Справки  ->  Энциклопедии  | Автор: Юрий Михалик | Добавлено: 2014-11-04

Биография Эрнеста Гевары

Детство

Эрнесто Гевара де ла Серна родился 14 июня 1928 года в семье архитектора Эрнесто Гевары Линча, который долгое время занимался архитектурой. Отец его был спокойным, рассудительным человеком. Мать Че Гевары, Донья Селия, была полной противоположностью мужу: страстная, порывистая и энергичная. Она была большой поклонницей поэзии, музыки, новизны идей. Донья страдала астмой и эта наследственная болезнь её рода передалась и Эрнестино.

Эрнестино родился, когда молодые супруги оправились в деловую поездку в Росарио. Малыш родился крохотный и слабый — родители тревожились, что он долго не проживет. Однако до двух лет он рос и развивался нормально, пока у него не обнаружилась астма, спровоцированная простудой.Отец, заметив у своего первенца признаки подступающей подступающей болезни, принялся его закалять: купал в ледяной воде, оставлял его после мытья нагишом на балконе, чтобы он обсыхал на солнце и на ветру... В конце концов бедный малыш схватил воспаление легких, вызвавшее хронический бронхит, а затем уже начались астматические спазмы, терзавшие Эрнестино до конца его дней.

Приступы учащались, и по совету врачей молодые родители перебрались в живописный городок Альта-Грасиа, с благоприятным климатом, особенно для страдающих респираторными заболеваниями. Здоровье Чанчо (Поросенок — таково было домашнее прозвище старшего сына, возникшее благодаря внешности маленького крепыша и его неряшливости в одежде) оставалось предметом постоянных родительских забот. Мальчик не мог ходить в школу вместе со сверстниками, отсидеть все уроки было ему не под силу, и мать занималась с ним сама.

Читать Эрнесто начал рано, с четырех лет. Его родители собрали неплохую библиотеку, в которой рядом с французскими приключенческими романами стояли греческие ирагедии, Маркс соседствовал с Кропоткиным, Неруда — с Фрейдом. Это превращало розыск нужной книги в интригующее занятие со множеством попуных открытий. Любозательный мальчик читал всё подряд.

Через год министерство просвещения прислало вежливое напоминание о том, что ребенок до сих пор не включен в списки и Селия стала отпускать его в школу. К четвертом классу учителя привыкли, что Эрнесто Гевара посещает уроки нерегулярно, да и претензий к его успеваемости у них не было. Немало душевных сил ушло у ребенка на то, чтобы доказать сверстникам, что он такой же, как все, и не нуждается в снисхождении. Именно с этого начался пусть Че Гевары, как человека сильного и стойкого духом.

В 1939 году, когда в Аргентину приезжал знаменитый шахматист Капабланка, Эрнесто увлекся и шахматами.

В 1941 году Эрнестино был принят в государственный колледж. Там, он был принят в клуб «Атлетико Аталайя» и сделался прекрасным игроком в регби, рисковым игроком, совершенно не знающим страха. Бывало, конечно, что во время матча он покидал площадку. Астма его изводила, но он умел себя превозмочь. Именно его умение переосилить боль в дальнейшем очень помогла ему в жизни.

Юность. Студенческие годы

Окончив колледж, Эрнестино уехал в Буэнос-Айрес, где поступил на медицинский факультет. Надо было поскорее начать зарабатывать, а медицина в Аргентине являлась надежным и прибыльным делом. Эрнесто торопился жить: ведь он простоянно помнил о том, что его жизнь может оборваться в любую минуту.

В университете Эрнесто какое-то время ходил на собрания коммунистической группы, но затем потерял к этому интерес, придя к выводу, что там слишком много спорят и что споры эти далеки от конкретного дела. В это время он серьезно увлекся путешествиями. И поэтому решается со своим другом поехать в Южную Америку. Эрнесто оставляет учебу на потом и учится заочно.

На севере Чили они смогли увидеть, в каких ужасных условиях живут чилийские шахтеры, с каким мужеством они переносят лишения. Это был первый случай в жизни Эрнесто, когда он познакомился с жизнью и трудом пролетариата.

