Дом  ->  Мода и красота  | Автор: Рыбакова Анна Александровна | Добавлено: 2015-02-04

Европейская культура в эпоху Возрождения

ЖИВОПИСЬ

Ренессанская личность – понятие, которое подарила нам эпоха Возрождение. Это личность духовно богатая, совмещающая музыку и поэзию, занятия живописью и наукой. Искусство в эпоху Возрождения стало всеобщей духовной потребностью. Художников, поэтов и музыкантов поощряли при дворе, к искусству тянулись и горожане – даже не очень богатые. Живописцы и графики Возрождения отражали мир по-новому, потому что жизнь на самом деле изменилась.

Возрождение вернуло человеку его достоинство, веру в самостоятельность. Возрождение было на самом деле «золотым веком». Политические междоусобицы, война и чума преследовали людей меньше, чем в средние веке. Рабскому смирению и уничижению философами были противопоставлены – вера в разум и красоту, стремление к свободе.

Познание законов линейной и воздушной перспективы обогатило живопись. Возрос интерес не только к античной мифологии, но и к общественной. Одним из ярчайших представителей эпохи Возрождения стал Леонардо да Винчи. У большинства людей его имя ассоциируется с картиной «Мона Лиза», но не все знают, что он так же был гениальным изобретателем, ведь именно он первым спроектировал такие вещи, как дельтаплан, пулемёт, танк, парашют и ещё более сотни других современных устройств. Но по достоинству общество оценило только его талант в изобразительном искусстве. От его многолетних трудов осталось лишь несколько картин, но и они составили ему мировую славу. «Мадонна с младенцем», «Мадонна в скалах» - передают высокую духовность персонажей. «Тайная вечеря» - одна из вершин мировой живописи, а его картина «Джоконда» так и осталась самой загадочной картиной в истории живописи.

АРХИТЕКТУРА

В эпоху Ренессанса ощущался дух перемен. Готика была чужда мировосприятию людей, в то время как Возрождение зародилось на классической почве и было близко людям. У этой эпохи были две особенности оказавшие влияние на архитектуру того времени. Возрос интерес к земной жизни и люди стали стремиться к достижению известности среди современников собственными делами. В эпоху Ренессанса живописцы и архитекторы, музыканты и писатели рассчитывали на всеобщее признание и надеялись, что их имена останутся в веках. Появились биографии знаменитых людей, их скульптурные и живописные портреты. В эпоху Возрождения появились книги об архитектуре, содержащие математический расчёт пропорций архитектурных ордеров, которые впоследствии стали главными учебниками для нескольких поколений архитекторов. Джакомо Виньола создал тракт об архитектурных ордерах, который оказал воздействие на формирование французской школы изящных искусств. Разработанная Виньолой композиция церкви Иль Джезу в Риме с просторным главным нефом, в которой открываются ряды капелл, нешироким трансентом, куполом над среднокрестием, цилиндрическими сводами над другими пространствами нефа, трансентом и хором – стала образцом иезуитских церквей, во множестве строившихся в XVII веке по всей Европе. Фасад церкви был спроектирован Джакомо дела Порта.

Античная ордерная система предопределяет новую архитектуру, главными типами которой являются гармонически ясные в пропорциях и в то же время пластически-красноречивые дворец и храм (особенно увлекает зодчих идея центрического в плане храмового здания). Характерные для Ренессанса утопические мечты не находят полномасштабного воплощения в градостроительстве, но подспудно одухотворяют новые архитектурные ансамбли, чей размах акцентирует «земные», центрически-перспективно организованные горизонтали, а не готическую вертикальную устремленность ввысь.

В эпоху Возрождения архитекторы обратились к достижениям древних римлян, скрупулезно изучая сохранившиеся документы и артефакты. Этот период и получил своё название именно потому, что происходило возрождение античных знаний.

Духовный и интеллектуальный подъём эпохи сопровождался активным строительством. Богатые граждане возводили роскошные городские дворцы и виллы за городом, в которых преобладали признаки римского стиля – колонны, арки, купола и различные геометрические фигуры. Стены украшались колоннами и пилястрами. Роскошные соборы богатых городов отличались великолепными фасадами. Особенно впечатляющий собор был сооружён во Флоренции – самом богатом городе Европы в то время. Он и сегодня является четвёртым по величине христианским храмом в мире и способен вместить в себя 2500 человек. Архитектор Филиппо Брунеллеши пошел на невероятный риск: он завершил здание гиганским куполом, достигающим 114 метров в длину и 42 метром в диаметре.

