Отдых  ->  Туризм  | Автор: Юрий Михалик | Добавлено: 2014-11-21

Архитектурные памятники Кунгура

Благовещенский и Богоявленский соборы

Благовещенский собор – самый первый каменный храм Кунгура. Он был основан в 1700 году при императоре Петре Великом с благословления Ионы, архиепископа Вятского и Великопермского. Возведён собор на средства, собранные по приказанию воеводы Ивана Михайловича Коробьина с жителей города и Кунгурского уезда, по 25 копеек с души.

Освещение собора было совершено 23 января 1704 года в день памяти св. мученика Климента Анкирского, по благословлению Дионисия.

В начале Благовещенский собор был построен холодным, а для постоянной службы в зимнее время использовалась деревянная церковь во имя св. великомученицы Параскевы, которая служила тёплым храмом до 1740 года.

Благовещенский собор не был беден. Из церковных приходно-расходных книг видно, что от каждого года было не менее 200 рублей остаточной суммы, а в некоторые годы до 700 и более рублей.

До 1761 года, пока в городе не было других больших храмов, приход собора был очень большим. Но всё равно на протяжении XIX века приход был самым большим и состоял не только из горожан, но и из жителей ближайших деревень, так как только мужского пола насчитывалось в приходе до 3000 человек, тогда как в городе проживало не более 1000 мужчин.

На соборной колокольне было девять колоколов, весом 1537 пуд. Хотя и на других кунгурских храмах было также много колоколов, например, на Успенском храме даже больше, но звон соборных колоколов выделялся из всех звонов города своей созвучностью, приятностью и гармонией.

Над колоколами в шпиле колокольни находились часы, которые существовали с самого устройства собора. Они отбивали пятью молоточками четверти и часы. Городская управа держала специального часовщика, который заводил механизм и ухаживал за ним. Платили ему за это 50 руб. серебром в год.

В 1840 году, когда трапезу соединили с храмом, хоры перестроили, сделали небольшими, а вход на них из паперти, в ту эпоху было принятым так устраивать хоры. Хоры были украшены золочёной резьбой, а внутри обиты листовым железом. От пола они находились на высоте трёх сажень.

В алтаре, на восточной стороне, за жертвенником, было написано: «Распятие Спасителя», на восточной стене: «Принесение праотцом Авраамом сына своего Исаака в жертву».

На постройку собора большие пожертвования совершили: Василий Евдокимович Фоминский, Алексей Матвеевич Пономарев и братья Семовские.

Богоявленский собор – каменный и тёплый храм был возвёдён в 1740 году во имя Явления Господня.

Через сто лет, в 1840 году, он был перестроен и изящно украшен, как полагалось в XIX веке. Длина храма составляла 16 сажен, ширина 6 сажен, длина придела 7 сажен, ширина 3,5 сажени. Крыша железная, выкрашенная малахитом. На алтаре, храме и приделе – по одной главе, главы небольшие, деревянные, обитые белым английским железом. На главах – железные позолоченные восьмиконечные кресты. Стены внутри храма выбелены по штукатурке, пол из шлифованного камня. Иконостасы резные, золоченные. Живопись на иконах старинная.

9 января 1931 года собор закрыли. В его здании устроили столовую, которая просуществовала 6 лет. В 1937 году было решено стереть с лица земли этот храм. Собор взрывали воровски, по ночам, до тех пор, пока не разрушили до основания. А красное марево от взметнувшейся в небо кирпичной крошки ещё долго стояло над площадью города.

Бывшая Городская управа

Известия о богатствах кунгурского края и о мастерстве его жителей распространяли кунгурские купцы. В XVIII веке Кунгур преобразился в один из крупнейших купеческих городов России, и, не случайно, в 1737 году он по императорскому Указу стал центром огромной провинции, практически в границах современного Пермского края.

На протяжении столетий административной и торгово-промышленной деятельностью города руководили то городской магистрат, то городская управа, но что оставалось неизменным – это их постоянный состав – кунгурсие купцы. Примечательно, что именно представители кунгурского купечества М.А. Попов, а позднее Ф.А. Быков стали первыми городскими головами губернского города Перми.

Построенное здание городского общества, возведённое кунгурскими каменщиками в 1820 году, явилось удачным архитектурным украшением соборной площади города. Первый этаж оформлен глубоким рустом , последующие два этажа отделены мелким гладким рустом. В эту эпоху начала XIX века было очень популярным богатая отделка зданий. Наверное, вследствие этого здание перегружено деталями декора: фронтонами, пилястрами, поясками, тягами. Карниз усложнён множеством декоративных элементов. Столбики парапетной решётки украшены вазонами. Центр фасада завершен ложным мезонином. Здание представляет типичную постройку общественных зданий второй половины XIX века.

