Справки  ->  Энциклопедии  | Автор: Людмила Довгань | Добавлено: 2014-11-19

Что такое оффшор

Итак, что же такое оффшор? Оффшор – территория, предоставляющая льготный режим для финансово-кредитных операций с иностранными участниками а иностранной валюте. Впервые данный термин был употреблен в одной из газет восточного побережья США в 50-х годах ХХ века и обозначал действия компании, которая избежала правительственного контроля путем географической избирательности. Компания переместила свою деятельность, которую правительство США хотело бы контролировать на территорию с выгодным налоговым климатом, тем самым избежав нежелательного вмешательства.

Термин «оффшор» имеет несколько синонимов, в том числе и «оффшорные зоны». Оффшорная зона – территория или страна, в законодательстве которой разрешены регистрация и функционирование оффшорных компаний, которые извлекают прибыль из источников, действующих вне страны или территории регистрации.

Первыми оффшорными компаниями стали морские перевозки в 20-е годы ХХ века. Затем эти операции стали осуществляться в области внешнеторговых, банковских, страховых, консалтинговых и научно-технических услуг.

В результате организации оффшорной юрисдикции образуется система отношений между оффшорной компанией и территорией льготного режима, которые дают положительный результат для обеих сторон. Но у таких отношений есть и свои минусы, в частности, «иностранизация» данной области, «отмывание» денег и т.д.

Компании, регистрируемая в оффшорной зоне, функционируя, извлекает прибыль из источников, действующих вне страны или территории регистрации. «Классическая» оффшорная компания имеет ряд основных признаков:

1. Оффшорная компания является нерезидентной по отношению к территории регистрации, т. к. центр контроля и управления находится за рубежом.

2. ОК освобождается от налогов полностью или частично и выплачивает ежегодно налоговый сбор.

3. ОК имеет упрощенную процедуру регистрации и управления капиталом . Управление осуществляется через секретарские фирмы.

4. ОК освобождается от валютного контроля. Финансовая отчетность либо отсутствует, либо сведена к минимуму.

5. Владелец ОК может осуществляться на анонимной основе при высокой гарантии конфиденциальности.

В зависимости от характера операций и законодательства оффшора различают налоговые отчисления.

Таким образом ОК имеет ряд преимуществ: налоговые льготы, минимальное регулирование, инвестиционная гибкость, диверсикация рисков , секретность, увеличение прибыли.

Выгоды извлекает и оффшорная юрисдикция

Экономические – регистрационный и годовой сборы, перерегистрационные выплаты, оплата секретарских услуг в сумме составляют финансовый выход, покрывающий разницу в налоговых отчислениях, на которую предоставлены льготы, даже 100%-ые, за счет количества привлеченных клиентов;

Социальные – создаются рабочие места в секретарских фирмах для обслуживания ОК, а также при строительстве хозяйственных объектов на средства оффшоров. Этим объясняется география оффшоров, которые в большинстве своем расположены в развивающихся странах и территориях непривлекательных для инвесторов и неспособных своими средствами осуществлять не только развитие, но и ведение хозяйства, хотя оффшорные юрисдикции организовывают и на территории развитых стран, являясь результатом экономической политики для удержания позиций на мировом оффшорном рынке или также в помощь трудноосваеваемым районам.

Оффшорные зоны различаются в своих правовых основах и, следовательно, функционирования в зависимости от экономического и политического уровня развития стран. В промышленно развитых странах, предоставляющих оффшорный режим, содержать ОК в 1,5-3 раза дороже, чем в налоговых гаванях , готовых привлекать инвесторов, уменьшая размеры оплаты своих оффшорных услуг по сравнению со своими конкурентами, чтобы занять определенную «нишу» на мировом оффшорном рынке. При низком уровне оплаты услуг появляется возможность привлечения большого числа клиенток. Существенное преимущество имеет функционирование ОК в дорогих юрисдикциях: местонахождение в респектабельных странах привлекает деловых партнеров. Так, что у компаний есть возможность выбора. Таким образом, география оффшорных зон весьма разнообразна и зависит от социально-экономического и политического уровня развития страны.

