Культура  ->  Литература  | Автор: Олег Попов | Добавлено: 2014-11-05

Биография И.И. Лажечникова

И.И.Лажечников, несмотря на свое происхождение (отец его был богатый купец), получил прекрасное образование: специально для него был приглашен гувернер – француз; отец выписывал книги и журналы для семейного чтения. Наряду с отечественными авторами, юный Лажечников увлекался французскими и немецкими писателями. Но определяющей в его воспитании все же была стихия народной речи, русские люди, родная коломенская природа.

Здесь, в слободе Запрудье, Иван Лажечников начинал постижение мира, отсюда он вглядывался в стены и башни древнего кремля, впервые задумываясь о тайнах истории. В очерке «Новобранец 1812 года» Лажечников фиксирует свои ранние, наиболее значимые впечатления. « Мы приехали в Коломну. Это моя родина «…». Сколько воспоминаний о моем детстве толпилось в голове моей, когда мы въехали в Запрудье! Предстали передо мною, как на чудной фантасмагорической сцене, и вечерние, росистые зори, когда я загонял влюбленного перепела на обманчивый зов подруги, и лунные ночи на обломке башенного зубца, при шуме вод смиренной Коломенки, лениво движущихся, лениво движущих мельничные колеса; ночи, когда я воображал себя на месте грустного изгнанника, переселенного Грозным из Великого Новгорода в Коломну…». В этом же произведении он расскажет о том, какой взрыв патриотических чувств вызвало в нем известие о вступлении французов в Москву: оно заставило бежать из дома, поступить вопреки воле родителей в армию и проделать с ней победоносный путь от Москвы до Парижа.

Под впечатлением эпопеи 1812 года Лажечников пишет свое первое крупное произведение, принесшее ему литературную славу. Речь идёт о «Походных записках русского офицера 1812, 1813, 1814 и 1815 годов» (1817). В 1820 году двадцативосьмилетний Лажечников бросает военную службу, выходит в отставку и связывает свою дальнейшую жизнь с деятельностью в области народного просвещения, став директором училищ сначала Пензенской губернии, потом Казанской и, наконец, Тверской.

В 1826 году романист поселяется в Москве и целиком отдается литературной работе.

Лажечников пробовал себя как писатель в различных жанрах. Но широкое признание принесли ему исторические романы. Это прежде всего, конечно же, «Последний Новик» (1831-1833), «Ледяной дом» (1835) и «Басурман»(1838).

В центре всех романов Лажечникова всегда стоит человек возвышенных идеалов, героический одиночка – носитель общественного прогресса, выдающаяся личность, далеко опередившая свой век. Иногда это вымышленный герой, как последний Новик или «басурман» - лекарь, иногда – реальное историческое лицо – Волынский в «Ледяном доме». Прослеживая судьбы этих героев на материале различных исторических эпох, Лажечников приходит к мысли об обреченности их, как правило, становящихся жертвами произвола государственной власти, темноты и невежества.

Никогда наш знаменитый земляк не забывал родной край. Иван Иванович не раз гостил у своего брата в имении Кривякино (Коломенский уезд). Быт и нравы купеческой Коломны конца XVIII-начала XIX века, семейные предания и собственные воспоминания писателя оживают на страницах повестей «Беленькие, черненькие и серенькие», «Немного лет назад» и очерка «Новобранец 1812 года».

В последние годы жизни Лажечниковым были написаны два романа из современной жизни – «Немного лет назад» (1863) и «Внучка панцирного боярина» (1868). «Вынужденный стесненными материальными обстоятельствами вновь поступить на службу», Лажечников в последние годы занимал довольно высокие посты: вице-губернатора Тверской губернии, потом Витебской, цензора в Петербургском цензурном комитете. Но ни служба, ни литература «не принесли писателю не только никаких богатств, но не спасли его от бедности»: он скончался в 1869 году, оставив семью без средств к существованию.