Кунгур в позапрошлом столетии – типичный капиталистический город. Самодовольство богатых купцов сказалось во внешнем облике многих архитектурных ансамблей. В том числе в здании бывшей Городской управы. В них нашли отражение несколько архитектурных чтений: поздний русский классицизм и зародившийся в середине XIX века модерн, для которого характерной чертой были ассиметричность фасадов, обилие лепных украшений, наличие декоративного убранства.

Как хорошо, что взору кунгуряков и туристов мы можем воочию, как в зеркале, показать поистине архитектурный памятник.

Гостиный двор

Славу одного из центров российского купечества Кунгур сохранял до 1917 года. Торговля явилась особым характерным признаком города, его основной чертой. Именно торгово-промышленный уклад формирует архитектурный облик городской среды. В конце XVII века появляются первые торговые лавки и мастерские. В 80-х годах XIX века в Кунгуре уже было 2,5 тысяч скорняков занимались обработкой кожи и около 2 тысяч обувщиков шили кожаную обувь и изделия из кожи.

В центре города на Соборной площади возводятся «Верхние торговые ряды», официально поимёнованные Гостиным двором. Здание это известно не только каждому кунгуряку, который бывал в нём многие десятки раз, но и каждому гостю нашего города. Но не все знают, что Гостиный двор – одно из старейших каменных зданий Кунгура, построенное по проекту архитектора Р.О Карвовского в 1876 году.

Здание расположено на склоне в самом центре города. Один из его фасадов выходит на центральную площадь. Планировка Гостиного двора традиционна для подобного рода сооружений и представляет собой замкнутый многоугольник, по периметру которого располагались торговые ряды, ледники и склады. Имеется также и внутренний двор – площадь, ранее использовавшаяся для продажи кустарных изделий. Длина здания 85,6 м, ширина с галереей 15,6 м, высота 8,7 м, высота кровли в высшей точки 2,5 м. Всё здание выстроено из кирпича. Архитектура его проста и выразительна, что являлось главным отличием в эпоху XIX века. Здание двухэтажное с двускатной крышей. Снаружи, около торговых помещений, устроена крытая галерея, сообщающаяся с улицей через открытую арку. Кунгурский Гостиный двор – один из лучших архитектурных памятников подобного рода на Урале, дошедший до наших дней без изменений. Отличительная черта его – скошенные углы. Это единственная деталь, нарушающая отработанную характерную схему Гостиного двора, исторически сложившуюся в XIX веке в России.

Здание Гостиного двора было выстроено в период наивысшего расцвета Кунгура как торгового центра. До этого на торговой площади Кунгура стояли только торговые лавки и балаганы. Между тем торговые обороты города тоже увеличивались.

В настоящее время это здание целиком арендует акционерное общество с одноимённым названием ОАО «Гостиный двор». Министр культуры обещает, если не манну небесную, то полноценную реставрацию. При этом бизнес готов положить и свою долю на алтарь «исторических» работ.

Особняк купца Дубинина

Одним из символов нашего города является особняк, некогда принадлежащий кунгурскому купцу первой гильдии Е.Я Дубинину . В 1839 году в Кунгурское общество были зачислены: купец из города Вязники Владимирской губернии Яков Яковлевич Дубинин , его жена Неонилла Ивановна и их сын Ефим Яковлевич.

Через несколько десятилетий Е.Я Дубинин стал одним из крупнейших кунгурских купцов второй половины XIX века. На то время его капитал составлял полтора миллиона рублей. Торговал Дубинин мануфактурой, арендуя несколько лавок в Гостином дворе, а уже в 1883 году он открыл мануфактурный магазин на первом этаже своего особняка на Благовещенской улице.

Ефим Яковлевич был известен в городе как общественный деятель, неоднократно избирался гласным Городской думы, входил в состав учётного комитета при Общественном банке Фоминых, а также занимал ряд других общественных должностей.

Е.Я Дубинин пожертвовал значительные средства на строительство домовой церкви в честь Св. великомученика Пантелеймона и Св. праведника Симеона Верхотурского Иоанно-Предтеченского женского монастыря. Кроме того, от него поступили напрестольное евангелие, обложенное бархатом, и сребропозлащённое кадило. В сентябре 1890 года Ефим Яковлевич пожертвовал в этот храм сребропозлащённые ризы на иконы Божией Матери Скоропослушницы и Сретения Господня стоимостью 1400 рублей серебром.

