Справки  ->  Энциклопедии  | Автор: Никита Сидоренко | Добавлено: 2014-11-18

Что такое иллюзия

Где мы сталкиваемся с иллюзиями? Иллюзии – неотъемлемая часть нашей жизни. Они окружают нас всюду: когда мы смотрим на звёздное небо, и нам кажется, что до звёзд можно достать рукой, когда, сидя в машине, мы смотрим на дорогу и видим, что она «сужается» вдали, когда в пещере пытаемся определить, сколько времени мы уже там находимся или пытаемся на равнине определить расстояние до какого-то предмета, но все наши предположения оказываются неверными... Без иллюзий наша жизнь была бы не такой, какой мы привыкли её видеть, ощущать, чувствовать, воспринимать.

Иллюзии времени и пространства

Наиболее распространёнными иллюзиями являются те, что связаны с ощущением времени и пространства. Если нам нечем заняться, то кажется, что время тянется бесконечно, если же мы увлечены каким-либо делом, то часы «летят» незаметно. Кстати, учёными доказано, что искажение восприятия времени зачастую связано и с возрастом человека, т. е. молодёжи кажется, что время течёт быстрее, а пожилые люди считают, что оно, наоборот, «тянется» намного медленнее . Существуют места, где и эти факторы не имеют значения: ощущение времени полностью искажено. Чаще всего это происходит в пещерах, горах, пустынях, т. е. в местах, непривычных обычному городскому жителю. Например, в большинстве подземных пещер очень трудно «на глаз» определить расстояние до того или иного предмета, а в пустыне, когда вокруг тебя ничего нет, кроме песка, секунды кажутся часами. И наоборот, туземец из диких просторов Африки не может быстро сориентироваться в пространстве ультрасовременного города – непривычный темп жизни, нагромождение зданий, предметов, техники, шум, высотки – всё это поначалу сбивает его с толку .

Точные причины возникновения иллюзий, связанных с ощущением времени до конца не изучены, а вот иллюзии, связанные с ощущением пространства, изучены несколько подробнее. Неужели мы не можем отличить реальность от иллюзии? Большинство людей считают, что они на это способны. Зачастую мы знаем, что то, что мы видим, – отчасти плод нашего воображения, но подсознание пытается убедить нас в обратном. Почему же так происходит? Почему наше зрение с такой лёгкостью поддаётся на обман? И верно ли само выражение «обман зрения»? В сущности, нет. Вернее было бы сказать, «обман мозга», ведь глаза невозможно обмануть, они – всего лишь проводник между зрительной информацией и мозгом.

Причины возникновения зрительных иллюзий

Что же тогда такое «иллюзия»? Мы воспринимаем окружающее нас как данность. Мы не сомневаемся, что реальный мир именно таков, каким мы его видим, вернее, привыкли видеть. Но так ли это на самом деле? Почему иногда зрение подводит нас? Что же на самом деле «видит» наш мозг? Поскольку человек обладает бинокулярным зрением, то он, в сущности, видит два размытых, дёргающихся и периодически исчезающих изображения, а значит, перед мозгом возникает проблема совмещения информации, поступающей через правый и левый глаз . Особую роль в восприятии зрительной информации играет несовершенство строения нашего глаза. Начиная от естественных дефектов роговицы, эффекта астигматизма и заканчивая серьёзными и не всегда корректирующимися заболеваниями , - всё это, безусловно, влияет на результат анализа информации в мозгу.

Другой причиной возникновения ложных ощущений является непроизвольное и бессознательное предвзятое, ложное суждение. Чаще всего оно формируется с детства под влиянием культуры, традиций, стереотипов, окружающих человека в момент становления личности. Лишь очень немногие люди способны «перестроиться», преодолеть стереотипы и воспринять информацию с разных точек зрения.

Существует много научных направлений, которые, используя различные экспериментальные методики, пытаются понять, каким образом мы воспринимаем окружающий мир. Один из самых интересных способов изучения – исследование зрительных иллюзий.

Оптико-геометрические иллюзии

С давних пор люди пытались изобразить объёмные тела на плоскости так, чтобы их сразу можно было отличить от плоских, чтобы чувствовалась «глубина пространства» . Для этого была разработана научная теория перспективы, позволяющая «обмануть» зрение. Собственно говоря, само слово «иллюзия» происходит от латинского illusere – «обманывать». Существует огромное количество видов зрительных иллюзий, их исследованием занимаются самые разные учёные: физики, психологи, математики, и т. д. Зрительные иллюзии, за счёт которых происходит искажение пространственных соотношений признаков воспринимаемых объектов, называются оптико-геометрическими. Считается, что такие иллюзии обусловлены действием механизмов, обеспечивающих контрастность форм и размеров объектов.

