Дом  ->  Все для праздника  | Автор: Никита Сидоренко | Добавлено: 2014-11-19

Что такое Рождество Христово

Библейская история праздника

Праздник Рождества Христова является одним из основных праздников для православных христиан. Православные христиане отмечают его 7 января. Как возникла традиция празднования Рождества Христова?

Как говорится в Библии, Иисус Христос, Сын Божий, родился в пещере от Девы Марии . В это время в небе над Вифлеемом зажглась новая звезда, таким образом, ознаменовав благую весть рождения Сына Божья. Увидев новую звезду, волхвы с дарами отправились к младенцу. В это время царь Ирод приказал убить всех новорожденных, опасаясь прихода нового царя в лице Божественного младенца. В результате было убито 14 000 младенцев – они считаются первыми мучениками, принявшими смерть за Христа.

Период со дня рождения Христа называется «Святки» . Это время прославления Христа. Хотя следует отметить, что существует две традиции празднования Святок – христианская и языческая. Первая запрещает какие-либо магические ритуалы в период Святок, отводя центральное место факту рождения Иисуса Христа и его празднованию. Согласно же языческой традиции, Святки – это время для гаданий, магических заклинаний и обрядов.

Празднованию Рождества Христова предшествует сорокадневный пост, который по православной традиции заканчивается 6 января Сочельником. В Сочельник врагам следует мириться. Да и вообще в рождественские дни следует проявлять особую заботу о ближних своих и помогать бедным.

Рождественские загадки

Волхвы. Кто это?

Многие знают из Библии, что волхвы – это мудрецы, пришедшие с востока. В Евангелии от Матфея говориться, что волхвы следовали за Вифлеемской звездой, чтобы найти Спасителя и преподнести ему золотые дары, ладан и мирру. Однако упоминаются ли где-нибудь еще, кроме Библии, эти таинственные мудрецы с необычными дарами? Если да, то что представляла собой Вифлеемская звезда?

Слово волхвы происходит от латинского слова, заимствованного из греческого языка и обозначающего понятие «magoi», которое в свою очередь было заимствовано из древнеперсидского языка и происходило от слова «magus». Именно от него происходит современное английское слово «магия». Одно из первых упоминаний о волхвах содержится в трудах Геродота, утверждающего, что это тайное сословие жрецов, которые жили в Мидии. Из письменных источников известно, что когда персидский царь Дарий Великий , один из первых царей династии Ахеменидов узнал, что волхвы во времена Мидийского царства занимались толкованием снов, он даровал им привилегии в условиях новой государственной религии Персии. Геродот писал о волхвах уже как о жрецах – зороастрах, выполнявших функции, чем-то напоминавшие ритуалы шаманов или лекарей.

Во времена Римской империи слово «волхв» стало употребляться для обозначения любого представителя восточного культа, а с рождением Иисуса – всех, кто был связан с магией, астрологией и толкованием снов. Волхвы. по-видимому, признавались частью римского императорского двора, поскольку о них говорили как о помощниках высокопоставленных чиновников и управленцев.

Евангелие от Матфея является единственным источником, описывающем приход волхвов к Иисусу в Вифлеем. Здесь говориться, что «в Иерусалим прибыли мудрецы с востока», которые проявляли интерес к звездам. В таком случае, эти мудрецы были астрологами. Связь со звездами подтолкнула некоторых исследователей к мысли, что они прибыли из Вавилона – известного центра астрологии того времени. Однако, судя по исключительности даров , которые они принесли – золото, ладан и мирра – более вероятным местом может стать Аравия, но в ней не было жреческой прослойки, состоявшей из волхвов. Матфей не упоминал о том, сколько было волхвов. Но количество даров, которые они принесли подсказывает, что их было трое. Эти дары имеют большое символическое значение для христиан: ладан олицетворяет христианскую божественность, золото- царственность, а мирра, которая применялась для умащивания тел мертвых, символизировала Страсти Господни и грядущую смерть.