После смерти Лажечникова прошло много времени. Но, как и прежде, его романы пробуждают интерес к российской старине. Они выходят огромными тиражами, с ними знакомы не только в России, но и за ее пределами. Отрадно и то, что память о великом романисте увековечена в городе, где он родился.

Одна из улиц Коломны носит имя И. И. Лажечникова.

В городе есть и общественная библиотека названная в честь писателя-земляка, в литературно-художественном музее которой экспонируются редкие материалы о жизни и творчестве Лажечникова, переданные в дар краеведами и потомками писателя.

Еще одно имя, связанное с Коломной, на котором хотелось бы остановить свое внимание, это имя Никиты Гилярова.

Умение останавливать время… Эта способность в полной мере относится к творчеству нашего выдающегося земляка Никиты Петровича Гилярова-Платонова (1824-1887), ныне почти забытому читающей публикой. А ведь во второй половине XIX века его имя гремело по всей России. Богослов, философ, близкий друг славянофилов, издатель первой в России ежедневной газеты «Современные известия», беспокойный и острый мыслитель, связанный узами родства и соседства с великим драматургом А.Н.Островским и святителем Филаретом, он «был плоть от плоти старинной церковной Коломны».

Н.П. Гиляров-Платонов был сыном приходского священника. Окончив Коломенское училище, а затем Московскую семинарию, Никита Гиляров продолжил образование в Московской духовной академии, по окончании которой стал в 1848 году вторым магистром. За выдающиеся успехи во время учебы был награжден стипендией митрополита Платона и после окончания академии к своей фамилии получил почетную надбавку – Платонов. И он ее оправдал, став впоследствии известным профессором церковной археологии и истории раскола в России.

Двухтомник воспоминаний «Из пережитого», написанный им незадолго до смерти, воскрешает детские годы известного земляка.

В мельчайших подробностях перед нам показаны и родительский дом, и старинный богатый храм с таинственными подклетами, высокими сводами, лепниной… Овеянный загадочными легендами кремль, духовное училище, портреты знаменитых земляков, сделанные в необычной иронично-бытовой манере… Все это передано так, что обычная документальная проза приобретает черты литературного памятника:

« Уездный город, бывший епархиальный, следовательно старинный, а потому, согласно двум качествам, со множеством церквей (до двух десятков счетом); река средняя, впадающая за три версты в большую… Это - Коломна. Крепость полуразвалившаяся, но с уцелевшей частью стен; уцелело также несколько башен и одни ворота с иконописью на них и с вечной лампадой…

Кончу описание родного города общею его наружностью, хотя ранее семи лет она для меня не существовала. Улицы в нем прямые и в большинстве мощеные, даже в тогдашнее время. Много домов каменных, почти большинство…»

Книга вышла в 1886 году. Весь первый том, который до сих пор не потерял своей ценности, посвящен Коломне. Трудно найти более выразительное описание жизни нашего родного города рубежа XVIII-XIX веков, составленное по воспоминаниям отца и впечатлениям детства.

За свою долгую историю Коломна была связана с именами многих писателей.

Нередко в нашем городе бывал Александр Иванович Куприн (1870-1938), автор таких широко известных произведений, как повести и рассказы «Молох», «Поединок», «Яма», «Олеся», «Гранатовый браслет» и т.д.

В 1901 году Куприн приехал погостить к своей старшей сестре Зинаиде Ивановне Нат, муж которой, Станислав Генрихович, работал лесничим в Зарайском лесничестве, а семья жила в Коломне на Репинской улице (ныне Комсомольская, дом 1).

О роли, которую сыграл С.Г.Нат в жизни писателя, в творческой биографии, А.И. Куприн поведал в 1929 году в своем письме к сестре Зинаиде Ивановне: « Как много прекрасных воспоминаний связано в моей памяти с ним… В них самые благодатные месяцы в моей жизни. Там я впитал самые мощные, самые благородные, самые широкие, самые плодотворные впечатления. Да там же я учился русскому языку и русскому пейзажу».