Одна из остановок путешествия произошла в Перу. Друзья задержались там почти на месяц: им дале возможность пожить среди прокаженных, быть может, для того, чтобы испытать мужество заезжих экспертов. Они выдержали испытание: вступили с больными в контакт без масок и перчаток, держались с ними по-дружески, почти накоротке.

Больные и в самом деле привязались к двум молодым чужестранцам, пытавшимся хоть как-то их развлечь. Через три года, живя уже в Мексике, Эрнесто получил из Перу две фотографии: групповой портрет прокаженных и эпизод футбольного матча.

Несмотря на свои многократные путешествия привычка, выработанная с детства доводить свое дело до конца, и возвращает его на родину. В 1953 году он улаживает все свои незаконченные дела с учебой и получает диплом об окончании образования.

Первая поездка в Боливию

В 1952 году в Боливии произошла национально-демократическая революция. В это время Эрнесто решается ехать туда. Но никто в этой стране его не ждал, никто в услугах его там не нуждался, и никакие партийные пристрастия его туда не вели, хотелось просто примерить себя к событию, которое, как ему казалось, может изменить ход истории всего континента. Он должен был увидеть революцию — и в одиночку, без каких бы то ни было партийных подсказок разобраться в ней.

Эта первая революция в его жизни не произвела на него впечатления. Возможно, он рассчитывал увидеть марширующие отряды милиции, массовые манифестации крестьян, воодушевленных великими целями, о которых так умно и энергично говорил президент. Но кругом была все та же нищета и апатия. В Боливии Эрнесто виделся с шахтерским вождем, встречался с другими руководителями страны. В те дни Боливию навещало множество гостей из-за рубежа, в особенности молодых латиноамериканцев, желавших «посмотреть революцию», как будто это был народный карнавал. Многие предлагали революции свои услуги: не исключено, что среди них был и Эрнесто Гевара, однако знания его и опыт были достаточно специфичны и не требовались в Боливии в текущий момент. Революция разочаровала Гевару и он продолжал свои путешествия. После этого его ждала Гватемала, где он встречает свою будущую жену Ильду.

Следующие годы своей жизни Эрнесто пытается обрести свое семейное счастье и пытается разобраться в своих политических пристрастиях. Жизнь его шла без ярко выраженных стремительных событий, которые он так любил.

Но главным и переломным моментом его жизни становится знакомство в Фиделем Кастро.

Знакомство с Ф. Кастро

Первое знакомство Гевары с кубинским зарубежьем произошло в конце 1953 года.

Что знал Эрнесто о Кубе в те времена? «Куба, пенный цветок, искрометный сахар, жасминовый сад.» Республика, в которой ничего не происходит, веселый музыкальный бордель для североамериканских туристов, страна пляжей и баров, где правит диктатор-мулат, исповедующий языческий культ и решающий государственные вопросы по рекомендации личного колдуна. В глазах Че всё это выглядело не очень серьезно.

Ближе с кубинскими изгнанниками Эрнесто познакомился, когда вместе с ними ездили по гватемальским деревням. Он ценил веселую дружескую спайку кубинцев.

В Мексике кубинцы вышли на Эрнесто случайно: кто-то из них страдал от аллергии, и прежний знакомый Гевары, кубинец Ньико, привел его в больницу, где как раз дежурил Эрнесто Гевара. Ньико сообщил своему аргентинскому другу, что Фидель и его брат Рауль освобождены по амнистии и в самом скором времени прибудут в Мехико. Тогда Эрнесто и попросил Ньико познакомить его с Фиделем.

В качестве проповедника континентальной идеи Эрнесто был для кубинцев интересен. Кроме того, он объявил себя коммунистом, не будучи связан ни с одной компартией континента. Стало быть, не был опутан никакими партийными обязательствами.

Встреча произошла. Беседа двух молодых людей продолжалась десять часов: с восьми вечера до шести утра. «Помню, наш первый спор был о международной политике»,- пишет Эрнесто. Это бы звездный час Эрнесто Гевары. Встреча с Кастро выводила его на арену истории, на уровень личных решений, от которых зависит ускорение исторического процесса. «Че имел более зрелые по сравнению со мной революционные идеи. В идеологическом, теоретическом плане он был более развитым. По сравнению со мной он был более передовым революционером», - писал впоследствии Фидель.