МУЗЫКА

В эпоху Возрождения происходят существенные изменения в музыкальной культуре, которую представляют несколько влиятельных творческих школ и непосредственно связанные с ними выдающиеся композиторы – Франческо Ландини, Гейом Дюфаи, Йоханнес Окегем и Жоскин Депре. Музыкальная эстетика эпохи Возрождения в трактовке вопроса о назначении музыки опирается на реальную практику.

В то время в городах Италии, Франции и Германии образуются сотни музыкальных кружков. Владение музыкой и знание её становится необходимым элементом светской культуры и образованности. О необычайной распространенности музыки в то время в повседневной жизни свидетельствует живопись того времени. Имеются также многочисленные свидетельства современников, подтверждающие широкое распространение музыки в кругах знати. Особенное признание в дворянской среде получает игра на струнных инструментах, так как считалось, что духовые инструменты недостойны людей благородного происхождения. Во всём этом проявляется характерное для эпохи стремление к проявлению личности. Стремление это получает отражение в целом ряде трактов, посвященным различным музыкальным инструментам. Как правило, эти тракты написаны в форме диалога или беседы. Главное внимание уделяется в них личности отдельных композиторов и исполнителей, индивидуальным особенностям их творчества, вопросам импровизации, исполнения, выразительности при игре на музыкальных инструментах.

Особенно можно выделить такого выдающегося композитора, как Жоски Депре. Многообразное по жанрам и формам творчество Жоскена – Типичный образец музыки раннего Возрождения, а его полифоническая техника – вершина строгого стиля XV века. Жоскин написал около 40 мететов. Центральная часть наследия Жоскена – 18 четырехголосный месс (авторство некоторых из них современная наука оспаривает), считающихся высшим достижением полифонической мессы эпохи Возрождения. Наиболее известная из них – «Вооружённый человек», где в основу положена одна настойчиво повторяющаяся фраза. Яркой отличительной особенностью полифонической фактуры Жоскена стали двухголосные каноны. Наиболее удивительная стилевая особенность месс – специфически музыкальна логика, иногда превосходит логику текстовую и литературную, вплоть до пренебрежения нормами латинского языка. Светских сочинений в творческом наследии Жоскена не много. Многие его песни и поныне популярны, благодаря простоте и выразительности мелодии, уверенному и эффективному использованию контрапунктирной техники.

Так же эта эпоха Возрождения была богата на новшества и открытия. Именно в это время Царлино дал эстетическую характеристику мажора и минора, члены Камера (содружество поэтов, учёных – гуманистов и музыкантов) создали новый жанр – оперу.

МОДНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Самой яркой в эпоху Возрождения стала итальянская мода. Формы и стиль, вырабатывавшиеся в ней, перенимались другими странами.

Изменения в одежде XIV-XVI вв. прослеживаются явственнее, чем за многие столетия до этого. Одежда пополняется новыми предметами, в употребление входят новые ткани, а известные ранее распространяются шире; меняется покрой одежды. Следствием оживления внимания к костюму и моде стало улучшение жизни в целом. Костюм стал служить средством самовыражения и утверждения в обществе. Костюмы того времени определяли принадлежность человека к той или иной профессии, приобретали ярко выраженные социальные и корпоративные черты. Самым чувствительным к влияниям и запросам эпохи стал городской костюм, однако формы и стиль, которые вырабатывались в нём, перенимались другими социальными группами.

Так же, как никогда раньше, отделяется молодёжная мода от одежды пожилых людей, женская – от мужской. Тёмные и сдержанные тона носили люди старшего возраста и вдовы, в то время как молодёжь носит модную одежду, сшитую из тканей яркой окраски.

Основные предметы одежды женщин и мужчин были схожи. Они состояли из нижнего и верхнего платья, плаща, головного убора и обуви. Мужчины носили штаны, или те предметы, которые постепенно превратились в штаны. Нижнее бельё в то время не было известно, его заменяли рубашки, но даже в гардеробе знати их было совсем немного. У Генриха IV, к примеру, была всего дюжина нижних рубах, причём не в лучшем состоянии. Люди спали нагишом. Впервые спать в ночных сорочках стали только люди из состоятельных слоёв населения в XVII веке. Дамские панталоны появились лишь к концу XVI в., их начали носить куртизанки – для красоты и из соображений гигиены. Приличные женщины ещё вплоть до XVIII века считали для себя непристойным их ношение. Мужское нижнее бельё появилось позже женского. Его отсутствие способствовало распространению множества кожных заболеваний, которые отступили только в XIX веке.

