Культура  ->  Кино  | Автор: Юрий Уюрченко | Добавлено: 2014-10-21

История американского кино

ИЗ ИСТОРИИ АМЕРИКАНСКОГО КИНЕМАТОГРАФА

В 1892 году в лаборатории Эдисона был сконструирован кинескоп- аппарат с глазком, через который зритель мог наблюдать движущееся изображение, снятое на целлулоидную плёнку.

В 1905 году в Питсбурге открылся первый кинотеатр – «Никельодеон». Новизна и дешевизна кино привлекала широкую аудиторию. Ежемесячно выпускалось около 400 одночасовых фильмов. Кино черпало сюжеты главным образом из повседневной жизни. Ведущими кинокомпаниями были "Эдисон" и "Байограф". Кино США развивалось в атмосфере острой конкурентной борьбы. В 1909 году десять ведущих кинофирм объединились в Патентный трест с целью монополизации производства и проката. Преследования со стороны треста заставили независимые компании перенести производство своих фильмов в Калифорнию, что способствовало созданию центра кинопромышленности - Голливуд.

До 1920 года актёры и съёмочная группа оставались для зрителя безымянными, т.к. продюсеры опасались, что обнародование их имён вызовет требования повысить оплату труда. Глава одной из независимых фирм нарушил это правило, назвав в печати имя своей ведущей актрисы Лоренс. С этого момента имена актёров стали кассовой приманкой для зрителей. Так закладывался первый камень Голливуда - "Система звёзд".

Начало поисков средств художественной выразительности связано с именем режиссёра фирмы "Эдисон" Э.Портером. В его фильмах "Жизнь американского пожарного" (1902г.) и "Большое ограбление поезда" (1903г.) появились попытки монтажного ведения действия (разбивка эпизода на кадры, крупный план). Вклад в развитие языка кино внесли режиссёры Блэктон, Олкотт и др. Наиболее последовательным новатором был режиссёр Гриффит, заложивший основы режиссуры кино как самостоятельного вида творчества.

Основные жанры раннего американского кино - мелодрама, вестерн и "комический" жанр. Мелодрама приняла эстафету от популярного в США театрального жанра, расцвет которого в конце 19 века был связан с именем продюсера Беласко. Крупнейшим поставщиком вестернов был режиссёр Инс. В раннем вестерне философия индивидуализма, культ силы, расизм в изображении индейцев переплетались с чертами героико-романтического эпоса, герои, бескорыстные и смелые люди из народа, защищали справедливость, вступая в конфликт с законом. Комический жанр вёл родословную от мюзик-холла и цирка. Жанр обязан своим рождением режиссёру Сеннетту, основавшему в 1912 году комедийную студию "Кистоун". В комедиях Сеннетта, проникнутых духом сатиры и пародии, работала группа талантливых актёров - Норманн, Арбэкль, Стерлинг и др. В 1914 году у Сеннетта дебютировал и проработал год Чарли Чаплин.

Гриффит, Инс, Сеннетт заложили основы американского киноискусства. Выдающимся событием стали фильмы Гриффита «Рождение нации» (1915 г.) и «Нетерпимость» (1916 г.).

Первая Мировая война вызвала упадок европейской кинемотографии Американская кинемотогрфия, пользуясь ослаблением конкурентов, быстро завоевала мировой кинорынок. Создавались новые фирмы - "Парамаунт", "Метро", "Фокс филм корпорейшен",

Коламбия", между которыми шла борьба за контроль над всеми сферами кинопромышленности. Ведущие фирмы строили и приобретали сети кинотеатров, студии. Независимым кинотеатрам была навязана система "блок-букинг» - принудительной покупки фильмов определённой фирмы. Интенсивное развитие кинопромышленности при остроте конкуренции требовало больших финансовых затрат. Средства предоставляли нью-йоркские банки. Так начался процесс экономического и идеологического подчинения Голливуда крупному капиталу.