Фидель, как и другие вожди националистов, избегал включения в свою бригаду иностранцев, но после этого разговора Че был принят в команду как теоретик континентальной коммунистической революции. Это встреча стала решающей в жизни Че.

Далее наступила пора военной подготовки. Для тренировок и стрельб в предместьях Мехико была арендована ферма. На этой ферме, к изумлению окрустных жителей, собралось около сотни участников экспедиции. Что касается Фиделя, то он почти не бывал на занятиях по военному делу, поскольно на это у него почти не оставалось времени.

Че Гевара писал: «Основной наш тормоз — это боязнь того, что обстоятельства формального характера могут отдалить нас от масс и личности, что мы потеряем из виду последнюю. А ведь самое важное революционное намерение заключается в том, чтобы покончить с отчуждением человека».

Революция занимала все его время, постоянные поездки, встречи, но вся эта занятость не убивала в Че чувство одиночества. В свободное время он писал стихи и увы, они не были наполнены позитивными чувствами.

Вскоре власти узнали о планах Фиделя, и на другое утро мексиканские газеты объявили, что раскрыт обширный международный заговор, во главе которого стоит доктор Фидель Кастро, и что на загородном ранчо арестованы два десятка коммандос, среди которых был назван аргентинский врач Эрнесто Гевара Серна. Полиция захватила ферму и все попали в тюрьму. Но по ходатайству общественности Фидель Кастро и 18 его бойцов были освобождены, за решеткой остались только Че Гевара и кубинец Каликсто Гарсиа: первый- добровольно, второй- потому, что у него были не в порядке иммиграционные бумаги. Чтобы уладить дело, Фидель был вынужден дать взятку мексиканским властям. Революция продолжалась до 1958 года. Эта революция стала одной из главных в жизни Эрнесто. Здесь он смог проявить себя, как отличный командир отряда и одержал вместе с Фиделем победу.

После победы к Че Геваре пришла популярность. Романтическая бледность загадочного аргентица и его рука на черной перевязи — это выделяло его среди смуглых бородачей, навевало мысль о какой-то загадочной тайне. Девушки находили, что Че Гевара очень красив:у него такой странный, завораживающий взгляд, а когда он улыбается, то становится просто неотразимым. Телевидение и пресса за несколько дней сделали Че Гевару человеком Латинской Америки.

В правительстве новой Кубы

Че вместе с командой вернулись на родину и назначается председателем Национального банка. Валютные ресурсы станы составляли в то время около 75 миллионов долларов, но и эта скромная сумма быстро таяла. Решительные действия Че оказались небезуспешными: резервы золота и валюты, докатившиеся до самой низкой отметки в 50 миллионов долларов, за несколько месяцев увеличились втрое.

Вскоре Соединенные Штаты прекратили ввоз и переработку на Кубе нефти. Следом за нефтяной началась сахарная война. Через пару лет нагрянул Карибский кризис. В это же время происходит убийство Кеннеди, и в стране начинается общее недовольство.

Боливия: последний поход

После того, как жизнь на Кубе стала более спокойной, Че Гевара решается ехать в Боливию для того, чтобы поддержать борьбу безземельного крестьянства за перераспределение земли, и, казалось бы, должен был в точности знать, идет здесь такая борьба или нет и нуждается ли местное население в его скромной помощи.

Че Гевара собирает новый отряд. До поры до времени жизнь в очаге боливийской герильи пртекала вполне безмятежно — в обустройстве, рыбалке и охоте. В лагере был красный уголок, по вечерам там идут занятия: Че преподает своим бойцам историю, математику, для желающих — основы политэкономии.

Че надеется на то, что пройдет полоса праздников(Рождество, Новый год, карнавалы) — и новобранцы начнут приходить.

Вскоре, после Нового года к Че Геваре нагрянула полиция. Че решил увести отряд в тренировочный поход по окрестным горам и ущельям. Эта идея в точности воспроизводила опыт кубинской герильи. Двадцать пять человек отправились в поход, нескольких оставили на ранчо. Гевара со своими соратниками пережили не только этот тренировочный, но и еще несколько походов. Они теряли людей, но продолжали идти по намеченному пути к свободе.

Одной из главных целей походов было знакомство с местным населением, и на этом направлении все обстояло еще хуже.

