому, что каждый из них на одно мгновение побывал на месте Великого Владыки мира и понял, что обычному смертному человеку, пусть даже и наделенного гениальными способностями, невозможно справиться со всем Миром.

В романе «Трудно быть Богом» рассматривается эта проблема. Румата – это историк, хорошо знающий все этапы развития жизни на Земле во всех областях. Он послан на другую планету, чтобы предотвратить все разрушения, смерти и поражения, направить людей на правильный путь, минуя ошибки, которые происходили на Земле в течение ее развития. Но Румата убеждается, что сделать это невозможно, так как каждая цивилизация может выйти на правильный путь только путем своих проб и ошибок и никак иначе! Также нужно сказать, что Богом быть трудно потому, что нужно очень многого себя лишать и жертвовать своими личными чувствами ради других людей. Румата был наделен необычайными силами. Он был практически не убиваемым. Но Румата мог пользоваться своими силами только в крайних обстоятельствах, и поначалу это у него получалось. Но нельзя забывать, что Румата – человек, которому свойственно влюбляться и совершать необдуманные поступки. Сердце главного героя этого романа покорила простая девушка Кира. Так случилось, что ее убили у него на глазах. И после этого влюбленный герой забывает о своих обязанностях и целях, с которыми он прибыл на эту планету, и в бешенстве начинает убивать всех. Таким образом, Румата не выполняет своего задания и возвращается на Землю.

Стругацкие объявляют, что опасно любое вмешательство в исторический процесс. История должна сама прокрутить шестерни, в своей беспощадной последовательности. Писатели предупреждают, что «без искусств и общей культуры государство теряет способность к самокритике… начинает ежесекундно порождать лицемеров и приспособленцев, развивает в гражданах потребительство самонадеянность… И как бы ни презирали знания эти серые люди, стоящие у власти, они ничего не могут сделать против исторического прогресса…»

Герои Стругацких научились чувствовать в «Трудно быть Богом». В этом романе блеснул секрет психологической фантастики, до того затерявшейся в прорыве звездолетов, роботов, ученых-одиночек, научных, псевдонаучных, социальных и псевдосоциальных прогнозов. Секрет простой, как и все значительное, в искусстве: герои должны делать нравственный выбор. Почему фантасты, кроме очень немногих, о ней забыли, но Стругацкие не забывают никогда.

Одним из удивительных произведений братьев Стругацких является “Пикник на обочине”. По этому произведению снято много фильмов, а его сюжет заставляет задуматься над смыслом жизни, над целесообразностью наших желаний и возможностью, их выполнения и невыполнения. “Пикник на обочине” или “Сталкер” рассказывают об удивительном и неповторимом месте на Земле – Зоне, где исполняются самые заветные желания людей.

Зона – это одушевленный предмет, которой приходящий туда человек может понравиться, а может и не понравиться, она может ласково принять его, а может грубо оттолкнуть. Она видит человека насквозь и является своеобразным тестом-контролем человеческой души.

Такое произведение как “Отель “У погибшего альпиниста”, в котором дело идет об убийстве, также заслуживает внимания. Это детектив, который расследует опытный инспектор Петер Глебски. Приезжая в отель по вызову, он сразу замечает много подозрительных вещей. Но потом оказывается, что вызов был ложным, и ничего в отеле не произошло. А все-таки это не так. Выясняется, что в отеле живут пришельцы с другой планеты, которые не могут попасть к себе домой из-за технических проблем. Здесь также проявляются элементы фантастики. Олаф Андварафоре и Ольга Мозес – молодые люди, ничем особым не отличаются от других. Но оказывается, что они – кибернетические устройства, роботы, запрограммированные так, чтобы походить на среднего человека, соответствующего социального положения. Инспектор отказывается верить в эти чудеса, но его связывают и дают возможность пришельцам уйти.

“Вдаль, к синеющим горам, уходили две голубоватые совершенно прямые лыжни. Они уходили на север, наискосок от отеля…Они мчались быстро, сверхъестественно быстро, сбоку, сверкая лопастями и стеклами кабины, заходил вертолет. Вертолет медленно, словно бы неторопливо, снижался, прошел над беглецами, обогнал их, вернулся, опускаясь все ниже, а они продолжали мчаться по долине… А потом вертолет повис над неподвижными телами, медленно опустился и скрыл тех, кто лежал неподвижно, и тех, кто еще пытался ползти… Послышался злобный треск пулемета…”

Были ли это действительно пришельцы с другой планеты, на которой цивилизация и технический прогресс добились более высоких успехов, чем на Земле, или же это – обычные хорошо квалифицированные преступники и умелые гипнотизеры – загадка.

В этом произведении Стругацких можно увидеть элементы и реального, и фантастического. Так как в реальной жизни случаются такие события, которые заставляют людей задуматься о фантастике или о чуде.

Нельзя не сказать о романе «Хромая судьба», который рассказывает частично автобиографическую , частично фантастическую историю советского писателя, который следует своим внутренним убеждениям и совести только в произведении не годящимся для публикации, которое он «пишет в стол» -в тексте романа «Гадкие лебеди». Общей темой, соединяющей эти две части, является тема Апокалипсиса. В различных декорациях, как обрамляющее повествование, так и произведение рассказчика показывают, как теряется уважение к структуре и ценностям нынешней цивилизации, но и обличье новой цивилизации, готовящейся появиться на месте цивилизации старой, выглядит, к добру ли, к худу ли, совершенно чуждым.

Их фантастика – символ веры в будущее: надежда на творческих людей.

Произведения Братьев Стругацких привлекают нас своей фантастикой, а некоторая традиционность тем и сюжетов компенсируются вниманием к психологии и интеллектуальной жизни героев, стремление к индивидуальности характеров, достоверностью, «реалистичностью» деталей фантастического мира и также юмором реальности.

Герои Стругацких не решают научные проблемы, не выбирают, в сущности, даже между жизнью и смертью – только между правдой и ложью, долгом и отступничеством, честью и бесчестием.

Утопическая земля, которую они нарисовали в своих книгах, строится вокруг работы, на ней живут творческие люди, для которых работа – именно потребность, естественная, как дыхание.

Стругацкие ничего не навязывают нам, читателям. Дело писателя – задать тему и разбудить воображение читателя, дальше он будет думать, и чувствовать сам, выуживать ответы из второго, восьмого слоя книги.

Фантастические картинки XXII или любого другого века в книгах Стругацких, детали этих выдуманных времен и мест – скорчеры, пустышки, Комиссии по Контактам – не более чем декорации, на фоне которых разыгрывается подлинное действие: «Тот пикник, где пьют и плачут, любят и бросают». Не всем удаётся прорваться в глубинные слои этих книг .

На самом деле Стругацкие не пишут о будущем. Они показывают нам, как не надо жить сейчас. Они из тех «кто в годы бесправия … напоминал согражданам о неуничтожимости мысли, совести, смеха», подтолкнули нас к разрыву со средневековьем, к прорыву в будущее.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)