В 20-е годы разрыв между экраном и действительностью увеличивался. Героями фильмов всё чаще становились богатые прожигатели жизни, европейские аристократы. В приключенческом жанре царил образ динамичного героя — некоего супермена, созданного режиссёром Фэрбенксом. Рядом с застенчивыми героинями появились актрисы, олицетворяющие «эпоху джаза», и пресыщенные светские дамы. Ведущими в этом жанре были режиссёр Де. Милль, постановщик пышных комедий из жизни высших кругов, и режиссёр Любич, специализировавшийся, в основном, на комедиях. В реалистическом направлении работали такие выдающиеся режиссёры, как Штрогейм, Видор, которые в своих фильмах разоблачали миф о равных возможностях в буржуазном обществе.

В жанре комедии успешно работали в 20-е годы Ллойд, создавший образ энергичного американца, Лэнгдон, игравший инфантильного чудака и Китон. Маской его был застенчивый неулыбающийся человек. В 1926 году вышли первые звуковые фильмы режиссёра Кросленда, такие как "Дон Жуан" с музыкальным сопровождением и в 1927 году "Певец джаза" с музыкой, диалогами и шумами. Звуковое кино быстро завоевало успех у публики, а число зрителей в 1927-1929 годах возросло почти вдвое. В 30-е годы в Голливуде на долю 5 крупнейших фирм ("Метро Голден Майер", "Парамаунт", "Уорнер бразерс", «XX век-Фокс", РКО) приходилось 90% производства и проката. Независимое производство сохранялось в скромных масштабах. Появление звука в кино на некоторое время затормозило развитие выразительных средств киноискусства. Но в 1929 году в фильме «Аллилуйя» режиссёра Видора наметились признаки успешного синтеза зрительной и звуковой образности. В американское кино пришли актёры, имевшие опыт работы в театре и владевшие сценической речью: Дейвис, Муни, Треси, Кенги, новые молодые сценаристы. Джозеф Лоусон и Ричард Николс, черпавшие сюжеты из американской действительности. В 1933 году президент США Франклин Рузвельт провозгласил политику "нового курса". Кино того времени обратилось к таким проблемам, как безработица, детская беспризорность, классовые конфликты. В 1933 году, когда экономический кризис затронул и кинопромышленность, банковский капитал окончательно захватил контроль над Голливудом. В 1934 году вошёл в силу так называемый "производственный кодекс", регламентировавший кинопродукцию под предлогом сохранения её "моральной чистоты". Всё это сказалось на содержании фильмов об американской действительности. Первое место по кассовым сборам в 1936 году занимала семилетняя «звезда» Шарлиз Темпл. Сентиментальные мелодрамы с участием этой юной актрисы внушали зрителям, что доброта и сердечность-панацея от всех зол. Большой популярностью пользовался бывший ковбой - актёр Уолтер Роджерс, воплощавший здравый смысл и чувство юмора. Даже гангстеры на экране раскаивались и на пороге смерти искупали вину перед обществом. Но в противовес фильмам, воплощавшими социальные мифы буржуазного общества, в 30-40-х годах появились и произведения демократичной направленности. В1934 году