Сейчас более 100 стран и территорий создали оффшорные центры для привлечения иностранных инвесторов , создавая конкуренцию на рынке оффшорных услуг и возможность компаниям выбирать оазисное место для своей деятельности

К территориям, на которых используется первый тип налоговой юрисдикции, относятся Анкилла, Багамы, Бермуды,

Каймановы острова, Науру, острова Теркс и Кайкос. К данным территориям применяется термин «чистый оффшор».

Юрисдикция второго типа почти совпадает с юрисдикцией первого типа, но имеет существенное отличие – компании регистрируются на данной территории или в стране, но деятельность обязаны осуществлять за пределами данной страны или территории.

К странам и территориям второго типа юрисдикции относятся: Олдерни, Антигуа, Аруба, Белиз, Британские Вирджинские острова, Канарские острова – Испания, Острова Кука, Гибралтар, Гренада, Гернси, Остров Мэн, Государство Израиль, Джерси, Королевство Иордания, Либерия, Лихтенштейн, Мадейра – Португалия, Маршалловы острова, Маврикий княжество Монако, Черногория, Монсерат, Нидерландские Антильские острова, Невис, Найю, Ингушетия, Сент-Китс, Сент-Винсент, Сейшелы, Вирджинские острова – США, Вануату, Западное Самоа.

Налоговые юрисдикции третьего типа предоставляют возможность налогообложения по пониженным ставкам. Целый ряд стран и территорий предоставляют налоговые льготы одновременно второго и третьего типа для отдельных видов доходов резидентов, то есть для одних видов деятельности предусматривается полное освобождение от налогов при условии ненарушения границ государства или территории, а для других налоговые льготы. По этой причине многие государства, включенные во второй список, включены и в третий. Итак, это - Барбадос, Бельгия, Дублин, Кипр, Гибралтар, Гернси, Мэн, Израиль, Джерси, Лабуан, Мадейра, Мальта, Маврикий и Швейцария.

В четвертой юрисдикции обычно высокий уровень налогообложения, но для холдинговых компаний сделано исключение. Страны и территории, в которых распространена данная юрисдикция: Австрия, Германия, Дания, Испания, Нидерланды, Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии, Франция и Швеция.

К территориям пятого типа юрисдикции обычно причисляются страны, которые свое налоговое законодательство позаимствовали у Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии – Барбадос, Гибралтар, Гренада, Ирландия, Сингапур и другие. Иногда к ним присоединяют и само Соединенное Королевство.

К шестой группе относятся налоговые юрисдикции, основанные на принципе территориальности налогообложения доходов. В соответствии с данными юрисдикциями доходы, полученные резидентами этих стран или территорий за пределами данных стран или территорий, не облагаются налогами.

Как правило, в любом оффшорном центре и зоне могут быть зарегистрированы компании с разным типом налоговых статусов. Налоговый статус компании определяет особенности налогообложения компании. К основным налоговым статусам относятся:

Национальная компания

Национальная компания – это обычная компания, зарегистрированная в данном государстве в соответствии с правовым законодательством этой страны без присвоения особого статуса. В России такие компании регистрируются в соответствии с Гражданским Кодексом об обществах с ограниченной ответственностью.

Национальные компании могут основываться как резиденты, так и нерезиденты страны регистрации. В отдельных странах возможности учреждения национальной компании ограничены специальным законодательством. К тому же в законодательстве страны могут быть указаны особенности учреждения национальной компании при участии физических и юридических лиц – нерезидентов.

Национальная компания может осуществлять любые разрешенные виды деятельности и получать доходы из источников, находящихся как в пределах, так и за пределами страны регистрации.

На национальные компании в полном объеме распространяются все виды валютных ограничений, если таковые предусмотрены в законодательстве данной страны. При этом она пользуется всеми возможностями и льготами, предоставляемым действующим налоговым законодательством.

Национальная компания со специальным налоговым статусом.

Национальная компания может приобрести специальный налоговый статус. Приобретение такого статуса связано всегда с некоторым ограничением деятельности. Как правило – это запрет на осуществление деятельности с лицами – налоговыми резидентами данной страны или территории. Кроме того, это запрет на приобретение недвижимости на территории данной страны или территории.

