Культура  ->  Литература  | Автор: Лашутина Е. | Добавлено: 2015-03-16

Евангельские мотивы в произведениях Ф.М. Достоевского

Россия в середине XIX века характеризуется напряженностью и сложностью обстановки. Атмосфера идейного бездорожья и социальной расшатанности угрожающе влияла на общество. Развивалась общественная болезнь.

Многие писатели, создавая свои произведения, предлагали различные пути из сложившегося кризиса. Н.Г. Чернышевский «Что делать?», А.И. Герцен «Кто виноват?», И.С. Тургенев со своим взглядом на нового человека в романе «Отцы и дети» и другие. На мой взгляд, в ряду этих точек зрения позиция

Ф.М. Достоевского заслуживает наибольшего внимания, так как он предлагает миролюбивые, гуманные пути выхода из сложившегося положения. Евангельское слово – это кладезь богопознания и тысячелетней мудрости, нравственного опыта и непревзойдённый образец художественной речи. Это то, что внесло в словесность высшее начало и дало особый строй мысли и речи в произведениях многих поэтов и писателей таких, как А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский.

Наиболее сильное впечатление на меня произвели романы

Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» и «Идиот», в которых мотивы библейской сути проходят красной нитью и заключают в себе всю полноту истины, красоты и добра. Познакомившись с произведениями Фёдора Михайловича, думаю, что писатель считал: без «добрых уроков» Закона Божия сложно сформировать представление о главных духовных ценностях жизни, невозможно быть целостным и гармоничным человеком. Полнота истины, красоты и добра, заложенная в писаниях Библии, помогает самосовершенствоваться, воспитывать в себе совестливость и уважение к ближнему, формирует высочайшую планку личности.

В «Преступлении и наказании» евангельские мотивы являются не просто условной формой художественного мышления, но органично связаны с мировоззрением писателя. Они проявляются и в сюжетной структуре произведения, и в системе образов, и в идейном строе.

«Анализируя личности своих отрицательных героев,…Достоевский в своей писательской прозорливости пришел к заключению, что грех и зло – это та таинственная сила, которая расстраивает, расщепляет, раскалывает целостность и целесообразность человеческой личности и подвергает её обезличиванию», - утверждает исследователь И.Попович. Я согласна с его позицией. Считаю, что самую живую и самую гениальную картину этого Ф.М. Достоевский представляет в образе Родиона Раскольникова в «Преступлении и наказании». С невиданным реализмом он описывает, как зарождается грех в Раскольникове, как постепенно он развивается, как незаметно роднится с его душой, сердцем и с его волей: грех заполняет всё его существо до тех пор, пока окончательно не овладеет им и не превратит его в своё орудие. Разоряющая сила греха постепенно, но уверенно расстраивает и ум, и душу, и волю, и всю натуру Родиона.

Мне кажется, «экспериментальное» преступление главного героя ради проверки своей бредовой теории – отчаянная попытка помочь всем «униженным и оскорбленным» и построить новый, как кажется герою, мир. Но в то же время Раскольников исходит из презрения к людям, которых он считает «тварью дрожащей». Он человек отдельный, отчужденный от других людей, интересующийся больше не миром, а самим собой: «огромная масса людей, материал, для того только и существует на свете, чтобы, наконец, через какое-то усилие, каким-то таинственным до сих пор процессом, посредством какого-нибудь перекрещивания родов и пород, понатужиться и породить на свет хоть одного самостоятельного человека». Главный герой берет на себя роль миссии и соотносится с образом Спасителя.

Однако, если Евангельский Христос жертвует жизнью: «положить душу свою за друзей своих», то Родион Раскольников намеревается буквально погубить душу. Его «наполеоновские» планы требуют отказа от человечности. Поэтому образ главного героя в романе строится как своего рода пародия на Христа (например, признание Раскольникова в совершенном преступление – своего рода Антиголгофа), т.к. Раскольников переступил нравственный, духовный закон «не убий», данный Богом.

Путь бунтаря противопоставляет Раскольников идее христианской жертвы, которая в романе соотносится, прежде всего, с Соней Мармеладовой. «Вечная Сонечка» - бедная девушка, которая пошла по «желтому» билету для того, чтобы спасти детей мачехи от голода и прокормить себя. Но путь Сони – это не «броситься в разврат, одурманивающий ум и окаменяющий сердце», путь Сони – это путь христианки, путь к Христу как к идеалу, это жизнь во Христе. Она обладает удивительным нравственным чутьем на доброту и правду, редким умением видеть в людях их лучшие качества. От искренней и самоотверженной Сони исходит тихий свет, который невольно притягивает к ней других. «Боязливо целомудренна и стыдлива», - пишет Ф.М. Достоевский. В этом хрупком теле страдания и лишения выковали мощный дух, наделили особой мудростью, они сделали её характер сильным, стойким, научили «молиться, верить, терпеть, любить и прощать».

