Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: Ольга Конотоп | Добавлено: 2014-11-20

Ошибки при письме

Прежде всего определим, что такое орфограмма. В лингвистической литературе даются разные определения этого термина, но их можно свести к такому: «Орфограмма – это то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками, но из которых только один принят за правильный». У орфограмм есть общие опознавательные признаки: 1) орфограмма – написание, которое требует проверки; 2) есть не менее двух вариантов написания, из которых надо выбрать один.

В школе орфография изучается с 1 по 7 класс. За это время ученики знакомятся с 70 орфографическими правилами . Несмотря на такое многообразие, их можно собрать в несколько групп.

  • Орфограммы в приставке.
  • Орфограммы в корне.
  • Орфограммы в суффиксе.
  • Орфограммы в окончании.
  • Слитные, раздельные, дефисные написания.
  • Ь и Ъ

Больше всего оказалось орфографических правил на слитное- раздельное- дефисное написание , второе место по правилам занимают суффиксы, в которых 18 орфограмм. В корнях 13 орфограмм, на правило «Ъ-Ь» - 8, меньше всего орфограмм в приставках и окончаниях – по 6.

Некоторые орфограммы из перечисленных попадают в несколько групп. Так, например, орфограмма «Буквы И-Ы после Ц» есть и в корне, и в суффиксе, и в окончании .Это же можно сказать и о таких орфограммах, как «Буквы И,А,У после шипящих», например, ширина, лыжи.

Орфограмма №30 тоже может быть отнесена к разным группам. Некоторые лингвисты считают, что соединительные О-Е – суффиксы, но также её можно отнести и в группу «Слитное написание», т.к. речь идет о сложных словах, которые могут писать слитно или через дефис.

А вот орфограмму 66 вообще трудно отнести к какой-то группе, т.к. у предлогов нет окончаний.

Типичные орфографические ошибки

Ошибки учащиеся допускают практически во всех частях слова. Какие из них наиболее типичные и почему они допускаются – об этом я хочу рассказать в данной главе.

Приставки на з:

  • Смешивают буквы з и с в приставке.
  • Пропускают одну из букв при стечении на стыке приставки и корня зз,
  • Пишут лишнюю букву с.

Причины ошибок:

  • Учащиеся допускают ошибки в том случае, если они не знают, какие согласные являются звонкими, а какие – глухими.
  • Не умеют правильно определять корень.
  • Неверно рассуждают, когда стремятся определить, сколько с нужно писать на стыке корня и приставки.

Безударные гласные корня:

Ошибки в написании безударных гласных, проверяемых ударением, появляются в том случае, если учащиеся не умеют быстро и правильно выделять корень.

Причины:

  • Не умеют производить лексико-семантический анализ слов.
  • Неправильно определяют место ударения.
  • Неправильно подбирают проверяемое слово.

Безударные гласные е и и в окончаниях существительных:

Ошибки:

Наибольшее количество ошибок на правописание е и и в падежных окончаниях имен существительных учащиеся допускают в существительных с основой на мягкий согласный. Особенно трудны для учащихся существительные 1- го склонения.

Причины ошибок:

  • Учащиеся неправильно определили падеж существительного.
  • Учащиеся неверно установили склонение существительного.

Безударные суффиксы – о – и – а – в наречиях.

Ошибки:

  • Смешивают суффиксы –а- и –о-.
  • Пишут приставки раздельно.
  • Неверно пишут безударные гласные и сомнительные согласные в корне.

Причины ошибок:

  • Ошибки в однокоренных словах чаще всего появляются в результате неправильных аналогий.
  • Ошибки возникают и в том случае, если учащиеся делают обобщение в виде такого правила: «В наречиях бывает только суффикс о».
  • Затрудняет учащихся написание однокоренных наречий, имеющих различные приставки, и написание наречий типа издавна .

Типичные орфографические ошибки, которые допускают учащиеся 8 класса нашей школы, и сравнительный анализ по годам представлены в приложениях 1 и 2.

Основные приемы формирования орфографических навыков.

Для формирования орфографической грамотности существуют определенные приёмы, речь о которых пойдет в этой главе.

Известно, что орфографический навык является необходимым компонентом письменной речи. Значит, орфографический навык – это речевой навык. Вот почему занятия по орфографии связываются с работой по развитию речи учащихся. Кроме того, очень важно, чтобы учащиеся прошли» через этап «совмещения» двух задач: выражать свои мысли в письменной форме и соблюдать при этом орфографические нормы».

Формирование орфографических навыков является сознательным процессом.

Одним из приемов считается правило. Орфографическое правило только тогда сможет быть руководством к действию, когда все необходимые и достаточные признаки орфограммы названы в его формулировке.

При формулировании орфографических правил надо стремиться к тому, чтобы все необходимые и достаточные признаки орфограммы были компактно указанны в той последовательности, которая необходима для их применения.

Правила делятся на 2 группы:

1) Формулировки орфографических правил, в которых указаны все необходимые и достаточные признаки орфограммы, в том числе и опознавательные.

2) Формулировки орфографических правил, в которых опознавательные признаки орфограммы не указанны, а указаны остальные необходимые и достаточные признаки орфограммы.

Роль упражнений, которые следуют за этапом объяснения нового материала, четко определена Д.Н. Богоявленским: «Упражнения в применении правил не только закрепляют правильные образцы слов, но, что для морфологической орфографии особенно существенно, в упражнениях отрабатываются те мыслительные операции, те приемы умственной работы, которые необходимы для распознавания грамматической природы орфографии и для выбора соответствующего правила, дающего правильный образец письма».

Еще одним приемом будет являться списывание текста. Списывая текст без пропуска букв и давая письменное объяснение, ученик должен не только определить, когда нужно применить орфографическое правило, но и установить, какое правило, и объяснить соответствующее написание, произведя в определенной последовательности разбор данного слова.

Диктант – эффективный способ обучения применению орфографических правил. При самостоятельной подготовке к диктанту школьники устно объясняют имеющиеся в тексте орфограммы. Если учащийся затрудняется объяснить ту или иную орфограмму, он об этом спрашивает учителя. Учащиеся будут напряженно трудиться, если учитель в ходе записи текста под диктовку потребует письменного объяснения определенных орфограмм непосредственно перед написанием слов. При оценке результатов работы учитель учитывает не только ошибки в написании слов, но и ошибки в объяснении орфограммы.

Чтобы учащиеся запомнили формулировку орфографического правила и способ применения этого правила, при написании диктантов и при выполнении работ творческого характера необходимо требовать от них устного и письменного объяснения орфограмм по образцам в соответствии со схемой орфографического разбора, соотнесенной с формулировкой правила.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)