Культура  ->  Литература  | Автор: Шейко Оксана Владимировна | Добавлено: 2015-03-11

Идея рока в драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад

На долю Михаила Юрьевича Лермонтова с раннего детства выпало такое сплетение трагических страстей, надрывающей душу любви и непримиримой ненависти, что тяжкая правда в них походила на кошмарный вымысел.

В самом начале тридцатых годов Лермонтов пишет много и увлеченно. То что «вызревало в безмолвном гневе» и «ложилось на сердце», где лично пережитое приобретает обобщенный характер и общественный смысл.

С наибольшей силой мучительные обстоятельства детской и юношеской жизни Лермонтова отразились в его ранних драмах, написанных до приезда в Петербург. Боль семейных распрей оборачивалась в них далеко не детскими переживаниями.

К театру Лермонтов приобщился сразу, как приехал в конце двадцатых годов в Москву из Пензенской губернии, где находилось имение Арсеньевой Тарханы. Бабушка, души не чаявшая в своем Мишеле, стремилась приобщить его к благородному обществу, к светским увеселениям. Она возила его на знаменитые детские вечера, на приемы к своим знатным родственникам, на театральные представления.

Лермонтов приезжает поступать в Петербургский университет, но его не приняли. Тогда он поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

С самого начала душа его не приняла Петербурга, с «туманом и водой», с «торчащими повсюду полицейскими», с его столичным «бездушием» и законами, сидящими «на лбу людей».

После окончания в 1834 году училища он живет вместе с другом своим А.А.Столыпиным в аристократическом Царском Селе, где расположен их полк. Но Лермонтов часто бывает в Петербурге, куда наезжает бабушка.

«Гусар мой по городу рыщет, - с восторгом рассказывает она своей приятельнице, - и я рада, что он любит по балам ездить: мальчик молоденький в хорошей компании и научится хорошему, а ежели только будет знаться с молодыми офицерами, то толку не много будет!»

Одетый в расшитый золотом мундир корнет лейб-гвардии Гусарского полка Михаил Лермонтов погружается в мир фантасмагорического веселья, где, по словам Герцена, царит Николай I - «недоверчивый, холодный, упрямый, безжалостный, с душою недоступною высоким порывам и посредственный, как его приближенные. Возле него пониже находилось высшее общество, которое при первом ударе грозы, разразившейся над головой после 14 декабря , потеряла едва перед тем приобретенные понятия о чести и достоинстве...»

В годы приобщения Лермонтова к петербургскому свету, так называемое высшее общество продолжает рьяно веселиться на роскошных приемах, костюмированных и некостюмированных балах в аристократических особняках, царских и великокняжеских дворцах. И в специально приспособленных для публичных маскарадов залах Большого театра, богато отделанного Благородного собрания на Мойке у Полицейского моста, в блистающем позолотой и хрусталем в доме внучатого племянника «светлейшего Потемкина В.В. Энгельгардта на углу Невского проспекта и Екатерининского канала.

Изображению этого общества и посвятил Лермонтов свою новую, написанную в 1835 году петербургскую драму «Маскарад».

Поэт создает образ светского общества, мир петербургских гостиных и игорных домов. «Здесь господствует разврат, прикрытый внешним приличием и лицемерным благонравием, корысть и зависть, замаскированные показной приязнью».

Двойное употребление слова «маска» у Лермонтова связана с прямым указанием на двойную символику маскарадного «круга», которая, в первую очередь, обусловлена трактовкой маскарада как культурно-исторического феномена.

В «Маскараде» отражено широко распространенное в среде русского дворянства 1830-х годов увлечение карточной игрой. За картами завязывались знакомства, обсуждались партии, определялось продвижение по службе, игра в карты открывала доступ в свет людям, даже не причастным к нему. Карточная символика в драме имеет несколько значений. Она отражает и сферу бытия людского общества, и связанные с ними понятия удачи, счастья, чести, и некое космическое вселенское бытие, которое непреодолимо вторгается в повседневность. Совсем не случайно пьесу открывает сцена игры в карты. Мир - «колода карт», она не поддается логическому объяснению, исключает она и нравственные теории.

Фальшь, лицемерие, духовная пустота - вот черты общества, точную характеристику которого дал в произведении поэт. Здесь нет места естественным и искренним чувствам, маска скрывает лица людей. Здесь жизнь - игра, маскарад. Маскарадный праздник - «не обычный выезд в свет, а приключение». Чтобы вступить в маскарадный круг, нужно было решиться «на известную долю риска, но риска приятного, волнующего кровь». Этот круг завораживал многочисленными неожиданностями и непредсказуемостью, невозможными в чопорном свете. В этом смысле маскарад можно расценивать как особый и самодостаточный мир, живущий по собственным внутренним законам. Владычица этого мира - Маска. Она же - его творец и хранитель. Входят в маскарадный круг те, кто, как правило, обладает знанием его главного закона, - здесь чужая личина становится как будто собственным лицом.

Всем строем драмы «Маскарад» Лермонтов утверждает волю, свободу, действие, величие отрицания при ощущении непреложности законов мира.

Карточная символика в драме имеет несколько значений. Для литературы лермонтовской эпохи образ карточной игры, в которой проявляются романтические личности, достаточно традиционен. В этом плане мотив карточной игры соотносится с романтической концепцией жизни, в которой одной из ключевых является идея рока, судьбы. Игра в карты воспроизводит ситуацию «рокового поединка» человека и судьбы.

Образ карт как символ рока и игры человека с судьбой создается на протяжении всего действия: «Рок мечет - я играю» (Казарин); Арбенин хочет «испытать, что скажет судьба». Образ игрока, вступившего в поединок с судьбой, формируется в репликах персонажей.

В лирике, драматургии и прозе Лермонтова отразилось его особое понимание роли фатума. Можно даже сказать, что проблема рока выступает как одна из кардинальных проблем рока его творчества в целом.

В произведениях русских писателей 20-30-х годов XIX века рок многолик. Это божественное провидение, непостижимая для человеческого ума благая воля творца; это слепая неумолимая необходимость, сметающая любое сопротивление личной воли. Рок справедливый и милостивый, враждебный и злой, слепой и необоримый, рок в духе христианской религиозности и рок как воплощение скрытых исторических закономерностей - так разнообразно интерпретируется он русскими романтиками.

Власть фатума и борьба с ним особенно глубоко и многогранно воплощаются в драме «Маскарад» - вершинном произведении лермонтовской драматургии. Идея рока определяет развитие сюжета пьесы, характеры действующих лиц, символический смысл образов маскарада и карточной игры.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)