Режиссёр Видор поставил на собственные средства фильм "Хлеб наш насущный" о кооперативе безработных. В фильме показана сила солидарности простых рабочих, радость коллективного труда. Огромный кассовый успех имела экранизация романа Митчелл о Гражданской войне в США "Унесённые ветром" режиссёра Флеминга, с английской актрисой Ли и актёром Гейблом в главных ролях. С начала 30-х годов получили распространение «фильмы ужасов», в которых действовали фантастические чудовища - монстр ("Франкенштейн" режиссёра Уэйла), вампир ("Дракула" режиссёра Браунинга), гигантская обезьяна ("Кинг-Конг" режиссёра Купера). Развитие американского документального кино в 30-е годы проходило вне Голливуда. В 1937 году по инициативе президента Рузвельта была образована Служба кино США, где Лоренц снял картину "Борьба за жизнь", а режиссер Флаэрти поставил фильм "Земля" о бедственном положении американских фермеров. Но острая разоблачительность картины привела к тому, что она не была выпущена на экран. В 1940 году Служба кино прекратила существование. Агрессивность германского фашизма, приближение Второй мировой войны вызвали появление картин, проникнутых тревогой перед фашистской угрозой. Едкой сатирой на нацистскую Германию стал фильм Чаплина "Великий диктатор". Героическая борьба советских народов с фашизмом получила отражение в картинах " Миссия в Москву", "Песнь о России". Американское рисованное кино возникло еще до Первой мировой войны. Художник Салливан создал первого популярного героя кота Феликса. Талантливый рисовальщик Флеймер в 1917 году начал серию фильмов о клоуне Коко, на смену которому в 30-е годы пришли клоун Бетти Буп и моряк Папай. «Главенствующее положение в области рисованного фильма занимал Уолт Дисней. В 1928 году он положил начало серии короткометражных звуковых лент о мышонке Микки, псе Плутто, утенке Дональде и др. В 1938 году Дисней выпустил первый полнометражный фильм "Белоснежка и семь гномов"».* *Клементьева, Т. Б. Счастливый английский – 2 [Текст]: учебник английского языка для 7 – 9 классов общеобразовательной школы/ Т. Б. Клементьева. – Обнинск: Титул, 2004. – 373 с.

В 1946 году число кинозрителей достигло рекордной цифры - 90 млн. человек в неделю. Однако уже в 1953 году посещаемость упала вдвое и продолжалась снижаться. Тяжёлый удар нанесла кино травля прогрессивных киноработников. В ответ на протесты независимых продюсеров и владельцев кинотеатров в 1949 году Верховный суд США, опираясь на антитрестовские законы, лишил студии права владеть кинотеатрами. Постановка дешёвых фильмов стала невыгодной для студий, что привело к сокращению производства фильмов вдвое. Кризису Голливуда способствовало и развитие телевидения. Студии стали делать ставку на фильмы - гиганты. Среди них фильм Видора – роман “Война и мир”. Духовная атмосфера в США периода "холодной войны" с ее пессимизмом и страхом появилась в "черных" фильмах - новой вариации криминального жанра, начало которому положил фильм "Маленький сокол" режиссера Хьюстона. Развитие мюзикла в 40-50-е годы связано с именем хореографа и танцовщика Дж. Келли. Звездой легкой комедии и мелодрамы стала в середине 50-х годов Мерелин Монро. В кино пришли актёры К.Дуглас, М.Брандо, Э.Тейлор, и д.р. Режиссёры Маллиган, Шефнер оказали влияние на дальнейшее развитие американского кино. В 1967 году было поставлено 178 фильмов, из них 87 - крупными компаниями и 91 - "независимыми". Большое место в кино-репертуаре заняла тема молодёжи. Отзвуки молодёжного протеста ощущались в мюзикле "Вестсайдская история", гангстерском фильме "Бонни и Клайд". Тщетные попытки молодежи найти место в мире были показаны в фильме "Полуночный ковбой". Среди традиционных жанров американского кино в 60-е годы значимое место занимали постановочные мюзиклы " Смешная девчонка" (реж. Уайлер), " Хеллоу, Долли!" (реж. Келли). Обновление жанра связано с появлением в 1972 году фильма "Кабаре". Распространение оккультизма и мистицизма в США отразилось на "фильмах ужасов". Так же в 70-е годы появились фильмы- катастрофы. 203 фильма (90 крупными компаниями и 113 - независимыми) было снято в 1976 году.