Благотворительные традиции Ефима Яковлевича поддержала и его супруга Мария Степановна. На её пожертвование в 2000 рублей была возведена каменная колокольня. До этого церковные колокола находились на временной деревянной колокольне в монастырском дворе. Щедрые пожертвования Дубинины делали в пользу Тихвинской церкви, прихожанами которой они были.

После смерти Е.Я Дубинина мануфактурную торговлю возглавил почетный потомственный гражданин Александр Ефимович Дубинин , единственный сын Е.Я Дубинина. Александр Ефимович бал азартным игроком и поэтому торговое дело очень быстро пришло в упадок.

Особняк Е.Я Дубинина на углу Благовещенской и Сылвенской улиц был построен в 1883 году. Автор проекта неизвестен. Возможно, им является пермский архитектор А.Б Турчевич, по проекту которого в 1881-1884 годах перестраивалась Тихвинская церковь, составляющая вместе с особняком единый архитектурный ансамбль.

Особняк был одним из самых дорогих зданий в городе. В 1889 году Кунгурской земской оценочной комиссией оценивался в 15000 рублей. Здание двухэтажное, с цокольным этажом и мезонином. На первом этаже находился магазин, на втором – жилые помещения. Особняк построен в кирпичном стиле эклектизма. Здесь присутствуют лепные украшения и геометрические фигуры. Фасады здания богато декорированы деталями из фигурного кирпича и белого камайского камня. В комплекс усадьбы также входил каменный двухэтажный флигель, кладовая и надворные постройки.

По сведеньям З.Я. Лепихиной А.Е. Дубинин проиграл особняк в карты. Около двадцати лет его владельцами были купчиха первой гильдии А.И Грибушина и её наследники.

В 1913 году особняк был продан кунгурскому земству. В нём разместилась Земская Управа. После революции в здании был Дом союзов, а позднее - горисполком.

Ныне в особняке Е.Я Дубинина находится Кунгурская городская Управа и мэром города является Амир Нариманович Махмудов.

Тихвинский храм

Церковь во имя Тихвинской Иконы Божией Матери построена на пожертвования разных лиц, а главное, на средства воеводы Юрия Афанасьевича Матюнина, который внёс 700 руб.

В 1758 году был построен и освящён каменный придел во имя Иоанна Богослова. 24 мая 1763 года произошло освящение главного каменного Тихвинского храма. Обряд совершил протоирей Благовещенского собора Иоанн Пантелеймонович Келарев.

В 1801-1802 годах построена каменная ограда, часть которой сохранилась до наших дней. Церковь была возведена на горе, возвышающейся над р.Сылвой. Первоначально небольшая, она разделялась на две части: главный, холодный Тихвинский храм, выделявшийся на восток, и придельный, тёплый, во имя Иоанна Богослова, - по правую сторону главного храма, отделявшийся от него небольшой аркой и стеклянными дверями. Каменная колокольня примыкала к храму с западной стороны. В таком виде Тихвинская церковь существовала до 1881 года. В этом году придельный храм Иоанна Богослова , трапеза и колокольня были разломаны, и в 1882-1884 годах построены два придела: по левую сторону во имя апостола Иакова, по правую сторону – во имя Иоанна Богослова.

Новая колокольня и главный Тихвинский храм были соединены с приделами аркой, и вся церковь в зимнее время стала отапливаться.

Перестраивалась церковь на пожертвования купцов Иосифа Титовича Ковалёва и его жены Александры Степановны, Николая Михайловича Столбова и его жены Фёклы Степановны, Анны Степановны Губкиной и семьи Дубининых.

Руководил стройкой И.Т. Ковалёв. Израсходовано было свыше 70 тысяч. Это был весьма обширный и богато украшенный храм. Колокольня Тихвинской церкви возвышается на 28 сажен. Благовестный колокол, пожертвованный купцом Я.С Губкиным, был свыше 700 пудов.

Данная церковь относится к храмам трапезного типа.

Основной храм – кубический двусветный четверик с низкой пятигранной апсидой, по сторонам два придела, одноэтажный.

Длина его с апсидой 6 сажен, ширина – 5,5. Общая длина здания 26 сажен, ширина – 41,4.