Одним из ключевых моментов раскрытия образов главных героев, своеобразным предсказанием будущего является разговор Раскольникова с Соней на её квартире: «…через минуту вошла со свечкой и Соня, поставила свечу и стала сама перед ним,…» На мой взгляд, свеча, с которой заходит Соня, является очень символичной. Свеча – просвещение, озарение. Она предзнаменование чего-то светлого и лучшего в жизни наших героев. «На комоде лежала какая-то книга. Он каждый раз, проходя взад и вперед, замечал её. Это был Новый Завет в русском переводе. Книга была старая, подержанная, в кожаном переплете». Такое неприметное описание имела книга, которая «спасала» заблудшую и оступившуюся Сонечку Мармеладову. Видно, что героиня часто обращается к книге, так как она стара и потрёпана.

«Огарок уже давно догорал в кривом подсвечнике, освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением Вечной книги». Кульминацией и самой важной частью этого эпизода является чтение «Воскрешение Лазаря»: «Иисус говорит ей: воскреснет твой брат. Марфа сказала ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь, верующий в меня, если и умрет, оживет». (В свою работу я включила иллюстрацию «Иисус воскрешает Лазаря», которая помогает образно представить происходящее в романе и понять его сложность и важность.)

Данный сюжет, как мне кажется, звучит как метафора духовной смерти героя. Лазарь так же, как и Раскольников умер, только смерть была физическая. А для Родиона, после всех страстей, метаний и поисков, наступила духовная смерть, что еще страшней. Мы знаем, что Лазаря воскресил Иисус, значит, у Раскольникова есть шансы обрести своё нравственное «я». Но только после страданий, только после мук совести, после осознании своих грехов и после раскаяния может прийти к человеку великое « воскрешение духовное».

Все переживания, которые мучили Раскольникова, оказались великим благом, ибо из них рождается чудо воскрешения. Нет, той темной силы, которая толкнула его на преступление, силы мысли, допущенной героем, уже нет, она вытеснена из души силой любви, которой помогла зародиться, укрепиться и вырасти в его душе Соня. Раскольникова спасает, вытягивает из рутины именно она.

Впрочем, я думаю, и Раскольников спасает Соню: любовь, которую испытывает герой к ней, как бы «отпускает» ей грех, «возвращает» её в круг людей. Образ «блудницы» Сони Мармеладовой напоминает о евангельской Марии Магдалене, которая вместе с сестрой помогает Христосу воскресить Лазаря. И фраза, звучащая в эпилоге о том, что Соню и Родиона воскресила любовь, что сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого, по смыслу очень похожа на афоризм из Первого послания Иоанна: «Бог есть любовь».

Так же в «Преступлении и наказании» есть связь с Понтием Пилатом, образ которого в Евангелии связана с коллизией мирского и Божьего суда. И здесь стоит подметить, что имя следователя по делу убийства старухи-процентщицы – Порфирий Петрович. «Земной» суд, по мнению автора, несправедливый, поскольку принадлежит к системе несправедливых общественных отношений. А наказание главному герою выносит Божий суд – то есть собственная совесть. Речь идет об идеи Бога в душе. Мотив раскаяния в романе развивает евангельский мотив покаяния как основы спасения и возрождения.

В свою очередь, в образном строе романа, думаю, можно увидеть и христианском «знаке», создающих определенную атмосферу и позволяющих соотносить петербургский сюжет с мотивами евангелия. Например, фамилия квартирного хозяина Сони – Капернаумов: «и Иисус, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых» (Евангелие от Матфея). Может быть, связь этих имён собственных состоит в том, что Иисус впервые начал проповедовать и исцелять людей именно в Капернауме, и Соня читала Раскольникову «Воскрешение Лазаря» именно на квартире Капернаумова, после которого к Родиону пришло осознание своего духовного падения.

Звуки библейской речи всегда рождали в чуткой душе живой отклик. Думаю, что не останется в стороне и роман «Преступление и наказание», в котором евангельские основы неразрывно связаны с главными героями, с Родионом Раскольниковым и Сонечкой Мармеладовой. Такие евангельские мотивы, как мотив страдания и всепрощения, преступления и наказания, покаяния, глубоко философски и психологически рассмотрены писателем в своём произведении. Каждому человеку рано или поздно приходится над ними думать, рассуждать. И в этом случае может помочь истина, заложенная в Библии и трансформированная в романе Ф.М. Достоевского.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)