Согласно Евангелию от Матфея, перед прибытием в Вифлеем волхвы встретились с царем Иудеи Иродом, который был марионеткой в руках Римской империи. Увидев звезду на востоке, они попросили правителя указать им нового царя. Ирод, зная о ветхозаветном предсказании, направил их в Вифлеем, но попросил на обратном пути зайти к нему и обо всем рассказать, чтобы он тоже смог выказать свое почтение новорожденному Спасителю. Когда волхвы прибыли в Вифлеем, на небе снова появилась новая звезда. Они шли за ней, пока не нашли царя иудейского и не вручили ему свои дары. Затем астрологам приснился вещий сон, предостерегающий от визита к Ироду с требование возвращаться в Персию другой дорогой.

Ирод был взбешен обманом и отдал приказ об истреблении невинных младенцев, в результате пострадали все дети до двух лет, которые находились в Вифлееме и его окрестностях. Однако Иосиф успел увезти Марию и младенца в безопасное место, в Египет.

Сегодня ведутся широкие дискуссии относительно звезды, которая вела волхвов на протяжении их долгого путешествия с востока в Иудею. Предлагаются разнообразные объяснения этому астрономическому явлению, в том числе версии о том, что это были метеориты, планета Венера, явление стояния планет, рождение новой звезды, кометы и даже НЛО. На сегодняшний день двумя наиболее распространенными теориями являются версии о том, что звездой на востоке была или планета Юпитер, или комета Галлея.

Греческое слово «aster», которое Матфей использует в Евангелии, описывая Вифлеемскую звезду, может толковаться и как комета. Однако есть ли другие сведения о кометах в письменных источниках того времени? В римский период считалось, что появление комет извещает о трагических исторических событиях, например о смерти императора, а значит, в те времена она не могла ассоциироваться с рождением Мессии. Однако волхвы турецкого побережья Черного моря считали хорошим предзнаменованием. Удачное правление царя Митриада 6го связывалось с кометами – добрыми небесными предвестниками, о чем свидетельствуют монеты с их изображением. Появление кометы Галлея в 12 г.до н.э. повергло в ужас всех жителей Средиземноморья, в первую очередь жителей Рима, наблюдавших её в небе над городом. Поскольку считалось, что Ирод умер в 4 г. до н.э., сегодня большинство ученых склонны датировать рождение Иисуса приблизительно 12-4 гг.до н.э. А значит, комета Галлея могла быть называемой Вифлеемской звездой. Есть, однако, некоторые противоречия в теории о комете. В Евангелии от Матфея сказано, что Ирод и жители Иерусалима не заметили Вифлеемской звезды в ночном небе, но этого не может быть, если речь идет о столь заметном небесном объекте, как комета Галлея.

Юпитер в те времена был известен как звезда Зевса и традиционно считался планетой царей. Астроном Майкл Р.Молнар из Рутгерского университета в Нью-Джерси интерпретирует слова из Евангелия от Матфея звезда «возвращается» и «стоит» как свидетельства об обратном движении и стоянии планеты Юпитер. Молнар обнаружил римскую монету, выпушенную в Антиохи, столице римской провинции в Сирии, и датируется временем рождения Иисуса Христа. На монете изображен астрологический знак Овна, повернувшего голову назад, словно оглядываясь на звезду. Молнар считает, что монета выпущена как напоминание о захвате римской Антиохией Иудеи в 6 г.н.э. Дальнейшие исследования показали, что в важнейшей работе по астрономии Клавдия Пталомея «Тетробиблас» знак Овна трактуется как созвездие, контролирующее жителей «Иудеи, Идумеи, Самарии, Палестины и Келесирии», то есть земель, которыми управлял царь Ирод. Таким образом, звезда на монете символизировала судьбу Иудея, оказавшейся под гнетом римской Антиохии. Это могло означать, что астрологи ожидали рождение великого Царя Иудейского, что предвещало появление Вифлеемской звезды в созвездии Овна. Молнар уверен, что небесное явление, произошедшее 17 апреля 6 г.до н.э., когда Юпитер находился в созвездии Овна и Луна закрыла планету, и было событием, указавшим на рождение божественного младенца. Хотя для подтверждения этой версии необходимо осуществить еще одно исследование, на сегодняшний день она является наиболее аргументированной и свидетельствует о том, что волхвы из Персии следовали за настоящей звездой , которая вскоре привела их в Вифлеем к будущему царю Иудеи.