Особенностью этого ансамбля является высокохудожественное исполнение форм русской архитектуры XVIII века. Такое воспроизведение на Урале нигде не встречается. Церковь выстроена из красного кирпича с использованием для декоративных элементов фигурного и лекального кирпича. Перекрытия сводчатые, с металлическими стягами. Фундамент бутовый, кровля металлическая. Двусветный основной храм увенчан пятиглавием. Малые главы расположены по углам четверика . Углы основного храма выделены пилястрами. Профилированный карниз украшен пояском «жучкового» орнамента. Окна основного храма расположены в два ряда, по два окна в каждом .

Колокольня трехъярусная. Грани верхнего яруса прорезаны вытянутыми арками со стрельчатыми кокошниками. Четыре арки второго яруса глухие, с полуциркульными завершениями. Нижний ярус и боковые пределы украшены карнизом с двойным профилированным аркатурным поясом.

С запада приделы завершаются высоким тройным стрельчатым фронтоном с двумя глухими стрельчатыми окнами.

Основной мотив храма – стрельчатое завершение всех архитектурных форм. Здание несёт ярко выраженные черты эклектичности, выразившейся в сочетании элементов древнерусского и готического стилей.

От прежнего девичьего монастыря при строительстве Тихвинской церкви сохранили только одну каменную келью и поставили каменный памятник на том месте, где прежде существовала монастырская деревянная церковь.

Самое ценное сохранившееся от прежнего монастыря, - чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, которая была написана в 1694 году. Именно она, по мнению кунгуряков, спасла город от пугачёвцев.

Первоначально Тихвинский приход был очень малочисленным и бедным. Священнослужители церкви 13 августа 1787 года доносили в Пермское духовное правление: «Тихвинская, что прежде именовалась

Иоанна-Богословская, церковь, вначале была безприходская, ибо при оной был девичий монастырь, но по упразднению оного в 1761 году из прихожан Кунгурского Благовещенского собора домов с пятьдесят отделены к Тихвинской церкви и приписаны в приход, который в минувшем 1786 году состоял из 129 дворов, в них душ мужского пола – 336, женского – 363…»

После этого письма к Тихвинской церкви было приписано ещё 53 двора из деревни Беркутово. От их подаяний причт получал достаточное содержание и в 1890 году имелась сумма в 5475 руб.

После закрытия Никольской и Владимирской церквей дошла очередь и до Тихвинской церкви. Сначала был запрещён колокольный звон, а 24 октября 1935 года закрыли и сам Тихвинский храм. Позднее в 1950 году это здание отдали под городской кинотеатр «Октябрь».

В настоящее время церковь восстанавливается, в ней ведутся реставрационные работы. На храме располагается 5 глав из железа сделанного под золото. На новой колокольне установлено 11 колоколов. Самый тяжёлый колокол весит 3 т 100 кг, самый лёгкий – 6 кг. Настоятелем церкви является отец Валерий.

Спасо-Преображенский храм

Из церковных материалов за 1728 год известно, что в Кунгуре, за Сылвой, была церковь во имя Преображения Господня, где служил священник Феодот. Церковь эта была деревянная и существовала до 1770 года.

В 1763 году рядом с ней с южной стороны приступили к постройке двухэтажной каменной церкви, строительство которой закончено в 1781 году.

Строилась она на средства засылвенских жителей, а больше всех вложил денег купец Иван Хлебников.

Церковь возродилась при священнике Никите Андреевиче Микляеве и церковном старосте Григории Ширшеве. Подрядчиком был купец из Екатеринбурга Данил Зырянов.

31 мая 1768 года, по благословлению Преосвященного Варфоломея, епископа Вятского и Великопермского, нижний храм во имя Казанской иконы Божией Матери был освящен протоиереем Кунгурского Благовещенского собора Иваном Пантелеймоновичем Келаревым.

5 июня 1781 года был освящён в верхнем этаже храм во славу Преображения Господня.

Колокольня примыкала к самой трапезе. Строительство её вёл крестьянин Михаил Терентьевич Комаров с июня 1775 года до октября 1782 года.

В 1848-1849 годах устроен для входа в нижнюю церковь северный коридор длиной 9 сажен и церковная ограда, в 1850-м году отлиты, а в 1851 поставлены чугунные решётки на ограду. В 1856-1858 годах устроен внутренний коридор для входа в верхний храм с двумя лестницами и западный коридор.

Длина церкви с колокольней и пристроенным внутренним коридором 23 сажени, ширина – 5 сажен 1 аршин. Длина западного коридора – 27,5 аршин, ширина – 6 аршин. Высота церкви с крестом средней главы на куполе храма – 14 сажен 10,5 четвертей. Высота колокольни с крестом – 18 сажен 1 аршин.