Данная компания рассматривается как компания, облагаемая налогами в данной стране или территории, но освобождаемая от налогов или пользующаяся налоговыми льготами, если выполняет какие-то особые нормы данного законодательства. Кроме того, данная компания избегает двойного налогообложения от страны регистрации и страны, где расположен источник доходов.

Такими статусами являются:

  • Международная деловая компания;
  • Оффшорная компания;
  • Международная компания.

Нерезидентная компания

Статус нерезидентной компании обозначает, что данная компания не облагается налогами на территории страны регистрации в соответствии с нормами действующего налогового законодательства.

Нерезидентная компания может быть создана физическими и юридическими лицами – нерезидентами. Нерезидентной компании, как правило, запрещено вести деятельность с лицами – налоговыми резидентами страны регистрации. При получении доходов из-за пределов страны , компания не облагается налогами в стране регистрации.

Россия долгое время была пассивным участником оффшорного бизнеса, так что наблюдалось бегство капитала. До распада Союза Советских Социалистических Республик из страны уходило 100 млрд. долларов, после – 300 млрд. оседало в российских оффшорных зарубежных компаниях. «Улетать» капиталу способствовали инфляция, обесценивающиеся рублевые накопления, ограниченность и невыгодность долгосрочного инвестирования в производственную сферу, неразвитость рынка ценных бумаг, обилие финансовых афер, внутренние политические проблемы, нарастающий уровень преступности, Поэтому в 90-е годы ХХ века Россия была лидером по числу регистрируемых за рубежом оффшорных компаний.

С 1996 года Россия вступила в «компенсационные» отношения: образование оффшорной зоны в Ингушетии Центр Международного бизнеса Ингушетия» возвращает часть летучего капитала при регистрации оффшорных компаний. Все остальные территории: Калмыкия, Алтай, Эвенкия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Северная Осетия – Алания, называемые оффшорами, на самом деле являются разновидностью льготных территорий, предоставляя возможность регистрации отечественным компаниям, что не предусмотрено понятием классического «оффшора».

Российская практика оффшоров

Однако у нашего правительства такие мысли приходят в голову уже изрядное количество времени. И вот, в последнее время наклюнулся какой-никакой прогресс. В конце 2005 года государство решило создать 6 новых особых экономических зон с льготным режимом налогообложения. Все они расположены в регионах, остро нуждающихся в инвестициях. Правительство нашло выход из ситуации с отмыванием денег в оффшорах старого типа. Оно решило закрутить гайки в оффшорном законодательстве.

Еще в 1999 году было введено правило 70-90-70. Суть этого правила заключается в следующем. Пользоваться льготами могли только фирмы, не меньше 90 процентов основных средств которых находились в оффшорной зоне. Также на нее должно было приходиться не менее 70 процентов основной деятельности компании. В СЭЗ должны были проживать как минимум 70 процентов работников организации, при этом их доля в общем фонде зарплаты труда должна была составлять те же 70 процентов.

Однако проблемы все еще остаются. Компании обходят такое правило, сдавая зарубежные объекты постоянным жителям СЭЗ. С 2005 года наше правительство решило строить отношения на основе «одного окна». Мы должны понимать, что чрезвычайно жесткие контрмеры не панацея, а еще больший вред. Пример – соседняя Белоруссия, где за последние 10 лет СЭЗ привлекли всего 159 млн. $.

Преимущества и недостатки создания оффшоров и СЭЗ в России

Офшор является, бес сомнений, толчком для развития страны. Но при этом офшор – весьма рискованное предприятие. В частности, некоторые предприятия используют для отхода от налогообложения. В случае классического оффшора страдают предприниматели данного региона, но при этом развивается экономика региона. Возникает дилемма – либо привлекать иностранные обширные средства, при этом жертвовать развитием собственного бизнеса, либо пытаться привлечь и тех, и других, но, в таком случае, увеличивается шанс нарушения закона и отмывания денег. Посему в России есть сторонники и противники оффшоров.