Вскоре, отряд забросило в деревню под красивым названием Санта- Элена. Там бойцы и остановились на свой последний спокойный ночлег. Загнанные в глубокий овраг, окруженные со всех сторон армией, семнадцать партизан затаились в густом кустарнике. Именно в этот момент своей жизни Че начал проявлять свои человеческие качества. Каждый вечер команданте рассказывал солдатам о своих планах и всячески подбадривал их. «В частности начало будет очень трудным. Но мы знаем, за что боремся — за освобождение нашего континента. Мы не можем и не должны думать, что свободу можно завоевать без борьбы» - говорил Че тихим, чуть ли не ласковым голосом. По реакции внимательно слушавших его бойцов он мог видеть, насколько они заразились его решимостью.

В своем последнем письме родителям он писал: «Люди могут сказать обо мне, что я авантюрист. Да, это так, но я авантюрист особый. Я один из тех, кто рискует жизнью, чтобы доказать свою правду. Кто знает, может, я прощаюсь с вами навсегда. Я не мечтаю о смерти, но обстоятельства логично заставляют меня считаться с этой возможностью. Я вас очень любил, но не мог выразить свою любовь. Во всем, что я когда-либо делал, я был несговорчив. Думаю, что иногда, вы меня не понимали. Воля, которую я с удовольствием закалял, будет теперь поддерживать мои больные ноги и укреплять уставшие легкие. Вспоминайте иногда своего маленького кондотьера двадцатого века...»

Наутро Че Гевара обнаружил себя в ловушке. Отряд находился на дне оврага, а на холмах, окружавших овраг со всех сторон, расположились солдаты.

Солдат было около трех тысяч, и семнадцать партизан серьезного сопротивления оказать не могли.

Че Гевара был ранен в ногу, боливец Вилли пытался помочь ему подняться по склону холма, чтобы укрыться в кустах, но солдаты заметили это и стрельбой перегородили им путь.

Боливийские военные уверяют, что с плененным вождем обращались очень бережно: поскольку он не мог самостоятельно передвигаться, его положили на одеяло и четверо солдат несли его несколько километров до Игеры, а капитан Гари Прадо шел рядом, и они миролюбиво разговаривали. По другим источникам, Че Гевара шел сам, опираясь на плечи двоих солдат, по следам его мокасин из сыромятной кожи уцелевшие партизаны добрались до школы в Игере, где и оборвалась жизнь их командира.

В школе капитан Прадо передал пленника полковнику Селничу. При передаче пленного была проведена опись предметов, при нем находящихся. В вещмешке Че Гевары были обнаружены два дневника, записная книжка и книжка кодов, толстая тетрадь с переписанными от руки стихами и еще три или четыре книги.

Че полагал, что ему устроят показательный процесс, что он предстанет перед высоким трибуналом, однако приговор ему был уже вынесен боливийским президентом. Поскольку в Боливии нет смертной казни и военные опасались большого революционного спектакля на судебном процессе, они решили казнить Че Гевару и объявить, что он умер от полученных в бою ран.

Свидетели описали последние минуты Че Гевары: «Марио Теран взял свою американскую автоматическую винтовку М-2 и вошел в класс. Спокойным, приветливым голосом он сказал Че Геваре, чтобы тот сел. «Зачем?- спросил пленник.- Застрелить меня ты можешь и так. Солдат растерялся. Он подошел было к двери, но потом вдруг обернулся и дал очередь. Че Гевара инстинктивно поднял руку, как бы пытаясь защититься. Пули пробили ему руку и прошли через грудную клетку, поразив сердце. На стене школьного класса остались следы от пуль...»

Че Гевара умер не сразу. Несколько минут он лежал в агонии. В помещение вошел старший лейтенант Перес, вынул пистолет и выстрелил умирающему в упор в затылок. Так в возрасте 39 лет оборвалась жизнь того, кого французский философ Жан-Поль Сартр назвал "самым совершенным человеком нашего века".

Так, неуловимый команданте был побежден... Но «Победа - это великий источник положительного опыта, но поражение, по моему мнению, еще важнее в этом смысле...» - так говорил Че еще при жизни...