На храме 5 глав, кресты на них железные, восьмиконечные, позолоченные. На колокольне крест медный, золоченный через огонь – это специальная обработка металла присущая концу XVIII века. Всего колоколов на Преображенской колокольне – 11. Благовестный колокол весом 550 пудов 18 фунтов стоил 8 тыс. рублей серебром. На колокольне этого храма находился и один из самых старых колоколов города весом 5 пудов 15 фунтов, и на нём была вычеканена надпись: «1729 года сей колокол лит в Невьянском дворянина Акинфия Демидова заводе».

Церковь была очень красива, прочна, внутреннее устройство её было прекрасное, особенно в верхнем храме. Утварью, ризами на иконах и ризницей она была снабжена в достатке.

Напрестольная одежда в верхнем храме сребропозлащённая, высокой художественной работы. По её низу на финифти имелась надпись: «одежда сия пожертвована Кунгурским купцом Степаном Осиповичем Фоминых; весу в ней 105 фунтов 66 зол.». Стоила эта одежда 4270 руб. серебром.

Сребропозлащённую ризу на иконе Преображения Господня пожертвовала купеческая жена Александра Егоровна Шмакова, сребропозлащенную ризу на Казанской иконе Божией Матери в верхнем храме подарил храму купец Фёдор Шмаков.

Но главным украшением нижнего храма была Казанская икона Божией Матери. Она выделялась как по живописи, так и по богатству и изяществу украшения. Писана она в Троице-Сергиевой Лавре, размером 7¾ вершка длиной и 6 вершков шириной. Почитание иконы Казанской Божьей Матери происходит ежегодно 4 ноября в день примирения.

Здесь прослеживается большая благотворительность кунгурских купцов их желание сделать внутреннее убранство и оформление храма красивыми и изящными.

В данное время настоятелем церкви является протоирей Борис Бартов.

Историко-архитектурный музейный комплекс

На крутом мысу реки Сылвы в центре города Кунгура стоит 2-этажное каменное здание, бывший дом воеводы, памятник архитектуры XVIII века.

Среди кунгуряков бытует легенда о его постройке, которая повествует о том, что: Позвал воевода к себе служивых и начальных людей, молвил:

« Выстройте мне дом по подобию соликамского воеводского, да смотрите, чтоб был он на угожем и красивом месте, да чтоб из дома того град видеть мне».

Бросились служивые и начальные люди выполнять приказ воеводы. Долго искали подходящее место, наконец, нашли.

« Пойдём до воеводы, укажем место», - сказал кто-то из служивых, и они направились к воеводе. Тот осмотрел место, одобрительно кивнул:

  • Стройте, сей дом да каменный, точь-в-точь, как у соликамского воеводы».

Воеводский дом был заложен в конце XVII века, несколько раз перестраивался, но не утратил своего архитектурного облика.

Дом воеводы представляет собой вытянутый с запада на восток прямоугольник, имеет по шесть комнат на двух этажах. Фасады здания объединены горизонтальным поясом, который в то же время отделяет первый этаж от второго. Верх здания украшает скромный единственный оставшийся элемент на старинных купеческих особняках - жучковый орнамент. В отличие от соликамского воеводского дома кунгурский имеет меньшую сторону стен, отсутствуют бойницы. Дом воеводы как памятник архитектуры взят на государственный учёт.

Ныне это здание является кунгурским Краеведческим музеем. Учреждён Кунгурской Городской Думой 1 июля 1909 года в память об известном кунгуряке, путешественнике, члене корреспонденте Российской Академии наук Кирилле Тимофеевиче Хлебникове. С 1955 года музей находится в здании бывшего Городского Магистрата , построенном в 1758 – 1762 годах. Позднее, с 1835 года это здание занимал пересыльный острог или конвойная рота. В XVIII веке по центру г. Кунгура шли колодники в далёкую Сибирь в ссылку, они шли по 100 – 120 человек оборванные, полуголодные, пели заунывные песни, вслед за ними тянулся длинный ряд телег, а в телегах лежали мёртвые. Через каждые 100 вёрст был отдых в регистрационно-пересыльной тюрьме.

Рядом с музейным комплексом находится здание Малого Гостиного двора .В 2000 году в это здании был открыт филиал музея выставочный зал им. Г.А. Мелентьева.

В музее собраны богатейшие фондовые коллекции. Это предметы изобразительного и декоративно-прикладного искусства, фотодокументальные источники, редкие книги, естественноисторические, этнографические коллекции.

Этот памятник как зеркало эпохи правления Екатерины II мы можем видеть на высоком месте в центре г. Кунгура.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)