Культура  ->  Литература  | Автор: В.Я.Коровина | Добавлено: 2015-03-04

Эпитеты в стихотворении М.Ю. Лермонтова

Читая стихотворение М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…», мы видим будто бы наяву и поле с желтеющими колосками, и поспевающую в саду сливу, и ландыш, блестящий от росы, и ключ, который бежит вдаль… Удивительные картины природы предстают перед нашим взором! Понимаем, что это стихотворение не посвящено определённому времени года: нивы желтеют к осени, а ландыши цветут весной. Однако каким же очарованием веет от каждой строчки! Красота природы, изображённая М.Ю. Лермонтовым, буквально завораживает! Чувство покоя лирического героя стихотворения передаётся и нам.

Каким же образом М.Ю. Лермонтову удалось запечатлеть чудесные картины природы?

В первую очередь, обращает на себя внимание обилие эпитетов в стихотворении. Эти эпитеты передают цвет (желтеющая нива , малиновая слива, румяный вечер, час златой, ландыш серебристый), запах (душистая роса), температуру (свежий лес, студёный ключ), субъективные ощущения (смутный сон, таинственная сага). Всеми чувствами мы воспринимаем природу, изображённую поэтом. Эпитеты, употребляемые поэтом, изобразительные. Они вместе с олицетворениями ( волнуется нива; лес шумит; прячется слива; ландыш кивает головой; румяным вечером; ключ играет, лепечет, мчится, ) и помогают создать удивительные по своей красоте картины природы. Краски природы тёплые, радостные. Даже серебристый ландыш не вносит дисгармонии в это буйство тёплых красок, от которых и на душе становится теплее. А вы когда-нибудь задумывались, чем пахнет роса? М.Ю. Лермонтов пишет о «душистой росе» - наполненной запахами трав, цветов, земли-матушки самой. И какое же блаженство испытываешь, когда читаешь про свежий лес и студёный ключ! Именно они спасают путника в жаркий полдень. Именно под сенью дерев можно услышать «таинственную сагу», которую лепечет лесной ручей. С помощью изобразительных эпитетов картины становятся зримее и выразительнее.

Мотив одиночества стал центральным в творчестве М.Ю. Лермонтова. Одинок его мятежный парус, ищущий бури. Одинок листок, который «оторвался от ветки родимой». Одинок утес, на груди которого «ночевала тучка золотая». Удивительны, трогательны образы, ставшие олицетворением этого томительного чувства – одиночества. Тоска по родственной душе, понимающей и принимающей тебя, звучит во многих стихах М.Ю. Лермонтова. Но есть одиночество иного рода. Одиночество среди людей…

Лирический герой стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен…» одинок среди людей. Не случайно перед стихотворением дата – 1 января. Великосветский бал-маскарад. Казалось бы, что может быть веселее? И толпа на этом балу «пёстрая»! Лишь одним метким эпитетом поэт сумел изобразить великосветскую толпу. Только ли изобразить?

Вместе с лирическим героем стихотворения мы оказываемся в эпицентре маскарада. Участники бала в масках, но не в тех, которые надевают, облачаясь в карнавальные костюмы. «Приличьем стянутые маски» - это лица людей. Неестественность, неискренность, фальшь! При помощи эпитетов поэт оценивает светскую толпу, и оценка эта вполне определенна: «дикий шепот затверженных речей», «образы бездушные людей», «небрежная смелость красавиц городских», их «давно бестрепетные руки» не могу произвести хорошего впечатления. Свистящие и шипящие звуки первой строфы [ш], [ж], [з], [с] создают звуковой образ бала. Эти звуки неблагоприятны для слуха. Они раздражают человека, заставляют его почувствовать ужасную дисгармонию мира, который его окружает. «Блеск и суета» - вот характеристика великосветского общества.

Уже в конце второй строфы стихотворения появляется слово, которое имеет совершенно другую интонацию: «ласкаю». С этого благозвучного, нежного слова строки стихотворения польются, они начнут ласкать слух. Да и речь во второй части пойдет совершенно о другом мире, к которому лирический герой летит «вольной, вольной птицей». Повторы мягкого [л’] помогают и нам ощутить состояние полета, полета к мечте, детству – святым и трепетным понятиям. Мы вместе с лермонтовским героем видим и «высокий барский дом», и «сад с разрушенной теплицей», и село, что «за прудом… дымится». Эпитеты становятся изобразительными, а при помощи олицетворения под пером поэта «оживает» природа: «Зеленой сетью трав подернут спящий пруд», «сквозь кусты//Глядит вечерний луч». Шаги лирического героя становятся робкими. Нельзя же спугнуть, разрушить это очарование красотой. А еще нельзя спугнуть «мечты моей созданье».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)