Прежде чем похоронить Че, боливийские спецназовцы отрубили ему кисти рук. Им были нужны отпечатки пальцев, чтобы доказать, что легендарный кубинский революционер действительно мертв. Тело Че захоронили тайно -до недавнего времени было неизвестно, где покоятся его останки. Кроме того, с его лица сначала сняли посмертную маску, а затем, как утверждает медсестра в госпитале, присутствовавшая при вскрытии тела, намерено изуродовали его до неузнаваемости. Два года спустя после смерти Че министр внутренних дел Боливии тайно переправил на Кубу заспиртованные кисти рук, фотокопию дневника Че Гевары, гипсовый слепок с его лица.

Поистине смерть Эрнесто Че Гвары была такой же необычной, как и его жизнь. Братскую могилу, в которой были тайно захоронены Че и шесть бойцов его отряда, обнаружили только 30 лет спустя, в июне 1997 года. По свидетельству участника расправы с Геварой боливийского генерала Марио Варгаса Салинаса, трое солдат глубокой ночью при свете фонарей выкопали вблизи аэродрома в окрестностях городка Валья-Гранде яму глубиной три метра. В нее были сброшены тела Че и других партизан. В последствии при расширении взлетно-посадочной полосы яма была забетонирована.

В городе Санта-Карла на Кубе сооружен мавзолей, в котором нашел свое последнее пристанище Эрнесто Че Гевара. Там же захоронены останки бойцов его партизанского отряда, погибших вместе с ним в Боливии. В Игере, где оборвалась жизнь Че, открыт скромный музей. Дважы в месяц колокола церкви в Валье- Гранде звонят в память о Че.

В суеверной и богобоязненной Латинской Америке это обстоятельство лишь подтверждает святость убиенного. В сакральной традиции такой герой не умирает, потому что смерть — это конец, а его путь бесконечен. Он продолжает жить и ждать, когда наступит время его возвращения.

События больше всего влияют на человека при развитии его внутренних качеств, при развитии той части нашего существа, которая делает нас единственными и неповторимыми - личностью. И именно события сформировали знаменитого команданте Че таким, каким мы его знаем. Болезнь, преследовавшая его на протяжении всей жизни, помогла стать ему стойким и уверенным в том, что он ничуть не хуже других. Его детски игры в регби помогали превозмогать ту боль, которую он испытывал из-за астмы, и это в дальнейшем помогло ему в жизни. Умение любить родителей, друзей, жену, детей сделало его понимающим и проникновенным к другим людям, что было немало важно. Революции, проведенные в поисках свободы, сделали его расчетливым, не боящимся опасностей. Но все эти качества, которые он приобретал на протяжении жизни, в итоге были нужны только для одной цели – достижение свободы и у него это получилось. Многие люди хотят быть похожим на него. Иметь его храбрость и настойчивость для достижения цели. По сей день имя Эрнесто Гевара де ла Серна ассоциируется у нас с поиском свободы, к которой люди так стремятся.

Значение слова свобода

Говоря о Че Геваре, мы невольно начинаем размышлять о свободе.Что же понимать под словом свобода? Существуют разные определения и значения данного слова.

Неукротимая воля к свободе изначально свойственна человеку, однако, будучи одной из первейших жизненных ценностей, она и по сию пору однозначно не определена, а представления о ней столь разноречивы, что не удивляться этому нельзя.

В философском понимании свобода — в абсолютном смысле, течение событий таким образом, что воля каждого действующего лица в этих событиях не подверглась насилию со стороны воли других.

Свобода — в самом общем смысле, наличие возможности выбора, вариантов исхода события. Отсутствие выбора, вариантов исхода события равносильно отсутствию свободы.

В религии существуют разные понятия свободы: внешняя и внутренняя.

Внешняя свобода – это не свобода делать все, что захочется, с тем, чтобы другие люди не смели никому и ни в чем мешать, но свобода веры, воззрений и убеждений, в которую другие люди не имели бы права вторгаться с насильственными предписаниями и запрещениями; иными словами - свобода от недуховного и противо - духовного давления, от принуждения и запрета, от грубой силы, угрозы и преследования.

Если внешняя свобода устраняет насильственное вмешательство других людей в духовную жизнь человека, то внутренняя свобода обращает свои требования не к другим людям, а к самому - вот уже внешне нестесненному - человеку.