Союзники мотивируют свою позицию стимулом в развитии региона, в котором создается офшор или СЭЗ. К сожалению, большая часть нашей страны после развала СССР оказалась в плачевном состоянии. Кроме того, политика «шоковой терапии» и дефолт 1998 года также препятствовали развитию бизнеса в этих регионах, бюджет регионов, к сожалению, слишком мал для радикального улучшения уровня жизни людей. В пример ставится Ингушетия, которой даже не слишком долгое существование СЭЗ позволило буквально расцвести – построили новую столицу региона Майкоп, по всему региону возникли новые общеобразовательные учреждения, больницы, парки, спортивные комплексы. В перспективе возникновение таких СЭЗ в других, наиболее отсталых регионах РФ.

Противники же свою позицию объясняют отставанием российских компаний. По их мнению, они не выдержат конкуренции западных компаний, давно знакомых с этим непривычным явлением как офшор.

Лично мое мнение заключается в необходимости создания не офшорных, а именно СЭ зон. В начале необходимо создавать такие зоны только для своих, российских компаний, проводить семинары с целью ликвидировать безграмотность наших предпринимателей по данной проблеме, а затем создавать полноценные СЭЗ с участием иностранных компаний. Такой долгосрочный вариант развития позволит поймать сразу двух зайцев: и увеличить авторитет и возможности российских предпринимателей, и привлечет иностранных инвестиции в наши регионы. В этом плане, однако, содержится два слабых места. Первое – это главная проблема оффшоров в России – недостаточная привлекательность для инвеститоров. Надо учитывать, что обычно СЭЗ пользуются банки. Создавать банки на Крайнем Севере невыгодно – повергается опасности здоровье работников, не имеется достаточных потребителей банковских услуг. Такую проблему можно решить, сделав СЭЗ Крайнего Севера ориентированными на химическую или металлургическую промышленности. Огромный потенциал для создания СЭЗ имеется республик Поволжья, особенно у Удмуртии с её ВПК. К другим ресурсам республик Поволжья, а также дальневосточных регионов, относится сельское хозяйство. К сожалению, здесь проблема заключается в отсутствии необходимого уровня технической поддержки. Поэтому приоритетным для развития нашей науки должно стать аграрное направление. При ударных темпах развития нашей науки через пять-десять лет техническое аграрное отставание будет уменьшено до удовлетворительного уровня. Здесь вопрос натыкается на проблему средств. В таком случае, могу сказать только одно – наше правительство вполне может изыскать лишние средства с продажи той же самой нефти. Нам надо учиться у стран Персидского залива, которые прекрасно понимают, что когда-нибудь их нефть закончится. Эти страны пытаются найти другие статьи доходов, наше же правительство, такое ощущение, просто боится думать об этом. Давайте учится у Омана – там более 70% доходов государства дает туризм. Нам надо понимать, что через 30-40 лет начнется глубочайший кризис тяжелой промышленности, вызванный стремительным опустошением земных ресурсов. К этому времени нам необходимо найти неисчерпаемые или практически неисчерпаемые источники доходов, и развить науку до такого уровня, чтобы были найдены альтернативы существующим сейчас источникам. СЭЗ позволят нам в ближайшее время развить в регионах сельское хозяйство и туризм. Последнее может стать существенным заработком даже для такой большой страны как наша. Деньги с СЭЗ и туризма должны пойти на развитие науки. Мы должны понимать, что СЭЗ – это не панацея от всех бед, а средство преодоления грядущего кризиса.

Вторым слабым местом данного плана являются сроки выполнение данного плана. Его необходимо либо начать выполнять в ближайшие пять лет, либо не выполнять вообще – будет просто поздно. В таком случае необходимо будет отчасти пожертвовать развитием собственного бизнеса – деньги окупят всё.

Такой план, к сожалению, применим не ко всем регионам РФ. В приложении предоставлена карта, на которой показаны регионы, в которых, на мой взгляд, такая политика себя оправдает. В частности, правительство Саратовской области не проводит политику по привлечению инвесторов в СЭЗ, поэтому область является недостаточно привлекательной. Коренное изменение политики окупится уже через 10-15 лет.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)