Рекордные прибыли в 1977-78 годах дали очередные зрелищные "суперколоссы": сказки о космических приключениях ("Звёздные войны" , реж.Джордж Лукас ) и фильмы о посещении Земли инопланетянами ("Близкие контакты третьего вида" , реж. С. Спилберг). В 60-е и 70-е годы выдвинулся ряд талантливых актёров: Джейн Фонда, Э.Бёрстин, Барбара Стрейзанд, Джек Николсон, Роберт де Ниро, Аль Пачино. В начале 80-х годов продолжался процесс монополизации в киноиндустрии, подчинение её крупному капиталу. Большим коммерческим успехом пользовалась комедия С. Спилберга "Инопланетянин", которую отличала от многих фантастических фильмов гуманность содержания. В 1982 году было снято свыше 200 фильмов, что почти поровну между крупными компаниями и независимыми. Конец прошлого века ознаменовался выходом на киноэкраны таких кассовых фильмов, как «Титаник» Джемса Камерона, «Парк Юрского периода» С. Спилберга. Американская академия кинематографических искусств ежегодно присуждает премию «Оскар».

Основные жанры американского кино. Вестерн, мюзиклы, гангстерские фильмы, фильмы о войне, триллеры (ужасы), детективы и шпионские фильмы, комедии и научно – фантастические фильмы.

Выдающиеся американские кинорежиссёры. Вуди Аллен (1935),Чарли Чаплин (1889-1977), Уолт Дисней (1901-1966), Д. Б. Гриффит (1875-1948), Сэр Альфред Хичкок (1899-1980), Орсон Уэллис (1915-1985).

Знаменитые фильмы. "Рождение нации" (1915) - драматический немой фильм о гражданской войне, основанный на романе Томаса Диксона «Член клана» режиссёр Д. В. Гриффит,"Касабланка" (1943) - романтический военно-приключенческий фильм с Хамфри Богартом в главной роли владельца ночного клуба в Касабланке, Марокко, и Ингрид Бергман в роли его бывшей любовницы.

"М.Э.Ш." - фильм, а позже телесериал о личном составе военно-полевого госпиталя во время Корейской войны.

Киногерои

Кинг-Конг, Человек–паук, Супермен, Бетмен, Франкинштейн, Терминатор, Женщина - кошка, Джек – Воробей.

Знаменитые актёры, актрисы.

Хамфри Богарт (1899-1957), В.С. Филдс (1880-1946), Грета Гарбо (1905-1990), Катрин Хепберн (1909), Боб Хоуп (1903-1992), Стэн Лаурел (1890-1965),Оливер Харди (1892-1957), Братья Маркс, Мэрилин Монро (1926-1962), Джеймс Стюарт, Джон Вейн (1907-1979).

В настоящее время плеяду этих выдающихся режиссёров, актёров, актрис продолжили не менее замечательные режиссёры: Стивен Спилберг, Пол Верховен, Брайен де Пальма, Альфред Хичкок, Джеймс Кэмерон; актёры: Рудгер Хауэр, Ричард Гир, Харисон Форд, Стив Мартин, Сильвестр Сталлоне, Арнольд Шварценнегер, Том Круз, Брэд Питт, Джим Кэрри, Леонардо да

Каприо, Николас Кейдж, Курт Рассел, Мэл Гибсон, Майкл Дуглас и многие другие; актрисы: Шэрон Стоун, Николь Кидман, Настасья Кински, Энди Мак Дауэл, Ким Бессинджер, Голди Хоум и другие.

Начиная работу над данной темой, я выяснила, что доля американских фильмов на российском телевидении огромна. Ежедневно телезрителям предлагается 14 американских фильмов и 13 российских. Еженедельно это составляет 100 американских и 75 российских фильма. Каждый месяц – это 396 американских и 158 российских фильмов.

Это исследование подтверждает, что американское кино очень популярно в России. Чтобы узнать, какие жанры американского кино наиболее популярны среди учащихся нашего лицея, мы провели опрос и выяснили, что самым популярным жанром является “комедия”, что видно из составленной таблицы опроса. Поэтому мы решили более подробно остановиться на жанре “комедии”.

Комедии

Комедия, как и трагедия, родилась в Древней Греции из обрядов, сопровождавших праздники в честь бога Диониса. Комедия возникла из шествия ряженых, распевавших озорные песни. Греческие слова "Komos" - шествие и "оde"- песнь и дали название жанру комедии.