Святки: колядки, гадание, ряженье.

С Рождества – 7го января по Крещение – 19 января на Руси праздновались Святки. Этот многодневный праздник делился на две части: с 7 по 14 января – святые вечера, посвященные колядованию и, самое главное, девичьим гаданиям; с 15 по 19 января – страшные вечера, когда остерегались гадать, боясь «каженников». Этим словом называли порченых, поврежденных людей, тех, кого летом в лесу «обошёл леший». Считалось, что каженника можно образумить 16 января.

Святки издревле считались колдовским, волшебным временем. Их начало совпадало с православным праздником Рождества Христова. По воззрению наших предков, в ночь на Рождество открываются врата в вечную жизнь. В народе сохранялось глубокое убеждение, что в святые вечера, особенно в ночь на 7е января, открываются врата в добрую семейную жизнь. Отсюда и святочные гадания о суженом-ряженом, о будущем муже и будущей семейной жизни. Женитьба и замужество на Руси считалось делом очень важным и ответственным. Вспомним поговорку: «Трижды человек дивен бывает: рождается, женится и умирает».

Святочные гадания были очень популярны в России. чаще всего девушки гадали о своем суженом. Эти гадания были разнообразны: с зеркальцем и свечой, на воде с воском, по пеплу, по полену, по отпечатку на снегу, с гребнем, положенным на ночь под подушку, с петухом.

В ночь на Рождество смотрели, сколько звезд на небе. Если много, то лето будет изобильным, будет много грибов и ягод. Утром совершали обряд «обсеивания избы». Три раза бросали из горсти овёс или пшеницу со словами: «На живущих, на плодущих, третье – на здоровье».

Святочно-новогодние обряды связаны со стремлением магическими средствами содействовать новому урожаю, приплоду скота, счастью и богатству человека. Так, магическим содержанием были наполнены КОЛЯДКИ. Что такое колядование? Хождение молодёжи по деревне из избы в избу с пением заклинательных, величальных и поздравительных колядок, то есть песен. Это пение и было коллективно исполняемым заклинательным обрядом.

Колядки насыщены условной образностью. Крестьянин здесь - «господин», «боярин», «князь», «государь». Его изба – сказочный терем. На «князе» сказочная одежда, достойная царя.

Колядующие просят и получают специальную обрядовую еду: фигурное печенье, изображающее домашних животных. Тому, кто подавал, - самые лучшие пожелания счастья, здоровья, благополучия и богатства. Тем же, кто ничего не подавал, колядующие грозили…

В 19 веке магический обряд превратился в детскую забаву, стал просто развлечением. Так, тексты колядок сильно сократились, в них осталась в основном просьба одарить.

Девичьи гадания происходили во второй половине святок – период, носивший название «страшной недели», поскольку считалось, что в это время вся нечистая сила, побеждаемая воскресающим солнцем, устраивает в последний раз свой «шабаш». гадание же, как известно, невозможно без помощи нечисти.

Святочные празднества сопровождались разнообразными играми, ряжением, песнями. Ряжение было одним из самых любимых развлечений молодежи – в исторической глубине своей оно было связано с культом предков, плодородия. Наряду с древними образами в этих ритуалах, праздниках живут и образы, привнесенные христианством. Правда, христианские персонажи получают здесь функцию прежних славянских языческих божеств. По воле крестьян, они как бы сводятся с небес на землю:

Святочно-рождественский стол

К празднованию Рождества верующие приготовлялись сорокадневным постом. Следовало воздерживаться не только от пищи скоромной, но и от дурных поступков. В это время не проводились венчания, не отмечались праздники, которые сопровождались весельем и разгулом.