Одной из самых известных оптико-геометрических иллюзий является так называемая иллюзия Франца Мюллера-Лайера .

Посмотрев на этот рисунок, большинство наблюдателей скажет, что левый отрезок длиннее правого. Впечатление настолько сильное, что, согласно экспериментальным данным, испытуемые утверждают, что длина левого отрезка, по крайней мере, на 25-30% превышает длину правого . На самом деле длины отрезков равны. Эффект возникает при анализе мозгом длин отрезков и направлений стрелок на их концах. По мнению большинства учёных, отрезки воспринимаются мозгом как углы зданий, расположенных на разном расстоянии от наблюдателя.

Ещё один пример оптико-геометрических иллюзий – иллюзия итальянского психолога Марио Понцо, которая впервые была продемонстрирована в 1913 году .

Правый отрезок кажется значительно длиннее левого. По той же схеме эту иллюзию можно объяснить влиянием зрительных шаблонов: косые линии, сходящиеся в одной точке, могут ассоциироваться с длинным шоссе или железнодорожным полотном в перспективе, на котором лежат два предмета.

Существует такое понятие, как «лунная иллюзия». Некоторые исследователи считают её примером иллюзии Понцо, в которой деревья, дома и другие детали ландшафта играют роль сходящихся линий. Ведь, когда мы смотрим на луну «в зените», то видим её привычно малых размеров, а если нам доведётся увидеть «восход» луны на природе, где вокруг много деревьев и других объектов, видимых на её фоне, но не закрывающих её, в отличие от домов в городе, то она кажется нам непривычно большой. Объекты переднего плана заставляют наш мозг думать, что луна больше, чем она есть на самом деле .

Самой распространённой иллюзией, относящейся к классу оптико-геометрических, является перспектива, которую мы привыкли ежедневно видеть и которая является неотъемлемой частью нашей жизни .

Все монахини, изображённые на картинке, – одинакового размера, но нам кажется, что «верхние» больше «нижних». А вот если бы они были бы меньше, то нам казалось бы, что они одинаковые. Это обусловлено восприятием перспективы, которая, по «предположению» нашего мозга, обязательно должна присутствовать на картинке как на зафиксированном моменте реальной жизни.

2. 2. Перспектива. Все ли видят её одинаково? Психологи из разных стран провели множество исследований с использованием данных иллюзий. И вот что интересно: в отдельных племенах, живущих на территории Африки, люди не воспринимают подобные иллюзии. Оказалось, что когда людей, привыкших к ограниченному обзору, например, живущих в густом лесу, выводили на открытые пространства, они неадекватно воспринимали размеры предметов, находящихся вдали. Получается, что иллюзии, связанные с перспективой, видят люди, «привыкшие» к этому эффекту. В основном подобный обман зрения типичен для западной культуры .

На «эффекте» перспективы построена вся наиболее известная живопись, за исключением культуры отдельных цивилизаций. Подобное «исключение» можно рассмотреть на примере искусства Древнего Египта. В Древнем и Среднем Царствах предметы изобразительного искусства встречались довольно редко, преобладали скульптуры, барельефы и горельефы. К началу Нового Царства сформировались определённые традиции рисования. Росписи располагались одна над другой горизонтальными полосами, персонажи, в основном, показаны в профиль, перспектива практически отсутствует . Однако, это ни в коем случае не говорит о том, что египтяне её не знали или не умели рисовать анфас. И то, и другое применялось при изображении незначительных событий, работ, таких, например, как пиры. Эти каноны нарушались таким образом только при изображении слуг, так как считалось, что значение человека, изображённого в перспективе, преуменьшается, что было недопустимо .

Невозможные фигуры

В качестве отдельного класса иллюзий выносят невозможные фигуры, также известные под названием изометрические рисунки .

Для передачи трёхмерной реальности используются двумерные рисунки . Обычно обман состоит в изображении проекции твёрдый фигур, которые человек пытается представить как трёхмерные объекты в соответствии со своим личным опытом.

Классическая перспектива эффективна при имитировании действительности в виде «фотографического» изображения. Это представление неполно по нескольким причинам. Оно не позволяет нам видеть сцену с различных точек зрения, приблизиться к нему или рассмотреть объект со всех сторон. Оно не дает нам и эффекта глубины, которую имел бы реальный объект. Эффект глубины возникает из-за того, что наши глаза смотрят на объект с двух разных точек зрения, и наш мозг их совмещает в одно изображение. Плоский рисунок представляет сцену только с одной определенной точки зрения. Примером такого рисунка может быть фотография, сделанная при помощи обычного монокулярного фотоаппарата.

