Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: Дегтерёва Галина Дмитриевна | Добавлено: 2015-01-30

Эмоциональное равновесие детей

Исходя из своих наблюдений, обсудив данную проблему, с окружающими меня взрослыми и детьми, изучив некоторую литературу, мне удалось выяснить две основные причины неадекватного поведения школьников:

  • Быстрая утомляемость, усталость.
  • Не умение и не знание приемов восстановления своих сил, регуляция своего поведения (смотреть презентацию «Приемы восстановления эмоционального равновесия»).

Итак, разберем первую причину неадекватного поведения школьников. Известно, что у школьников (особенно у первоклассников - второклассников) очень большая потребность в игре и движении. А в школе основная нагрузка «перемещается на голову», т.е. направлена на развитие интеллекта (понимание, познание). Тело детей не получает соответствующей нагрузки (видимо, физкультминуток недостаточно) и устаёт. Дети устают сидеть, так как испытывают нагрузку мышцы туловища, испытывают нагрузку органы зрения и слуха, мышцы рук. В результате такого длительного мышечного напряжения наступает и умственное утомление. Поэтому снижается внимание детей, ученики становятся рассеянными, раздражительными, а некоторые, агрессивными (агрессия – нападение).

Вторая причина неадекватного поведения школьников была выяснена путем анонимного анкетирования, в котором приняло участие 78 второклассников нашей школы. Из анкет видно, что почти все школьники (примерно 81%) не знают способов регуляции (регуляция – приведение в порядок) своего поведения и знают недостаточно о приемах расслабления, отдыха или, наоборот, активизации своего состояния.

Анкета состояла из 3х вопросов.

  • Что ты делаешь, чтобы отдохнуть, расслабиться, восстановить свои силы?
  • Наиболее распространенные ответы первоклассников: сплю, ложусь на диван, смотрю телевизор, играю в компьютер, гуляю.

  • Что ты делаешь, чтобы быстро собраться с силами, с мыслями (например, перед ответом у доски, перед выступлением, контрольной работой)?
  • Только 9 человек (11%) написали «глубоко дышу», очень многие ответили - «много думаю», а некоторые признались честно и написали «волнуюсь».

  • Умеешь ли ты «побеждать» свою злость, обиду? Как ты это делаешь?

Только 22 % школьников ответили – бью диван, считаю до 10 или думаю о хорошем, примерно 42 % школьников дали следующие ответы – не обращаю внимания, защищаюсь, прощаю (извиняюсь) или написали честно – «не знаю»; были и оригинальные ответы: кидаю подушку в маму, бью кулаком об стену, ломаю что-нибудь, хожу по комнате, коплю в себе, бьюсь головой, сжимаю кулаки, нервничаю, стою на голове, топаю ногами, хочу стукнуть, но нельзя.

В результате полученных данных, я решила собрать материал – игры, упражнения, приемы, которые дети моги бы использовать самостоятельно, для того, чтобы быстро расслабиться, отдохнуть - на перемене, после уроков, перед кружковыми занятиями, собраться с силами, сконцентрироваться или победить свою злость и обиду. Это такие игры, упражнения, которые школьники могли использовать самостоятельно без участия взрослых (родителей, учителей) (смотреть презентацию «Приемы восстановления эмоционального равновесия»).

Результатом моей работы является сборник приемов, упражнений под названием «Помоги себе сам!» (он Вам представлен в документе № 2), в котором все игры и упражнения разделены по двум направлениям:

  • Упражнения, направленные на снятие мышечного и эмоционального напряжения.
  • Упражнения, игры, прием направленные на регуляцию своего поведения и активизацию своих сил.

Таким образом, проведя данную исследовательскую работу, могу сделать следующий вывод, что школьников необходимо обучать приемам восстановления эмоционального равновесия для того, чтобы дети могли их самостоятельно использовать в своей жизнедеятельности. Тогда обучение в школе для них будет более легким, спокойным, будет меньше конфликтов с одноклассниками, учителями и родителями.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)