Через Коломну Куприн проезжал не раз в конце 90-х годов XIX в., когда направлялся к родственникам в Рязанскую губернию. Немного осталось документальных свидетельств о посещении им Коломны и после 1901года. Как вспоминала дочь писателя Ксения Александровна Куприна, в семье никогда не велось дневников, ничего не записывалось, ничего не береглось, документы и письма часто терялись или выбрасывались. И все же одно любопытное свидетельство о пребывании в Коломне А.И.Куприна имеется. Жена писателя Мария Карловна Куприна-Иорданская в автобиографической повести «Годы молодости» рассказывала, как они приезжали в Коломну к родственникам на Пасху: « Коломна тонула в грязи весенней распутицы. Из дома в дом можно было пройти только по шатким мосткам, а через улицу перебираться по скользкой доске…»

Последний раз А.И Куприн побывал в Коломне в 1912-1913 годах и жил на территории кремля в доме, который значится ныне под номером десять по улице Лазарева.

Следующим автором, «живой свидетель истории на земле коломенской», это Борис Андреевич Вогау (Пильняк).

Пильняк и Коломна, имя писателя и имя древнего российского города «обрели в сознании читателей разных стран прочную и неразрывную связь». Ее изначально установил сам писатель, оканчивавший, как известно, многие свои произведения указанием места их создания: «Коломна. Никола-на-Посадьях».

Коломна – город, где состоялось становление Вогау как человека, гражданина, писателя. В своей автобиографии Б.Пильняк писал, что его детство прошло в уездных городах Московской губернии (Можайске, Богородске, Коломне). Началом своей литературной деятельности он считал 1915год. И тогда же появился псевдоним «Б.Пильняк», вскоре прославивший автора. Этот псевдоним происходит от украинского нарицательного «пильнянка» - место лесных разборок. В деревне под таким названием, где летом жил Борис Андреевич, жители назывались Пильняками. Отсылая оттуда рассказы, Борис Андреевич впервые подписался этим псевдонимом.

Обосновавшись в Коломне еще никому не известным 19-летним юношей (1913г.), он уезжает из нее в пору физической и творческой зрелости (1924г.). Правда, в эти годы Пильняк, по собственным словам, «много разъезжая по стране», пересекал и ее границы. Но уездная Коломна, как магнит, неизменно притягивала его обратно. Среди причин были и личные. В Старках, около Черкизова, он венчался с Марией Алексеевной Соколовой, а с появлением детей привязанность Пильняка к давно обжитому родительскому домику в Коломне стала еще сильнее.

Из воспоминаний дочери Б.Пильняка, Натальи Соколовой: «Папа любил коломенскую тишину, уединенность, сосредоточенность, так необходимые для работы».

Едва ли не первым произведением Пильняка, посвященным Коломне, явился очерк «На родине Лажечникова», впервые опубликованный в сборнике «Дорогие места» (Москва,1918г.) Разделенный на три части очерк на первый взгляд может показаться документальным. Это внушается читателю прежде всего с помощью образа автора-повествователя, современного литератора, сравнивающего нынешнюю Коломну с той, которая описана в произведениях Лажечникова.

В 1919 г. в журнале «Мирское дело» был впервые опубликован рассказ Пильняка «Коломна», в сборнике «Былье» напечатан рассказ «Колымен-город». В 1920году появляется первый роман «Голодный год».