При использовании изометрических рисунков изображение кажется на первый взгляд обычным представлением твердого тела в перспективе. Но при более близком рассмотрении становятся видны внутренние противоречия такого объекта. И становится ясно, что такой объект не может существовать в действительности.

В изометрических рисунках все параллельные линии представляются параллельными, даже если они наклонены по отношению к наблюдателю. Объект, имеющий угол наклона, направленный от наблюдателя, выглядит точно так же, как если бы он был наклонен к наблюдателю на тот же угол.

Наиболее ярким примером изометрического рисунка может служить так называемая иллюзия Роджера Пенроуза, крупнейшего физика-математика современности .

Этот треугольник также известен под названием трибар. Нам кажется, что мы видим три бруска квадратного сечения, соединённых в треугольник. Если закрыть любой угол этой фигуры, будет видно, что все три бруска соединены правильно. Но если этот угол вновь открыть, то становится очевидным обман. Те два бруска, которые соединены в этом углу, не должны быть даже вблизи друг от друга.

В иллюзии Пенроуза используется «ложная перспектива», применяемая также во многих других изометрических рисунках. Иногда такая перспектива называется китайской: она часто использовалась в китайском изобразительном искусстве, так как при таком способе рисования глубина рисунка двусмысленна.

Среди всех невозможных фигур особое место занимает несуществующий трезубец .

Если закрыть его правую часть, то мы увидим вполне реальную картину – три круглых зубца. Если, наоборот, закрыть левую часть картины, то картина также представляется вполне ясной – два прямоугольных зубца. Но если рассматривать весь рисунок целиком, то получается, что два прямоугольных зубца постепенно превращаются в три круглых. Получается, что передний и задний планы изображения конфликтуют. То есть то, что изначально было на переднем плане, уходит назад, а то, что было на заднем , «вылезает» вперёд. Кроме смены переднего и заднего планов в данном рисунке присутствует ещё один эффект: плоские грани в верхней части трезубца становятся круглыми в нижней.

Эффект невозможности достигается за счёт того, что наш мозг анализирует контуры фигуры и пытается подсчитать количество зубцов. Мы непроизвольно сравниваем количество зубцов в обеих частях рисунка, из-за чего возникает ощущение невозможности. Причём, если бы количество зубцов у фигуры было бы значительно больше, например, 7 или 8, то парадокс был бы выражен менее ярко.

Иллюзии зрительного искажения

Подобный «эффект» возникает, когда предметы кажутся не такими, какие они есть на самом деле. В качестве примера можно привести рис. 6 .

На самом деле все линии, изображённые на рисунке, прямые. Чёрно-белые короткие полоски, пересекающие их в вертикальном направлении, не совпадают, хотя и смещаются на довольно малое расстояние. Из-за этого и возникает предположение, что линии, образующие их края, постепенно сужаются. Более того, некоторые учёные относят это изображение ещё и к классу иллюзий движения.

Другим ярким примером иллюзий зрительного искажения является «неровный» круг .

На самом деле, на рисунке изображён абсолютно правильный круг. Искажение происходит лишь при сопоставлении его очертаний с направлением косых линий, пересекающих его. Более всего на восприятие размеров окружности в данном случае влияют линии, расположенные справа. Тупой угол «заставляет» наш мозг воспринимать радиус расположенной здесь части окружности как меньший, по сравнению с радиусом части окружности, расположенной в противоположной части изображения, что и создаёт иллюзию «неправильного» круга.

Иллюзии цвета и контраста

Особый интерес представляют собой так называемые иллюзии цвета и контраста. Они зачастую связаны с особенностями нашего зрения. Например, если внимательно и долго смотреть, не моргая, на небольшую чёрную точку в центре представленной ниже картинки, то цветные пятна начинают постепенно исчезать .

Это связано с тем, что глаза, сосредотачивая взгляд на одной точке, постепенно устают, и мы перестаём замечать то, что расположено вокруг этой точки. Весь эффект полностью пропадает, если вы начинаете моргать. Именно поэтому данную иллюзию зачастую не воспринимают люди, носящие контактные линзы.

Другим подвидом иллюзий цвета и контраста являются иллюзии, связанные с окантовкой . Такой эффект часто используется фотодизайнерами при работах с различными изображениями, а также при настройке яркости и контрастности того или иного изображения.