Последний день поста был особенно строгим. До первой вечерней звезды вообще ничего нельзя было есть. Поздно ночью начиналась долгая рождественская служба. Вся семья собиралась вместе, перед заходом солнца читали вечернюю молитву.

Свое название сочельник получил от слова «сочиво». Это обрядовое кушанье, которое обязательно готовили для этого вечера.

Еда на Рождество была особой. На рождественское разговение все должны были вкусно поесть. Готовили поросенка с кашей или кабанью голову с хреном, студень, заливное из поросенка. Из пшеничного теста пекли фигурки коровок, бычков, овец, птиц и особенно петухов. Ими украшали и стол и окна, их дарили колядующим. В святочные дни стол не должен быть пустым. На нем обязательно лежал обрядовый калач и все, чем угощали колядующих.

В народе считалось, что на рождественский ужин в дом приходят души умерших предков, что требовало особого поведения за столом, «гостей с того света» ждали и верили в их невидимое присутствие за ужином рядом с живыми. В рождественскую ночь стол оставляли неубранным до утра. Любой гость в Сочельник и на Святки считался священным. Благодаря ему по ряду примет узнавали о будущем. Если он приходил, то считали, что куры будут хорошо сидеть на яйцах. На Рождество приглашали на ужин и различных зверей: «Волки, медведи, лисицы, куницы, зайцы, горностайцы, идите к нам кисель есть!» Возможно, в них видели воплощенных предков.

С 13 на 14 января – Васильев вечер. Это – канун Нового года по старому стилю. Вновь собирали новогодний стол, причем с таки обилием печеного, чтобы глава семьи мог спрятаться за грудой пирогов, приговаривая: «Детки, видите ли меня?» Девушки последний раз гадали о замужестве, жены и мужья – об урожае грядущего лета. В народе существовала легенда, что на Васильев вечер ведьмы скрадывают месяц, поэтому наблюдали небо: «Васильевская ночь звездиста – лето ягодисто».

14 января – Васильев день, который считался особенно благоприятным для молитв. Как правило, молились о будущем урожае:

По церковному календарю – это день одного из виднейших отцов церкви – Василия Кесарийского, или Василия Великого. Одна из легенд повествует о том, что он как-то, благословляя людей, благословил и случайно подвернувшегося поросенка, поэтому в народе Василию Великому молились о плодовитости свиней.

Водокрещи

19 января – Крещение господне, или по народному календарю – Водокрещи. В этот день, согласно Библии, 30-летний Иисус Христос был крещен в реке Иордан Ионаном Крестителем, а Святой дух спустился с небес в образе белого голубя и известил о том, что Иисус – сын Божий. Накануне – 18 января отмечается крещенский сочельник – один из ярких народных и религиозных праздников. Крещенский сочельник – праздник снега и чистоты. По древнему обычаю на Руси вечером этого дня и на следующий день собирали снег, считая, что вода из него может исцелить многие недуги. В народе бытовало поверье: «Огненного змея можно отогнать крещенским снегом». Были приметы на этот день. Например, если пойдет обильный снег, то жди богатого урожая хлеба. В полночь ходили к проруби за водой, поскольку считалось, что в эту ночь небо открывается и вода, колыхаясь в небесных волнах, становится святою. Этой водой кропили дома, хозяйственные постройки.

Водокрещи завершали длительный цикл праздничных Святок. Начинались свадебные недели, продолжавшиеся весь февраль до празднования Масленицы. Издревле существовало правило, по которому те, кто принимал участие в колядовании, играх ряженых, гаданиях, должны очиститься крещенской водой, а если грех был серьёзным, то очищались купаньем в проруби. Родители крестили детей в этот день, поскольку считалось, что крещенный в Крещение будет счастливым человеком.