Человек достигает свободы по мере того, как он осуществляет акты свободного выбора, воспринимая ценности, которые он сам научается распознавать. Человек способен действовать разными способами. Его свобода зависит и от того, каким способом он согласовывает свои телесные и рациональные начала.

Так же в религии существуют понятия политической свободы и свободы в любви. Политическая свобода есть разновидность внешней свободы: человеку предоставляется самостоятельно говорить, писать, выбирать, решать и подавать свой голос в делах общественного устроения. Его требования "не мешайте, не заставляйте, не запрещайте -- я сам!.."-- удовлетворяются, но уже не только в вопросах его внутренней духовной жизни, а в вопросах общего и совместного устроения. Он объявляется полномочным соучастником, состроителем, сораспоряжающимся в этих делах. И уже не только ограждается его собственная внутренняя свобода, но ему самому предоставляется решать о других людях и об их свободе или несвободе, об их жизни и поведении.

Свобода – это, конечно, противоположность зависимости. Но правильно ли будет сказать, что свобода – это независимость? В абсолютном смысле – нет. В силу своей социальной природы мы не можем быть независимыми от общества. Наш выбор – это всегда реакция на влияние извне; мы если и свободны от кого-то одного, то непременно зависимы от другого. Возможно, даже безотчётно для себя.

Поэтому компромиссный вариант таков: свобода – это добровольная зависимость.

Нельзя ожидать от человека любви, если он несвободен. Насилием можно добиться чего угодно – послушания, угодничества, часто лицемерия, гнева, который в любом случае будет присутствовать, открытый или затаённый, - но любовь таким способом никогда не "вытянешь". Для её зарождения нужны условия, и одно из них – осознание человеком своей свободы, свободы любить или нет.

Свобода в значении добровольности связана ещё с одним базовым для христианства понятием – ответственностью. Настолько связана, что без неё слово "ответственность" превращается в пустой звук. Ведь что является предметом ответственности в её обычном понимании? Только то, что человек может сделать, то, что подвластно его воле. А если человек несвободен, и что-то другое руководит им против его воли, тогда и ответственно что-то другое.

В юридическом смысле свобода - отсутствие политического и экономического гнета, отсутствие стеснений, ограничений в общественно-политической жизни и деятельности какого-либо класса или общества в целом.

В праве — закрепленная в конституции или ином законодательном акте возможность определенного поведения человека (например, свобода слова, свобода вероисповедания и т. д.).

В историческом смысле, свобода — средство для достижения цели и смысла жизни человека. У язычников идеалы свободы послужили основой создания демократического общества, классическим примером которого стали Афины в Древней Греции. В последние столетия к этим идеалам вернулось и современное общество.

В различные исторические эпохи менялось и понимание свободы.

В древней философии вопрос возник первоначально на почве нравственно-психологической.

В средние века подразумевалась свобода от греха и проклятие церкви, причем возникал разлад между нравственно требуемой свободой человека и требуемым религией всемогуществом Бога.

Со времени Просвещения возникает понятие свободы, заимствованное у либерализма и философии естественного права (Гоббс, Гроций, Пуфендорф).

Согласно экзистенциализму (направление в философии XX века, рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы.) Хайдеггера, основным состоянием бытия является страх — страх перед возможностью небытия, страх, который освобождает человека от всех условностей действительности и позволяет ему достигнуть в некоторой степени свободы, основанной на ничто, выбрать самого себя в своем неизбежном возлагании ответственности на себя самого, то есть выбрать себя как собственное, имеющее ценность существование.

Тесно связаны понятия анархизма и свободы. Основой идеологии анархистов является утверждение, что Государство — тюрьма для народа. Против этого утверждения можно поставить тот факт, что государство обеспечивает свободу своих граждан, ограничивая их права (или же обеспечивает права, ограничивая свободу?).

В этике «свобода» связана с наличием свободной воли человека. Свобода воли налагает на человека ответственность и вменяет в заслугу его слова и поступки. Поступок считается нравственным только в том случае, если он совершается свободной волей, является свободным волеизъявлением субъекта. В этом смысле этика направлена на осознание человеком своей свободы и связанной с ней ответственностью.

Изучение существующих определений свободы не вносит ясности в понимание существа этого вопроса. Не приводит к этому и выделение только принципиальных подходов к ней, сложившихся в различных философских направлениях. И здесь мы обнаружим отсутствие желанного единства в ее понимании и давнишнюю обеспокоенность этим.