Например, японские иероглифы, изображённые на рис. 9 , исполнены в абсолютно ровном и одинаковом цвете, причём фон также однороден. Единственное, чем отличаются цветовые гаммы двух частей этой надписи, – цвет окантовки. Чёрный цвет в левой нижней части картины делает изображение более контрастным, а белый цвет в правой верхней части – более ярким.

Искажение восприятия размера

Сами того не замечая, мы зачастую руководствуемся именно этим видом иллюзий в выборе одежды. Соответственно, на нём построено моделирование одежды для людей разной комплекции.

К примеру, человек, посмотревший на эту картинку , скажет, что девушка, находящаяся справа, толще, чем та, что слева. На самом же деле они абсолютно одинаковые. Эффект создаётся за счёт полосок на одежды. Вертикальные линии как бы «удлиняют» фигуру модели, а горизонтальные, наоборот, «расширяют». Именно поэтому слишком худым девушкам следует носить одежду с горизонтальными или, в крайнем случае, косыми линиями, а дамам несколько иной комплекции предпочтительнее носить модели с продольной линией.

Иллюзии движения

Иллюзии движения связаны с восприятием обычного и статичного изображения как анимированного. Примером может служить рис. 11 .

На самом деле на этом, выражаясь языком компьютерной графики, 2D изображении показаны абсолютно ровные одинаковые ряды по-разному искажённых эллипсов. Но их расположение заставляют наш мозг сравнивать их с тремя круглыми валиками, которые, естественно, должны вращаться. Из-за этого возникает иллюзия движения. Тот же самый «приём» срабатывает и при рассмотрении других подобных изображений, например, таких как рис. 12 .

Иллюзии движения также довольно часто встречаются в живописи, но в несколько иных формах. Например, учёные до сих пор не могут объяснить «феномен» Моны Лизы, ведь каждому посетителю, без исключений, кажется, что она взглядом следит именно за ним, где бы он ни находился; также остаётся загадкой, почему Иисус на знаменитом ватиканском гобелене поворачивается в сторону по мере продвижения зрителя слева направо. Живопись содержит в себе множество загадок, но, в основном, они связаны с особенностями восприятия зрительной информации человеком и искажением её в процессе переработки человеческим мозгом.

Иллюзии в работах С. Дали

Одним из наиболее известных художников, широко применявшим иллюзии в своих работах, был Сальвадор Фелипе Хасинто Дали. Как и большинство сюрреалистов, он разделял теорию австрийского психолога Зигмунда Фрейда о подсознании как важнейшей сфере человеческой психики, о значении сновидений для понимания подлинных желаний, влечений и причин поступков человека. Яркой отличительной чертой стиля Сальвадора Дали является совмещение в одном произведении образов, лишённых логических взаимосвязей, из-за чего и возникают оптические обманы.

За 85 лет жизни Сальвадор Дали создал более 2 тысяч художественных полотен, написал множество книг, в их числе, помимо его знаменитой автобиографии, — роман, трактат об искусстве, стихи и поэмы в прозе, сценарии; разменяв седьмой десяток, Дали даже выучил нотную грамоту и написал одну оперу. Кроме того, он проиллюстрировал множество книг других авторов, а также разрабатывал декорации к балетам и пьесам .

Гениальный художник, Дали, почти всегда в названии своих работ объяснял, что должен увидеть зритель. Ведь порой довольно трудно определить, что перед нами: невольничий рынок или портрет Вольтера, увеличенное изображение купюры доллара или очередной портрет Гала, урождённой Елены Дмитриевны Дьяконовой – жены художника .

Гала была для него божеством, высочайшим явлением его жизни и центром мироздания. В «Дневнике одного гения» он написал: «Во-первых: Гала и Дали. Во-вторых: Дали. В-третьих: всё остальное, включая опять-таки нас двоих» .

Знаменитый художник имел особое зрение и видел не вещи, как большинство из нас, а скорее идеи, заложенные в них. В большинстве его работ прочитывается чёткость и абсолютная продуманность композиционного и колористического строя. Совмещение реальности и бредовой фантазии как бы конструируется, а не рождается по воле случая. Работать с кем бы то ни было совместно, у него не получалось, хотя он всегда был готов воспринять любую подсказку, любой намек. Любимым эффектом художника было мастерство иллюзорного мышления. Итак, рассмотрим некоторые из его работ.

Двойственные иллюзии в работах С. Дали. Двойственные иллюзии – это картины, на которых можно увидеть не один предмет, а несколько. Большая часть иллюзий, применённых Сальвадором Дали в его работах, относятся именно к этому виду . Дали вообще очень любил нестандартный подход к живописи.