Коляда: что или кто?

Вспомним еще об одном языческом боге – Коляде. По воззрениям наших предков, Коляда был богом мира, земным божеством, открывающим путь новому лету, новому свету. Он нёс людям из райских стран плоды, дары, счастье. В виде игры до наших дней дошел отголосок древнего обряда: водят двух Коляд – богатого и бедного; затем их закрывают пологами, и «хозяин» должен выбрать. Коляда, которого выбирает «хозяин», поёт свою песню: богатый пророчит счастье, а бедный – беды.

Народный календарь дает житейские представление о борьбе добра и зла, света и тьмы, связывая человека с природой в гармоническое целое. Церковный православный календарь в своих знаменательных датах и праздниках отражает эту борьбу уже на духовном уровне, как борьбу света и тьмы, Бога и дьявола внутри человека. Исторический календарь показывает картину борьбы двух сил в обществе, в социальной сфере.

В большинство традиций и обрядовых праздников русские люди вкладывали смысл борьбы солнца с тьмой, с зимой. Основными месяцами таких обрядов были, конечно же, зимние, особенно декабрь и январь, именно в эти зимние месяцы происходила по поверью самая активная борьба, это доказывает количество народно-церковных праздников и смысл, который вкладывали в них люди. Казалось бы, только началась зима, а уже после Николы Зимнего начиналась подготовка к Колядам, к празднованию зимнего Солнцеворота - 25 декабря. По астрономическому календарю день зимнего солнцестояния приходится на 22 декабря , но по народному представлению переломным днем между мраком и светом является день Спиридона – Солнцеворота, т.е. 25 декабря. Перед этим днем начинали обряды славления Солнца, встречая на высоких местах, красных угорьях первые солнечные лучи, рисовали круги и

косые кресты, соединяя их в знак, известный как знак Перуна

Пекли также круглые хлеба и помечали знаком солнца, помогали солнцу окрепнуть, силы для борьбы с Карачуном набраться.

Карачун в народном представлении – особый «шагающий день», когда восстает злой дух, сокращающий жизнь, когда он в полной силе. Кажется, что солнце одряхлело, что оно вот-вот умрет, будет проглочено Карачуном. Своими обрядами, играми, чародействами, добрым волшебством русские люди помогали Солнцу оживиться, возродиться, «повернуть на весну», к новому лету.

Одно из древнейших ритуальных действий в помощь Солнцу – обряд поедания чеснока. Однако чеснок должен быть не простым, а таким, который расцвел в полночь на Ивана Купалу , в разгар летнего праздника Солнца – Ярила. По народному поверью такой чеснок обладал особой силой, способной оградить от нечисти.

Против Карачуна народ действовал и веселой, жизнерадостной Колядой – олицетворением молодости, озорства и силы. Колядой начинали светлую половину года, когда «хоть на воробьиный скок, но прибывает денек». Продолжалась она до Рождества и даже до Крещения . Коляда, воплощавшая в себе Ершину года, прекрасна своими песенками – щедровками . Считалось, что Коляда приносит богатство. Магическая сила этого действа высоко ценилась в русском народе. Может быть, поэтому еще сегодня колядки поют и играют в российских деревнях.

Колядовали на Руси, как правило, дети, подростки, юношество. Суть обряда, как он дошел до нас, заключается в хождении по домам с песнями- щедровками. Колядующие обычно наряжались в животных: козу, медведя, лошадь и др. Сейчас трудно восстановить глубинный смысл обряда. Скорее всего, колядующие, или колядники, некогда представлялись тенями умерших, предками, вышедшими из подземного мира, которые совершали доброе путешествие по земле, приносили живущим людям удачу, благополучие, достаток. Обычай наряжаться в козу связан с древними представлениями о козе как символе плодородия: «Где коза рогом – там жито стогом».