В завершении коломенский период своего творчества Пильняк издает трехтомное собрание сочинений (1923-1924) под символическим названием «Никола-на-Посадьях», куда вошел роман «Голодный год» и такие повести, новеллы, рассказы, как «Метель», «Санкт-Питер-Бурх», «Всегда командировка», «Моря и горы», «Три брата». Эти книги Пильняк воспринимал как пролог своей творческой жизни. Образ «Николы-на-Посадьях» стал символом Коломны, где «он трудно, напряженно, остро ощущая вину перед читателем за художественное несовершенство своих творений входил в литературу». Да, это были книги первых итогов, книги, созданные «в годы прекрасных гроз и половодий», о чем Пильняк пишет с исповедальной откровенностью в «Предисловии»: «В этих трех книгах я собрал все, что написано мною от начала моей писательской работы,- я собрал все, что я считаю лучшим, чтоб больше никогда не возвращаться к этим книгам, - чтоб сделать их такими, какими я хочу их видеть навсегда. Я виноват перед читателями: мои рассказы и повести печатались и так, и сяк, отрывки рассказов являлись главами повестей, повести рассыплись в рассказы – этому причин много, и первая- наше российское половодье, и мое половодье, когда каждый день надо было закраивать наново, теплушку с мукой менять на письменный стол, стол на сенокосные рассветы, перо на лопату, - тогда рукописи терялись, путались, было совершенно неизвестно, где они и где они будут напечатаны, а напечатанные – дошли ли до читателя? - Тогда надо было все переделывать».

Несмотря на столь трудные и драматические обстоятельства, Пильняк работает упорно и самозабвенно, без устали совершенствует свое литературное мастерство. Этому немало способствовала работа в коломенской газете «Голос коммуниста», куда его пригласили в начале 1920 года. Наряду с очерками и статьями и фельетонами здесь печатаются и художественные произведения.

Невзирая на все преграды и мучительные трудности, Пильняк в своем творчестве добивался права на свое видение мира. Но это не значит, что он вступал в борьбу с теми, кто ему мешал. Нет, Пильняк никогда никого не трогал, свои права он отстаивал иначе: молча и твердо стоял на своем.

Пильняк больше боролся с самим собой, чем с другими. Твердо стоял на своем, и для него это не значит быть абсолютно уверенным в верности своих художественных обобщений.

К изображению Коломны Пильняк обращался и в других своих произведениях, наиболее значительными среди которых являются романы «Волга впадает в Каспийское море» (1930г.) и неоконченный «Соляной амбар».

Как уже упоминалось ранее, Пильняк венчался со своей супругой в Старках. Но это место нельзя связывать только с именем Бориса Пильняка. Погост Старки - место, где в первой половине и середине XX века (тридцатые-шестидесятые годы) в весеннее - летние сезоны кипела культурная жизнь, тесно общались между собой люди, оставившие заметный след в отечественной литературе.

Многие годы теплые отношения связывали Анну Андреевну Ахматову с семьей русских интеллигентов Шервинских, усадьба которых находилась в старках на окраине старинного села Черкизово под Коломной. В Старках у Шервинских она гостила трижды - в 1936,1952 и 1956 годах. Во флигеле ей была выделена отдельная комната с видом на белую сирень и яблоневый сад. «Пребывание летом 1936 года (с конца июня до последних чисел июля) среди чутких и благожелательных людей давало Ахматовой возможность прийти в себя после потрясения, связанного с арестом мужа и сына, вновь проникнуться литературными интересами. Поэтесса не мыслила себе жизни без России, без таких типично русских живописных уголков Родины, как коломенский край…»1

С пребыванием Ахматовой в Коломне по своему связано стихотворение «Поздний ответ», посвященное Марине Цветаевой. Датированное автором 16 марта 1940г., оно неотделимо от переживаний Ахматовой этой поры. Стихи «Позднего ответа» созвучны частям «Реквиема»и(Посвящению и Эпилогу), написанным в марте того же 40-го года. О трагедии Цветаевой, у которой по возвращении на родину (июнь 1939г.) отняли вскоре (август 1939г.) мужа и дочь, Анна Андреевна знала хорошо. Излив в «Реквиеме» собственную боль, она не могла не откликнуться на столь близкое ей горе Марины Цветаевой:

А.Ауэр «Перед лицом вечности – записывать свое время…». «Коломенский альманах».2004г. 8 выпуск, с.338

 

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)