Культура  ->  Литература  | Автор: Тарасова Кристина Олеговна | Добавлено: 2015-02-01

А.С. Грин «Алые паруса»

Александр Грин задумал написать «Алые паруса» в 1916, а закончил 23 ноября 1922 года и назвал своё сочинение феерией. Оно вполне достойно своего названия, ведь феерия – это волшебное, сказочное, фантастичное произведение. Содержание «Алых парусов» - рождение и материализация «крупной мечты» в борьбе с засилием консерватизма для исполнения своей мечты. Главные герои произведения - Грэй и Ассоль. Это люди, которые сами добиваются счастья, несмотря ни на какие преграды. Итак, рассмотрим образ Грэя. В образе Грэя можно выделить три этапа формирования: восьмилетний ребёнок, пятнадцатилетний подросток и двадцатичетырёхлетний мужчина. Артур Грэй рождён с живой душой, не склонной продолжать линию своей семьи. Всем людям, жившим в замке, поведение Артура казалось диким, неправильным и недостойным, в то время как именно он освободил Христа на картине в замке, просто замазав гвозди, которыми Иисус был прикован к кресту. Затем Артур плеснул себе на руку горячего супа только ради того, чтобы самому ощутить то, что чувствовала кухарка Бетси. Он подарил ей около ста фунтов для того, чтобы она непременно почувствовала себя счастливой с конюхом Джимом. Грэй любит жизнь такой, какая она есть, но, несомненно, чувствовал, что может изменить её, создать счастье и себе самому, и окружающим людям. Он рос отзывчивым, любознательным и энергичным мальчиком. На этом же этапе детства Грэй, гонимый духом исследования, впервые попал в библиотеку, где он увидел потрясающую обстановку комнаты и великолепную картину, в дальнейшем побудившую его стать моряком и пройти довольно сложный путь для достижения счастья. На этом полотне был изображён корабль, вздымающийся на гребень морского вала. А на палубе – фигура капитана – души, судьбы и разума корабля. Именно в этот момент и возникло у мальчишки в душе жгучее желание стать матросом, путешествовать по разным дальним странам и вообще разгульно и весело проводить время. На пятнадцатом году жизни Артур Грэй покинул отчий дом, задыхаясь, пил водку, с замирающим сердцем прыгал в воду головой вниз с двухсаженной высоты.… Артур стал, как и хотел, «дьявольским моряком», но не потерял главного в жизни – своей странной летящей души. Грэй сам создал и закалил свою душу, казалось бы, совершенно глупыми поступками. Так Александр Грин открывает нам заветное человеческой души на отрезке, составляющем и эпизод, и всю жизнь героя: ожидание чуда и свершение чуда. На этом отрезке и встречаются два человека - герои нашего произведения, живущие одной мечтой и верящие в истинное счастье. А пока Артур Грэй живёт весёлой морской жизнью, мы рассмотрим образ Ассоль. Ассоль, будущая подруга Грэя, росла на руках отца Лонгрена среди мечтаний «с головой, полной чудесных снов». Фантазировать и думать она училась сама, без сверстников. Рано потерявшая мать, она очень любила слушать сказочные истории отца о его дальних плаваниях. Дети, живущие в Каперне, не понимали её, смеялись над ней и над ее фантазиями. Их отчуждённость от «внушительно» непонятного матроса довершает рождение мечтательницы на свет. Пока отец путешествовал, умерла мать Ассоль, и девочка росла на руках доброй соседки. Вернувшись домой, Лонгрен решил самостоятельно воспитать дочь и забросил свои морские странствия. Он стал изготавливать миниатюрные бортики, Ассоль относила их на продажу. Так отец и дочь зарабатывали себе на жизнь. Но однажды маленькая Ассоль, относя на продажу игрушечные бортики в корзинке, сделанные отцом, случайно встречает пожилого путешественника по имени Эгль, который предсказывает девочке настоящее чудо. С этого момента у Ассоль появляется мечта о том, что она дождётся Грэя на корабле с алыми парусами. «Слушай-ка ты, растение!» - восклицает изумлённый Эгль, обернувшись на несмелую просьбу девочки отдать игрушку, которой он, по её убеждению, «уже проиграл». Вся она, с лёгкими чертами и затаённым ожиданием в глазах, могла показаться нежным ростком в лесу. Растениям нужен свет, и мудрый старик не ошибся, заронив в эту душу «семена крупной мечты». И девочка стала жить ожиданием чуда. В ней было «две Ассоль», одна из них – дочь бедного морского волка, с нуждой и заботами дня, а другая – «живое стихотворение». Посмотрим третий этап жизни Грэя. Он тоже интересен. Артур стал капитаном, у него появился корабль, верные друзья, которые в дальнейшем помогут ему встретиться с Ассоль. «Гриновский капитан начал с того, что преобразовал образ морской работы, овеял её «грэизмом», - пишет Л. Михайлова в своей книге «Александр Грин. Жизнь, личность, творчество», - команда ему подчинилась, потому что «грэизм» - не просто стремление к лучшему, а действие во имя лучшего». Я также считаю, что «грэизм» вполне созвучен с со словом «героизм», ведь Грэй и правда герой. Он не только умеет мечтать, он умеет действовать и исполнять мечты. Команда Грэя свысока посматривала на другие суда, «окутанные дымом плоской наживы». На грэевском корабле перевозились не мыло и гвозди, а товары живописные и благоухающие. Корабль был назван «Секрет», и неспроста, ведь «секрет» само по себе слово таинственное и загадочное. Грэй ощущает себя «ответственным за все несчастья и всё добро мира». Его идеал – творчество добра и красоты. Александр Грин не делает различия между Грэем и Ассоль в духовной цельности и тонкости. Оба они являют собой идеал мальчика и девочки. Даже когда они повзрослеют, «детское останется в них, останется в силе и их прямодушное стремление обратить желаемое в сущее»». Далее всё происходит как в сказке. Нежданно-негаданно Грэй нашёл Ассоль на берегу моря. Она спала, «ресницы спали на щеке,… спали тёмные волосы, спало платье и складки платья; даже трава поблизости её тела, казалось, задремала в силу сочувствия». Эта сцена – кульминация - приобретает особое значение. Грэй не знал о девушке ничего, кроме того, что видел в данный момент, и «был этим очень доволен. Он любил картины без объяснений и подписей. Впечатление такой картины несравненно сильнее…» Основание феерии – склонность к необычайному. Делать необычное в обычных условиях и добиваться таких условий, когда это необычное кажется обычным – вот фундамент фантастической истории Грина. Все компоненты феерии – её главная мысль, выбор фона и главных героев, их движение к желаемой цели, выверенное чувством, созвучные их настроению картины природы, музыка их речи стройно, гармонично и слитно ведут к выводу: счастлив неповторимый человек, способный творить духовные и нравственные ценности на радость окружающим. Благодаря Ассоль – здесь Грэй произносит знаменательные слова – «я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками». Переосмысленная «прекрасная неправильность» живой действительности – это и есть чудо, сопутствующее и подвластное людям. Путь открытий и действий подсказывает сама жизнь. Артур реализует программу появления чуда, но идея этого чуда подготовлена и дана судьбою Ассоль. Грэй нашёл своё счастье, когда даровал Ассоль исполнение её мечты, а жизнь даровала ему «все сокровища». У него оно было словно «под ногами», это значит, что он умел выбирать правильный путь. Трудность состояла только в том, что надо было самому проложить эту дорогу к счастью.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)