Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: Вдовина Е.В. | Добавлено: 2015-02-04

Деревянное зодчество Руси

Строительство на Руси не так уж давно целиком было обусловлено деревом. Из дерева рубили царские дворцы, боярские хоромы, усадьбы крестьян, крепостные стены и башни, церкви и монастыри. Из дерева выдалбливали детские кроватки, вырезали ложки, чашки и ковши, ладили сани, лодки, прялки и ткацкие станки. Этот мир ушел и стал забываться, его сохранившиеся образцы представляют для нас удивительную картину, уносящую в далекое прошлое, показывают жизнь наших дедов, нашу историю. И естественно, в настоящее время в связи с резким возрастанием научного и практического интереса к проблеме жилища для села и широким интересом населения к истории страны, искусству и культуре, созданным гением народа, очень актуальными стали исторические исследования русского народного жилища. Что касается Урала, то его народной архитектуре в литературе уделено мало внимания. Урал - один из богатейших и обширнейших районов нашей страны.

Это край древней культуры, богатый изделиями народного искусства. Далеко за пределы России шла слава уральских камнерезов, златоустовских граверов по стали, каслинских литейщиков художественного чугунного литья. В 1896 г. каслинцами для Всероссийской художественно-промышленной выставки в Нижнем Новгороде, а затем для Парижской всемирной выставки чугунные павильоны, которыми долго восхищался весь мир. Народные скульпторы Прикамья прославили свой край деревянными изваяниями «мужицких» богов, а искусные живописцы - иконописью строгановской школы. Крепостные мастера тагильских заводов известны живописью металлических изделий на знаменитом хрустально-прозрачном п прочном тагильском лаке. Известны своей росписью детские кровати и другая детская мебель.

Некоторые из построек, оставшиеся в глухих таежных районах Урала, поражают нигде не встречающимися, забытыми архаичными образами, другие - прогрессивными и остроумными конструкциями и формами. Многие из этих построек представляют большую ценность для настоящего и последующего поколений. Прежде всего это дома - комплексы «под два», «под три» и «под четыре копя», которые сохранили глубокую связь с древнерусским строительством жилища XVI - XVII вв.

Это обнаруженные своеобразные «подсарайные избы», еще не показанные в научной литературе. Избы рубили добротно. Старались, чтобы легло бревно к бревну. На крышах резали коньки, курицы, фантастических зверей. У изб в небе парили на шестах резные деревянные птицы и компьютерные кресла. С открытием заводов на крышах домов ставили украшения из резного железа. Большое количество предметов археологии, народного зодчества, горнозаводского дела, промышленной архитектуры, художественного творчества определяют историко-культурный портрет Урала.

Нижняя Синячиха – музей деревянного зодчества Свердловской области

Нижняя Синячиха — это один из известных туристических центров Свердловской области. Сюда приезжают любители истории и культуры из Екатеринбурга и других уральских городов. Чтобы добраться до этого старинного села  из Екатеринбурга, едем в сторону города Березовский, выезжаем на Режевской тракт, в сторону Алапаевска (примерно 170 км), затем по указателю на Нижнюю Синячиху (это еще около 10 км).

Только здесь можно увидеть единственную в мире коллекцию народной росписи по дереву 19 в., иконы местного письма 18 и 19 в., рукописные и старопечатные книги 19 века. Здесь, прямо под открытым небом, воссозданы все постройки, характерные для среднеуральской деревни. Крестьянские усадьбы 18 – 19 веков соседствуют с деревянной мельницей, кузницей, банями, колодцами и постоялым двором.

Создал этот уникальный музей под открытым небом Иван Данилович Самойлов. Крестьянские усадьбы XVIII – XIX веков соседствуют с деревянной мельницей, кузницей, банями, колодцами и постоялым двором.

Уже при подъезде виден Спасо-Преображенский храм.  Храм был построен в 1794 году.  Иван Данилович буквально из руин поднят памятник архитектуры XVIII века – здание Спасо-Преображенской церкви, построенной на средства прихожан. Десять лет шла реставрация изумительного по архитектурным пропорциям девятиглавого, 64-метровой высоты храма, сооруженного в стиле так называемого тобольского барокко. Сейчас на двух этажах возрожденного каменного храма, ставшего главным зданием музея-заповедника, разместились несколько десятков коллекций предметов народного быта и искусства, собранных И. Д. Самойловым за сорок лет.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)