Дом  ->  Семья  | Автор: Семашко Мария Сергеевна | Добавлено: 2015-03-17

Что такое имянаречение

В Волгограде проживает более 11 тысяч татар. Село Малые Чапурники основано в 1780 годы татарами из Симбирской и Казанской губерний. В конце XIX века здесь было 282 двора (1819 человек) мусульман и 30 семей православных. В 1831 году в Малых Чапурниках была построена деревянная мечеть на деньги общества, открыта школа на 100 учащихся (мальчиков).

Семейная обрядность татар складывалась столетиями на основе жизненного цикла людей: рождение, имянаречение, обрезание, свадьба и похоронный обряд. С веками круг семейной обрядности изменялся, многое забывалось, но рождение и имянаречение имело важное значение в жизни мусульманина.

Эти татарские обряды нашего края незначительно отличаются от обрядов Казани, но я в своей работе постараюсь описать этот обряд на примере татар села Малые Чапурники, моих земляков.

Первый семейный праздник молодожен - это обряд имянаречения первенца. Старики называют этот день «Бяби мае» или «Пир ребенка».

После трех дней жизни малыша полагается дать ему имя. Имя нарекают мальчику в первые семь дней, а девочке в первые сорок дней.

Я присутствовала на церемонии имянаречения в семье Одногуловых. Все татарские обряды проводятся закрытыми и не на всех может присутствовать женщина, но с разрешения муллы Булата Рамазанова мне этот обряд удалось увидеть и описать.

При наречении имени в середине XIX — начале XX века татары-мусульмане пользовались, как правило, мусульманским именником, хотя в более ранние периоды были широко распространены имена тюркского происхождения (Алтынай, Аюташ, Майшакар и т.п.) позднее мусульманские имена вытеснили тюркские. В основном это были сложносоставные имена арабского или персидского происхождения. Особенностью современного татарского именника является большое количество западноевропейских имён (Альфред, Рафаэль, Роберт, Камилла).

Эти традиции сохраняются и в современной татарской семье. Родители Одногуловы решили дать ребенку имя Даниял. Это имя арабского происхождения и означает человек, близкий Аллаху.

Родители, решив какое дадут имя своему ребенку, готовятся к этому дню. Заготавливают продукты: свежее мясо - «татар суйган ит», пекут пироги со сладкой начинкой, приглашают муллу, старейшин, родственников. Утром, перед обеденным намазом, собираются приглашенные. Отец должен был с большим почтением встречать муллу и всех гостей.

Каждый приглашенный проходит на определенную территорию: женщины проходят на женскую половину, а мужчины – на мужскую.4 С приходом муллы обряд начинался. Он протекает всего 5 – 10 минут, большую часть времени читаются молитвы.

И вот настает торжественный момент обряда. Отец выносит младенца на атласной подушке, кладет на невысокий столик. Так, чтобы ножки младенца были направлены на восток в сторону Киблы (Мекки).

Мулла спрашивает у родителей как назвать ребенка, и, стоя у изголовья с правой стороны, читает молитву «Азан», затем, перейдя на левую сторону, читает «Камэт». Мулла трижды шепчет то в правое, то в левое ушко ребёнка, чей он сын или дочь, и как его зовут. После этого он читает первую суру из Корана – (фатиху), « АллаЬыма эжгэлэЬэ феел нэбэтэм хэсэнэу вэжгэлэно мэсгудэн фидд оньыйэ вэл эхыйра. АМИНЬ», благословляя ребенка, чтобы он рос умным, здоровым, почил своих родителей.

Мулла первый одаривает ребенка и кладет свой подарок тут же на подушку, где лежит ребенок. Отец принимает подарки от всех приглашенных, начиная с самых родных «Кытлылар». Дарят пеленки, мыло, детское белье, вязаную одежду и деньги. Родители боятся сглаза и для этого рисуют у ребенка на лбу красное или черное пятнышко. Имам Булат Рамазанов напомнил родителям ребенка, что нужно провести жертвоприношение: зарезать хорошую откормленную овцу (если новорожденный мальчик, то полагается зарезать две овцы, если девочка – одну). Мясо нужно поделить на три части: одну часть раздать бедным, вторую – соседям, а третью – оставить себе. Следующее нужно сбрить с головки новорожденного все волосы. Взвесить их. Сколько грамм был вес волосиков, столько нужно раздать бедным денег. Это нужно было сделать родителям ребенка для того, чтобы младенец вырос счастливым, здоровым и щедрым.6

После обряда ребенка уносят на детскую половину, а приглашенных хозяева угощают. Угощения первыми принимают мужчины, а потом женщины. Ни один мусульманский праздник не обходится без угощения. Праздничная пища должна быть вкусной и разнообразной, калорийной и насыщенной витаминами. Красиво накрытый стол, изящная посуда, аромат горячих блюд, и яркие краски сочных фруктов и восточных сладостей придают общей трапезе особую радость. Гостей угощают супом с лапшой, пэрэмэчэ, чак – чак, бэлиш, сладостями и фруктами, медом и молоком.7

Главное угощение татар - чай, который надобно выпить не менее четырех чашей. Потом ставится на стол каймак (самые густые вареные сливки), малиновая пастила и жареные тонкие лепешки. Всего этого надо непременно отведать.В то же время во всех кулинарных рецептах исламского мира строго соблюдается одно правило – не употреблять в пищу запрещенных исламом продуктов. Величайшим грехом считается употребление свинины, употребление алкогольных и других опьяняющих напитков, кулинарных изделий, приготовленных с добавлением спирта или вина. Не рекомендуется, есть сырой чеснок и лук.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)