Культура  ->  Литература  | Автор: Братенькова Татьяна Геннадьевна | Добавлено: 2015-04-22

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Бесы»

Стихотворение «Бесы» было написано А.С.Пушкиным 6 сентября 1930 года, в самом начале его трехмесячного пребывания в Болдине. Это произведение считается одним из самых мрачных в творчестве поэта. Автор тяжело переживал последствия декабристского восстания, невосполнимой утратой для него стала смерть Дельвига, он испытывал одиночество, разочарование в жизни, приносящей ему новые и новые испытания, выдержать которые было нелегко в условиях душевного напряжения и постоянного надзора со стороны правительства. Единственным спасением по-прежнему оставалось творчество, и вынужденная изоляция в Болдине дала толчок поэтическому вдохновению А.С.Пушкина.

Структура стихотворения «Бесы» многопланова. Сначала автор рисует образ ночи – мрачной, таинственной, даже зловещей. Поэт отдает предпочтение олицетворениям («мчатся тучи, вьются тучи»), желая показать ночь как живое существо, действующее лицо тех событий, о которых пойдет речь далее. Сравнение луны с невидимкой дополняет картину движения: на небе разыгрывается некая битва, во время которой силы тьмы (тучи) взяли верх над силами света (луной), и поэтому ночь стала беспросветной. Луна же «невидимкою», то есть едва проникающим сквозь тучи размытым сиянием, «освещает снег летучий». Как ни старается она разогнать мрак, силы ее малы, значительно уступают тьме. Автор завершает характеристику неба и ночи повторяющимся эпитетом «мутно».

Почему же он использует этот эпитет дважды в одной строке? «Мутно» - значит «тускло», «туманно», «неясно», «нечисто». Да, нечисто этой ночью на дороге… Первые три строки стихотворения рефреном проходят через все произведение: автор приводит их в первой, четвертой и седьмой строфах (то есть через две строфы) как напоминание о страшной картине ночной вьюги, на фоне которой происходят события.

Образ дроги в стихотворении «Бесы» - центральный. Путь пролегает по «чистому полю», среди «неведомых равнин». Представляется безбрежное пространство, занесенное снегом, вокруг ни домика, ни деревца. Простор на много верст, лишь узкая дорога наводит на мысль о том, что края эти «хоженые». Однако мутной ночью большого труда стоит не сбиться с этой дороги. Что будет, если ямщик свернет с пути? Не трудно догадаться, что сулит это большую опасность. Не случайно поэт в первой строфе использует повтор: «Страшно, страшно поневоле…» Чего боятся автор, его герои – ямщик и барин? Они боятся неизвестности, которая окружает их в пустынном месте. «Что там в поле?» - звучит вопрос, на который дается ответ новым вопросительным предложением: «Кто их знает? пень или волк?» Ровная дорога или овраг? А может быть, сама нечистая сила - бес или демон? Напряжение путников нарастает еще и потому, что они видят, как неспокойны кони: «нет мочи: коням, барин, тяжело;», «все дороги занесло», «хоть убей, следа не видно…» Реалистичности изображения автор достигает благодаря воспроизведению точной речи персонажей, включающей восклицательные побудительные («Эй, пошел, ямщик!...») и вопросительные предложения («Что там в поле?»), обращения барина и ямщика друг к другу, их беседу, разговорные выражения: «Хоть убей», «нет мочи». Картина заблудившихся в ночной степи путников настолько достоверна, что держит в напряжении читателя, заставляет его перенестись в зимнюю ночь и ощутить бесприютность, одиночество, страх. «Сил нам нет кружиться доле; Колокольчик вдруг умолк; Кони стали…», - вещает А.С.Пушкин. Это кульминационный момент: напряжение достигает наивысшей точки.

Олицетворение «колокольчик умолк» предвещает опасность: если кони остановились зимней холодной ночью посреди неведомой равнины, значит, человек бессилен перед стихией, он во власти судьбы. Ему приходится лишь надеяться на спасение, на милость природы.