Были и другие действующие лица Коляды. Например, Бука изображал подземного жителя: в вывернутом наружу мехом овчинном шубяке, лицо в саже, голова с рогами, уши обернутые тряпьем, руки из соломы, Баба – Яга в ступе, с костяной ногой, с помелом, которым заметает следы, старик с подкрашенным лицом, поддельным горбом, с привязанной бородой. Стрик иногда собирал дары, так как представлял умершего предка, которого следовало «задобрить» подарками. Он изменял свой природный голос, пугал. Старика чаще всего возили с мешком на санях.

В старину считалось, что если колядующие обойдут какой либо дом, то это принесет его обитателям несчастье. Поэтому каждый хозяин заранее готовил для них гостинцы: печенье в виде коровок, барашков и прочих козюлек, блестящие денежки, конфеты и зазывал весёлую ватагу в свой дом. По традиции колядующие должны разбрасывать в домах зёрна, плясать, разыгрывать сценки и распевать свои песни – щедровки с разнообразными и уместными в доме пожеланиями на новое лето.

Если в доме была невеста – ей желали хорошего жениха, если родители ждали сына – солдата, то пели о его счастливом возвращении. В народе высоко ценилось сильно и к месту сказанное слово, причем считалось, что с его помощью можно воздействовать на реальные события. Колядки всегда сопровождались веселыми шуточными сценками, играми, плясками.

Колядующие исполняли и обыгрывали в пантомиме колядки – потешки, колядки – пожелания, величальные песенки – щедровки.

Издавна колядки, исполнявшиеся детьми, были народной школой вежливости, «вежества природного», как говорили в старину, и «вежества ученого».

В христианскую эпоху колядки обогащались библейскими сюжетами, включавшими прежде всего тему рождения Христа как духовного «солнца» и света.

Слова щедровок – колядок произносили перед домом, под окнами, топотом колядующие сообщали хозяевам о своем прибытии. Они разносили по домам ветви, украшенные игрушками, крутили веревки и разноцветные ленты, вращали палку или полено, сеяли зерна, щелкали бичами, разыгрывали всевозможные сценки, стараясь не только оригинально пожелать счастья хозяевам, но и развеселить их. Веселой бесшабашной Колядой, колядками наши предки побеждали Карачуна.

По русскому народному календарю январь является первым месяцем светлой половины года, когда явственно от одного дня к другому «разгорается» солнце. В январе небо проясняется синевой, словно проталинами. Не случайно народное название этого месяца – просинец. В народном представлении первая декада этого месяца завершала Солнцеворот. Позади оставался тёмный Карачун. В первую неделю января гадали, «гоняли чёрта» , играючи собирали снег на поля, в огороды, в сады.

Самым светлым и знаменательным январским праздником, да пожалуй и всего года, было Рождество Христово. Готовились к нему очень тщательно.

К 6 января, т.е. к Рождественскому сочельнику, в избах делали большую уборку, полы натирали можжевельником, а столы застилали чистыми скатертями. В навечерие Рождества Христова соблюдали пост: ели капусту с квасом, хлеб, взвар или сочево . От названия обрядовой еды и происходит народное название праздника – Сочельник. Готовились к Рождественскому разговенью: затирали пироги, ставили блины, затевали «прикуску», т.е. печенье, месили тесто для пышек.

С первой вечерней звездой начиналось колядование: «По Сочельникову мосту едет Коляда из Новгорода». Поскольку колядующие олицетворяли явившихся на землю предков, на стол обязательно ставилась кутья . Кутьей потчевали Мороза . Самый старший в доме должен был выйти на крыльцо или высунуться в окошко и предложить Морозу ложку сочева или кутьи со словами: «Мороз, Мороз! Приходи кисель есть! Мороз, Мороз! Не бей наш овес!» Под Рождество среди двора жгли навоз. Этот обряд назывался «греть родителей».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)