Работа  | Автор: Кавалерова Елена Юрьевна | Добавлено: 2015-02-06

Этапы формирования капитала

Проблемы инвестирования «человеческого капитала» начали интересовать Российскую экономическую науку с 20-х годов прошлого столетия. Первая попытка создать отечественную версию теории «человеческого капитала» была предпринята советским экономистом М.М.Критским. Он рассматривал «человеческий капитал» как всеобще-конкретную форму экономической жизнедеятельности общества, ставшую адекватной его современному состоянию результата длительного исторического движения. «Человеческий капитал» представляется как основное производственное отношение современного общества.

Имеются и другие серьезные исследования состояния «человеческого капитала» и его использования в России. Но они в основном опираются на уже разработанную неоклассическую концепцию «человеческого капитала». О практическом состоянии «человеческого капитала» судят по различным показателям, основными среди которых являются продолжительность жизни, образование и доходы.

Рассмотрим состояние «человеческого капитала» России с точки зрения уровня образования. В пользу этого, как правило, приводят аргументы, характеризующие количественную сторону: процент охвата населения различными уровнями образования, среднее количество лет образования, приходящееся на одного человека и т.д.

Показателей, отражающих качество образования, приводится мало. Оно при этом оценивается не прямо, а косвенно: успехи в космосе, в ядерной физике, в отдельных отраслях военно-промышленного комплекса.

Именно в этих видах деятельности заняты высокообразованные и высококвалифицированные специалисты.

Другим фактором по качественному и количественному состоянию «человеческого капитала» в России стала миграция. При этом среди эмигрантов заметную долю составляли ученые, высококвалифицированные врачи и инженеры, писатели, художники, талантливые аспиранты, стажеры, студенты.

К проблеме непродуктивного воспроизводства и использования «человеческого капитала» (мизерное материально-техническое обеспечение, эмиграция и т.д.) добавляются новые факторы, дестабилизирующие рынок «человеческого капитала».

Во-первых, до недавнего времени шел процесс деквалификации кадров, спрос на которые значительно упал по причине спада производства и перехода на менее квалифицированную работу.

Во-вторых, процесс реализации мотивационных принципов оплаты «человеческого капитала» так и остается практически неосуществленным, поскольку рост квалификаций и образования в России существенно не влияет на повышение заработной платы.

В-третьих, в различных структурах формируется экономически необоснованная с позиции концепции «человеческого капитала», дифференциация доходов лиц, занятых в различных видах деятельности. Значительные перекосы в оплате «человеческого капитала» приводят к неоправданной смене видов деятельности внутри страны и побуждают к эмиграции за ее пределы.

Концепция «человеческого капитала» является сегодня одним из главных теоретических направлений в экономической социологии и менеджменте. Согласно данной концепции, человеческий капитал – это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком запас знаний, умений, навыков, мотиваций, способностей и здоровья, который содействует росту производительности труда и доходов данного человека. Инвестиции в человеческий капитал включают в себя в основном расходы на образование (общее и специальное, формальное и неформальное), здравоохранение (профилактика заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий) и формирование у работника необходимых ценностных и этических норм (например, лояльности своей компании). Поскольку эти расходы в будущем будут многократно компенсированы доходами, их следует признать производительными, а не потребительскими.

В период радикальных экономических реформ в России резко обесценились знания, опыт и навыки, полученные людьми в системе советского образования и в процессе производственной деятельности в советской же системе хозяйствования. Рынок труда предъявил новые требования к качеству рабочей силы, и накопление человеческого капитала фактически началось тогда заново – если не "с нуля", то с довольно низкой отметки.

Сегодня в развитие человеческого потенциала россиян прямо или косвенно инвестируются значительные средства – как государством, так и работодателями и самими работниками. Самой распространенной формой этих инвестиций является обучение: базовое или дополнительное высшее образование, курсы повышения квалификации, семинары, тренинги.

Формальное образование, прежде всего - высшее, является главной формой инвестиций в «человеческий капитал». Причем реальный размер этого капитала определяется не столько наличием соответствующего диплома, сколько приобретенными знаниями, умениями, навыками и социальными связями.

Помимо получения формального образования, важнейшей формой инвестиций в «человеческий капитал» является накопление работником практического производственного опыта, т.е. профессиональная подготовка. Но многие работники не чувствуют необходимости в повышении своей квалификации путем получения профессиональной подготовки, и поэтому ожидают, что такое обучение будет проведено по инициативе и на средства работодателя. Может быть, слабая заинтересованность в повышении квалификации объясняется тем, что оно, повышение, обычно не связано с существенным повышением доходов работников.

Россияне, которым сейчас 30-40 лет, окончили школу и начали трудовую деятельность или учебу как раз в конце 80-х – начале 90-х. Среди тех, кто сформировался как работник исключительно в рыночную эпоху, они успели накопить максимальный объем знаний и профессионального опыта и поэтому наиболее высоко оценены современной экономикой.

Человеческий капитал, инвестированный в советское время, напротив, значительно обесценился. Это понятно и на бытовом уровне - чем больший груз «советского» образования, опыта, менталитета, ценностей и привычек несет с собой человек по жизни, тем труднее ему найти на рынке труда высокооплачиваемую работу.

Теория человеческого капитала объясняет, почему зарплаты работников растут с возрастом. В молодости велики инвестиции в образование, профессиональный опыт и подготовку, постепенно эти вложения сокращаются, и работники начинают получать от них доходы.

Рабочая сила в России разделена на две группы – на тех, кто начал накапливать свой «человеческий капитал» в советское время, до начала радикальных рыночных реформ, и тех, кто сформировался как работник исключительно в новую, рыночную эпоху.

Итак, законы накопления человеческого капитала действуют и в России: более образованные и квалифицированные специалисты и у нас имеют большие шансы получить престижную и высокооплачиваемую работу.

Поскольку в 90-е годы значительная часть человеческого капитала обесценилась, это накопление началось фактически заново. Поэтому, в России самыми «капитализированными» на рынке труда сегодня являются представители в возрасте 30-40 лет. Можно предположить, что «нормальная» картина восстановится примерно через четверть века - когда нынешние 35-летние сами достигнут предпенсионного возраста.

Конечно, Россия продолжает оставаться страной с достаточно высоким образовательным уровнем населения. Однако этот уровень не способен компенсировать не только количественные, но главным образом качественные утраты российского «человеческого капитала», о чем свидетельствует стремительное падение российского так называемого индекса человеческого развития, устанавливающего доход на душу населения, уровень образования и продолжительность жизни.

Нужны срочные и решительные меры в сфере образования и здравоохранения, чтобы приостановить потерю качества «человеческого капитала» в России.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)