Природа этой ночью заявила о своей силе вовсю. Олицетворения «вьюга злится», «вьюга плачет» добавляют красок картине ночи. Вьюга «слипает очи» ямщику, не дает ему ехать. Чем она так рассержена? Возможно, демонстрирует свое превосходство над заблудившимися людьми, говоря, что перед стихией равны и одинаково беззащитны все: как бедные, так и богатые, то есть и ямщик, и барин. И действительно, после приказной реплики в начале второй строфы барин мужику никаких указаний не дает. Не время и не место демонстрировать свое господство. Более того, сейчас важно, чтобы ямщик справился с лошадьми и выехал наконец к жилью. Иначе погибель.

А может быть, вьюга исполняет волю темных сил, которые гонят тучи по небу, метут снег в яростном гневе на людей. Ведь неспроста А.С.Пушкин от изображения путников переходит к характеристике бесов.

Эпитет «чистое поле», встречающийся в первой строфе стихотворения, известен читателю по произведениям устного народного творчества. «Чистое» можно рассматривать как «незаселенное» поле, «свободное от растительности». Однако есть и другое толкование этого слова. С.В.Федоров, исследователь фольклорного творчества, сделал наблюдение, что «чистое поле» в произведениях фольклора «является пограничным пространством, разграничивающим «этот» и «другой» миры».

В этом описании преобладают глаголы: «играет», «дует», «плюет», «толкает», «торчал», «сверкнул», «пропал» - и три раза повторяется слово «вон», которые конкретизируют образ, делают его, как ни странно это покажется, реалистичным. Выражение «дует, плюет на меня» восходит к народным поверьям, заговорам, магическим заклинаниям. Вероятно, ямщик опасается колдовства со стороны нечистой силы, боится чар и ритуальных заклятий.

Сравнение беса с «верстою небывалой» говорит о большом размере этого злого духа, сравнение же с «искрой малой» оставляет надежду на то, что эта нечистая сила вернулась в свой привычный мир, покинув мир реальный. Эпитет «во тьме пустой» - то есть в потусторонней жизни - подтверждает нашу догадку.

Казалось бы, опасность миновала, бес «пропал во тьме пустой», но небо по-прежнему мутно, да и «сил…нет кружиться доле». Наступает кульминация. Бес вовсе не исчез, он где-то рядом. Иначе кони вели бы себя спокойно, а они, «чуткие», «храпят». Оказывается, бес «далече скачет», и не один, а с собравшимися другими духами. Эпитеты «бесконечны», «безобразны» рисуют отталкивающие образы бесов, которые закружились в игре. Метафора «в мутной месяца игре» не оставляет места сомнениям: развлечения духов не безобидны, а опасны для человека. Сравнение «будто листья в ноябре» свидетельствует о многочисленном сборище. «Сколько их!» - восклицает автор и тут же спрашивает: «Куда их гонят? Что так жалобно поют?» И предлагает антитезу: «Домового ли хоронят, Ведьму ль замуж выдают?» Противопоставление свадьбы и похорон - это обращение к народной традиции оплакивания жизни. К тому же, как известно, данные мероприятия обычно проходят при большом скоплении людей. В стихотворении А.С.Пушкина речь идет об обряде бесов, которые мутной ночью «в беспредельной вышине» «визгом жалобным и воем» (эпитет и инверсия) «надрывают сердце» (метафора) человека. Логично предположить: не потому ли плачет вьюга, что она сочувствует бесам? Путники оказались в гуще событий сил неземных, в одно целое соединяются картины реального и нереального миров… Однако умолкнувший на время колокольчик вновь запел. Звукоподражание «дин-дин-дин» в пятой строфе привносит мелодичность и упорядоченность в хаотичную звуковую картину происходящего. Хочется задать вопрос: «Куда же снова понеслись кони?» Неужели бесы взяли верх, смогли увести за собой путников? Неужели они завоевали мир земной? Почему надрывается сердце автора? Седьмая строфа заканчивается многоточием. Думается, поэт использует умолчание с целью призвать читателя самому найти ответ на вопрос: «Произошло ли вторжение нечистой силы в человеческую душу или путники успешно выдержали противостояние бесам?»

Первый вариант названия стихотворения – «Шалость». Согласно словарю С.И.Ожегова это «веселая, забавная проделка». Автор выбрал название «Бесы» («злые духи», «злобные бесплотные существа, демоны, черти»), на наш взгляд, потому, что оно более точно отражает идею стихотворения: ужас неизвестности, мучения человека в ожидании результата бесовской игры, трагическое ощущение надвигающейся беды.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)