Нижнее платье представляло рубаху в многочисленных разновидностях (камиза, шэнс и т.д.). Рубахи бедняков были сшиты из грубого холста, состоятельных людей – из льна, тонкой шерсти, шёлка. Так же они отличались богатым декорированием, шитьём бисером, жемчугом, золотом. В XV в. Этот предмет одежды не имел ничего общего со своим прототипом.

Позже рубаха превратилась в мужские камзолы и женские платья различных покроев и длин, с короткими и длинными, узкими и пышными рукавами, свободными, с манжетами и на пуговицах, с открытой и закрытой горловиной.

Верхняя одежда тоже развилась из рубахи, которую надевали для тепла. Верхняя одежда укорачивалась и удлинялась, появлялись разрезы сверху и снизу, позволяющие увидеть богатое украшенное платье. Декольте становилось временами очень глубоким, и его приверженцы не находили нужным прикрывать его даже тонким, богато украшенным орнаментом и кружевной отделкой. Один английский путешественник, побывавший в Венеции, описывает замужних женщин, увиденных в городе. Он пишет, что платье дам спереди и сзади укреплены китовым усом, без какой-либо поддержки, на плечи спадает чёрная вуаль, не закрывающая ни плеч, ни волос, ни груди, которые открыты почти до живота. Нетвердой походкой передвигаются молодые женщины и пожилые дамы, показывая обнажённую грудь всем встречным.

Со временем в верхней одежде появились кафтаны (котта) и жакеты, куртки, жилеты и длинные безрукавки (сюрко), накидки. Дамское платье дополнилось шлейфом. Для тепла на платье надевали плащ, который является наиболее консервативным из всех видов одежды.

Исключительное внимание дамы начали придавать причёске, косметике, парфюмерии, аксессуарам и украшениям. В 1535 году в Венеции даже вышел закон, обязывающий всех граждан вести более скромный образ жизни. Был опубликован перечень разрешенных драгоценностей: чепцы из серебряных и золотых нитей, ценой не выше 10 дукатов, кольца, только одна нить жемчуга, по дозволению венецианских властей, не дороже 200 дукатов, позволено носить только на шее, одна золотая цепочка или rocario , не дороже 40 дукатов.

Изменения в одежде также происходили за счёт фурнитуры. Появляются пуговицы из дерева, металла, камня и ткани. Костюмы украшают при помощи тесьмы, шнурков, лент, пряжек и колокольчиков. Пояса стягивают и поддерживают просторные одежды.На ногах носили котурны. Их платформа была длинной около 50 см, поэтому рядом с госпожой всегда ходили две служанки, на одну дама опиралась при ходьбе, другая несла её шлейф. Поговаривали, что такую моду ввели враги танцев из религиозных кругов.

В моде эпохи Возрождения отразились эстетические идеалы. В Италии в XV веке одежда подчёркивала стройность и хрупкость, удлиняла пропорции тела. Период Возрождения отличала одежда с пышными рукавами, складками, декольте, формы, тяготевшие к квадрату. Большой акцент делался на мужественность и зрелость, красоту здорового тела, которую не стеснялись показывать. Важнейшим аксессуаром стали: веер, перчатки и носовой платок, который ещё долго не превращался в предмет личной гигиены. Предпочтение в мужских головных уборах отдавалось беретам, однако больше распространен обычай ходить с непокрытой головой, поэтому огромное внимание уделялось прическе, головным украшениям: венкам, диадемам, сеткам. У итальянских женщин большой популярностью пользовались накладные волосы. Идеалом считались блондинки с высоким челом. Женщины не жалели здоровья, проводя целые дни под южным палящим солнцем. Такой метод окраски назывался – blondo veneziano. Долгое время волосы осветляли таким способом, но уже в XV веке стали применять красители, которые состояли из смеси соды и углекислого калия.

В XVI веке в европейской моде прослеживаются несколько тенденций: «ренессансная», «испанская» и «протестантская».

Со второй половины XVI века всё увереннее заявляет о себе испанская мода, она подчёркнуто аристократична. Ей соответствовала жёсткая, строгая одежда, стесняющая движения. Грудь камзола, рукава, короткие штаны простёгивались ватой. Плечи выкладывались ватными валиками. Характерной чертой испанского костюма стал плащ-накидка, а также жёсткие шляпы с узкими полями. В моду вошли маленькие клинообразные бородки.

Сохраняя свои особенности, мода менялась в течении XVI в.- первой половины XVII в. Именно в этот период развился национальный костюм за счёт крестьянского костюма, отличавшегося своей самобытностью.

С первых десятилетий XVIIв. испанская мода начинает уступать свои позиции французской, утверждавшейся в условиях новой культурной эпохи – барокко.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)