В психологии свобода - это прежде всего свобода от самого себя. От своих комплексов, страстей и грязных помыслов. Каждый раз, когда удается преодолеть в себе какой-то порок или комплекс чувствуешь желанное освобождение.

Наиболее позитивное определение свободы в психологии можно найти у Сёрена Кьеркегора (знаменитый датский философ, теолог и писатель), который понимал свободу прежде всего как возможность. Последнее понятие происходит от латинского слова «posse» (мочь), который также составляет корень другого важного в этом контексте слова – «сила, мощь». Значит, если человек свободный, он является могучим и могущим, т.е. обладаюшим силой.

Как пишет Ролло Мэй (американский психотерапевт), когда говорим о возможности в связи со свободой, прежде всего имеем в виду возможность хотеть, выбирать и действовать. Это все вместе означает возможность меняться, реализация которой является целью психотерапии. Именно свобода предоставляет необходимую силу для изменений.

Многие считают, что по-настоящему свободу мы можем пережить лишь в отсутствии каких-либо ограничений. Такое понимание свободы как «свободы от» можно назвать негативной свободой. Наверное каждый когда-нибудь на своем опыте мог убедиться, что значит выбирать что-то свое и для себя, не учитывая такой же свободы выбора других людей, не учитывая внутренних и внешних ограничений. Можно представить, что творилось бы на городских улицах, если все вдруг начали бы игнорировать правила дорожного движения. Именно психотерапевты имеют возможность постоянно убеждаться, к чему приводят своеволие.

Негативная свобода также приводит к переживанию изоляции и одиночества. Ведь известно – чем больше мы забираем свободы себе, не считаясь с реальной взаимосвязанностью с другими, тем меньше остается привязанностей и здоровой зависимости от других, значит – больше одиночества и опустошенности. Для появления настоящей свободы в жизни необходимо принятие факта существования судьбы. Судьбой в этом случае, вслед за Мэйем, мы называем целостность ограничений: физических, социальных, психологических, морально-этических, которые можно также назвать «данностями» жизни. Как говорил знаменитый датский экзистенциальный мыслитель Кьеркегора «реальность является единством возможного и неизбежного». Ограниченно свободными нас делают и психологические особенности – свойства характера, меняющиеся эмоциональные состояния, индивидуальные особенности восприятия жизненных ситуаций, особенно трудных и сложных, и привычные способы действия в них. Наконец, будучи свободными, многое в жизни не позволяем сами себе, т.е. наши возможности выбора действий определяются усвоенными ценностями, совестью.

Свобода всегда находится "внутри нас", составляя сердцевину нашего существа, и требуется некое дерзание, чтобы проявить ее вовне.

Свобода - это наша конечная цель. Путь к ней - величайший и каждодневный наш труд.

Свобода означает ответственность. Вот почему большинство людей боится свободы.

Каждое из данных определений несет особую смысловую нагрузку. Они составлялись разными людьми, в разные времена, при разных обстоятельствах. Но главным при установке определения этих слов является мнение народа.

Каждый человек может дать свое определение этого слова.

В наше время люди ищут свободу в разных областях жизни. Большинство современной молодежи не ищут свободы духовной, а пытаются выразить себя через стиль одежды, через стиль жизни. Появляется множество субкультур: эмо, готы, панки. Отличительные особенности стиля эмо —черная и розовая одежда, косая челка, музыка, манера вокала которой, включает в себя зачастую визг, стоны, шёпот, рёв. Готическая субкультура разнообразна и неоднородна, благодаря тому, что культивирует индивидуальность, тем не менее, выделяются многие общие для неё черты, такие как любовь к готической музыке, мрачный имидж, интерес к мистицизму, любовь к хоррор-литературе и фильмам. Люди, которые пробуют себя в этих субкультурах стремятся к свободе в одежде и в поведении. Но не всегда они выбирают правильные пути. К сожалению все учатся на своих ошибках, редко присматриваясь к чужим поступкам и прислушиваясь к чужим словам.

Не многие люди ищут свободу духовную, отказываясь от каких-то материальных благ. Конечно, этот путь более сложный и долгий, но пожалуй, самый верный.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)