Культура  ->  Театры  | Автор: Никита Сидоренко | Добавлено: 2014-11-03

Театр Всеволода Андреевича Всеволожского

В отличие от Н.Н.Демидова, другой заводовладелец Всеволод Андреевич Всеволожский решил начать профессиональную подготовку крепостных для театра не в столице, а непосредственно на Урале. Сохранилось предписание В.А.Всеволожского заводскому управлению от 2-го мая 1802 года; к предписанию приложена копия контракта с черниговским студентом Самуилом Петровичем Самойловичем, из которой следует, что он «порядился быть в Пермском его высокоблагородия Пожевском заводе при обучении собственных его мальчиков – сколько дано будет к певческой науке, чтобы они были в течении одного года совершено певчими». Стало быть, еще до приезда владельца на завод в Пожве существовал хор с оркестром, который должен был развлекать и «обслуживать» своего хозяина во время его кратковременных визитов на Урал.

Новый этап жизни Пожевского театра начинается с декабря 1814 года. Привыкший к столичному размаху, серьезной постановке театрального дела, Всеволожский, поселившись в Пожве, стремится создать и здесь настоящий театр со всеми присущими ему службами. Так, для руководства музыкальной частью был вывезен из Москвы известный в 20-е годы 19 столетия композитор и скрипач – виртуоз Людвиг Вольфганг Маурер, приехавший в Россию из Пруссии в 1806 году. Во время пребывания Маурера на Урале, он специально написал для Пожевского театра произведения, которые впоследствии были поставлены на сцене.

Ведущее место в репертуаре театра В.А.Всеволожского занимает модный в конце 1810 – 1820-х годов жанр – водевиль, с которым только начинает знакомиться русская театральная публика. Кроме водевилей, комедий в Пожевском театре игрались и популярные в 18 – первой четверти 19-го века французские комические оперы.

Весной 1817 года состоялось знакомство Всеволожского с А.А.Шаховским, возглавляющим репертуарную часть Дирекции Императорских театров, драматургом и режиссером, крупным деятелем русского театра. Благодаря стараниям Всеволожского, в 1817 году в Пожве появились переделанная с французского Шаховским опера-водевиль в одном действии «Новы бедлам», а также текст к комической опере в одном действии «Лекарь-самоучка». Музыку к этим произведениям написал Маурер. С 1814 по 1816 годы в Пожевском театре ставится ряд пьес, неизвестных дотоле московской и петербургской публике. Какие это были пьесы, сейчас установить трудно.

Сведений о крепостных исполнителях сохранилось немного. В одном из писем Всеволожского речь идет о «лучших оперных актрисах театра» Менюхиной и Поджаровой. Хор и оркестр Всеволожского также комплектовались из дворовых, детей мастеровых и заводских служащих, прошедших обучение в местной горнозаводской школе. Особенно интересным для нас представляется тот факт, что крепостная труппа Всеволожского, сложившаяся на Урале, пользовалась неизменным успехом в петербургской среде любителей и знатоков театрального искусства.

Вокруг дома Всеволожского в Петербурге сформировалось своеобразное содружество, в которое входили известные драматурги и композитора 20-х годов. Часто бывало, что написанные ими произведения исполнялись сначала крепостными актерами, а затем уже ставились на Императорских сценах. Это – несомненное признание высокого мастерства крепостных актеров Всеволожского, прошедших театральную выучку на Пожевском заводе.

О времени прекращения существования театра Всеволожского достоверных сведений нет. Известно лишь, что в конце 20-х годов 19 века Всеволожский испытывал большие финансовые затруднения, связанные с театральным увлечением. Не понятна и дальнейшая судьба его прославленной труппы. Тем не менее, крепостной театр Всеволожского оставил свой след и в провинциальной и в столичной культуре России. Для уральского театра он был своеобразной «прививкой» высокого профессионализма, для русской театральной культуры – подтверждением того, как в результате целенаправленных действий столичных любителей театра провинции и центра могли сближаться, образуя единую «систему кровообращения» - русский театр.

 

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)