Одним из самых ярких и известных примеров использования Сальвадором Дали двойственных иллюзий является картина «Невольничий рынок с явлением невидимого бюста Вольтера», написанная в 1940 году, и аналогичная картина «Исчезновение бюста Вольтера», написанная годом позднее .

Роль очертаний головы знаменитого философа и в том, и в другом случае выполняет арка незавершённого строения рынка, глаза заменяют головы двух знатных дам, подставку под бюст – некое подобие чаши.

При первом взгляде на картину «Невольничий рынок…» не каждый может сразу же заметить бюст, складывающийся из изображений различных людей, участников работорговли. Всё это, опять же, можно объяснить с точки зрения работы нашего мозга. Человек, не привыкший к восприятию изображения посредством архитектурных или пейзажных провалов, исполняющих также роль двойных образов-перевёртышей, не сразу заметит портрет французского просветителя и, скорее всего, сначала воспримет его как группу не связанных между собой фигур.

Во второй картине гармония постепенно разрушается – герои начинают расходиться. Кстати, здесь мы уже не видим всей первоначальной картины: фрагмент, изображённый на этом полотне, исключает рабыню, печально смотревшую на появляющееся лицо Вольтера; чаша, стоявшая на том же столе справа от «бюста», также не изображена. Таким образом, на второй картине Дали акцентирует наше внимание именно на постепенно разрушающемся лице мыслителя .

Иллюзии, связанные с распознаванием образов. Этот вид иллюзий возникает, когда в обычной фигуре видны другие образы. Иллюзии, связанные с распознаванием образа, отчасти перекликаются с двойственными иллюзиями.

В творчестве Сальвадора Дали есть множество работ, в которых великий художник использует данный вид иллюзий. Ярким примером может служить его картина «Параноидально-критическое одиночество», написанная в 1935 году .

На оголённом, пустынном пейзаже, обдуваемом постоянными ветрами, поначалу трудно различить автомобиль устаревшей на сегодняшний день марки. Его выдают только колёса. И лишь при более детальном рассмотрении мы начинаем «отделять» от пятнистого пейзажа грязную, пыльную автомашину.

Но, пожалуй, самой известной иллюстрацией к данному виду иллюзий в творчестве С. Дали является картина, написанная в 1963 году, название которой звучит так: «50 абстрактных полотен, которые на расстоянии двух ярдов превращаются в трёх Лениных, переодетых в китайцев, а на расстоянии шести ярдов кажутся головой королевского бенгальского тигра» . Само название картины уже объясняет нам, что мы должны увидеть на ней. В верхней части картины расположены глаза наиболее крупной фигуры из изображённых на картине – бенгальского тигра. Они же представляют собой «колпаки» на «Лениных в китайских костюмах». Голова же третьего «Ленина» изображена непосредственно над пастью тигра. Это полотно – одно из многих посвящённых коммунизму и его лидерам. Сам Дали однажды сказал: «Я не коммунист, но не имею ничего против коммунизма. Я уважаю любые убеждения и, прежде всего те, которые несовместимы с моими» .

Кажущиеся фигуры. Некоторые учёные называют этот вид иллюзий эффект стремления к центру. Оба названия равнозначны. Этому виду иллюзий соответствует целый ряд картин С. Дали, его так называемые корпускулярные портреты. Наиболее часто на них изображалась Гала в различных образах.

Существует более 30 её портретов, написанных Дали, но особый интерес, с точки зрения рассмотрения иллюзорной природы корпускулярных портретов, представляет одно из наиболее известных полотен художника, «Галатея сфер», написанное в 1952 году . На самом деле, целостное изображение лица отсутствует, на картине есть только шары разных размеров, расположенные в определённой закономерности математически точного заполнения бесконечного, в пределах нашего видения, параллелепипеда, и отдельные детали, такие как, например, пряди волос и кусочки некой твёрдой материи, «отколовшиеся» от «оболочки» некоторых шаров.

Другой пример этой же иллюзии – картина «Взрывающаяся голова Рафаэля», написанная в 1951 году . «Внутренний объём» гения представляет собой купол эпохи Возрождения, возможно, купол Академии художеств во Флоренции. Только теперь составными частями портрета, в числе прочего, являются рога носорога , вращающиеся по строго определённой круговой траектории. Человеческий мозг, не часто встречающийся с подобным явлением при обработке зрительной информации, «ищет» подобный этому более привычный эквивалент и «дорисовывает» линии, необходимые для восприятия целостного изображения.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)