Особое место в Голливуде 30-х годов занимали комедии музыкальных эксцентриков братьев Маркс, пришедших в кино с бродвейской эстрады. Трое братьев отличались незаурядным актёрским талантом, каждый из них создал свою маску. Гручо был напористым, хитрым и болтливым дельцом, который, несмотря на свои мятые брюки и сюртук с пятнами, чувствовал себя как рыба в воде в любом светском обществе. Эксцентричность ему придавали густые прямоугольные усы и брови, а так же волосы, поднимавшиеся в виде рожек, как у чёрта, по обе стороны густого пробора. Харпо был немым деревенским дурачком в овечьем парике и старой куртке; он объяснялся лишь мимикой, жестами и свистом. Внешне дурашливый, он обладал смелостью и ловкостью. Чико играл роль итальянца; в нескладном костюме и нелепой бархатной шляпе, он смешил своей тупостью, невежеством и диким акцентом.

Очень часто клоунада братьев Маркс строилась на чисто словесных гэгах. Когда Гручо - ректор университета - требует, чтобы Харпо принёс круглую печать, тот бросает ему на стол огромного морского котика, ибо по-английски оба слова звучат совершенно одинаково - sеа1. Показывая тупость, жестокость и нелепые поступки своих героев, братья Маркс в какой-то мере осмеивали порядки буржуазного общества и подрывали его ценности.

Некоторые шутки имели политический характер. В "Утином супе" (1933) показано фашистское государство, находящееся в полной власти миллиардерши, избравшей "фюрером" кретина Гручо.

Исполненный милитаристского духа, он усердно провоцирует войну, но позорно её проигрывает. Однажды из-за своей неспособности разумно рассуждать он даёт приказ стрелять по своим же солдатам. Когда ему об этом говорят, Гручо отвечает: "Пусть это

Комедии нравов представляют собой фильмы с "искушёнными", несколько циничными героями. Американские историки кино считают, что на эти комедии оказали сильное влияние две очень разные картины 1934 года. "Это случилось однажды ночью" Фрэнка Капры пробудила интерес к быту, а "Тонкий человек" У.-С.Ван-Дайка - к юмористическому изображению семейной жизни. Но лишь в некоторых комедиях этого рода были в отражены реальные проблемы современности. Наиболее значительная из них - кинокомедия "Мой слуга Годфри" (1936) режиссёра Ле Кава, где семья миллионера и светское общество были изображены как бездельники, убеждённые в полной своей безнаказанности. В начале фильма показаны дочери миллионера, озабоченные своим участием в светском конкурсе "на самый ненужный предмет в мире". Одна из этих девушек представляет на конкурс голодного безработного и получает первую премию, ибо он и есть "самое ненужное".

Отдельные реалистические элементы можно отметить и в знаменитой "Филадельфийской истории" (1940) режиссёра Дж. Кьюкора - экранизации одноимённой пьесы Филиппа Барри, написанной специально для Кэтрин Хепберн. В фильме она создала блистательный образ высокомерной и надменной светской женщины, способной на любую вздорную выходку. Чрезвычайно интересен был Джеймс Стюарт, создавший образ репортёра скандальной газеты, глубоко неудовлетворённого своей жизнью.

Упадок комедии в 60-70-х годах был разительным. Слишком драматически складывалась общественная жизнь; одновременно "властвующая элита" сделала всё возможное, чтобы преградить сатире путь в кино: Чаплин был изгнан из Голливуда, талантливые комики братья Маркс ушли в мир абсурдной комедии.

После появления и коммерческого успеха в США кинокомедий Пьетро Джерми "Развод по итальянски" и "Соблазнённая и покинутая" в Голливуде были созданы десятки лент, в которых житейские анекдоты вырастали в значительные произведения искусства, чаще всего благодаря участию талантливых актёров - Кэри Гранта, Джека Леммона, Фрэнка Синатры и др.

* Акимова, M.В. Энциклопедия Кино [Текст] / М.В.Акимова, А.В.Радишевская . – М.: Союзполиграфпром, 1979. - Т. 2. - С. 395-397.

Фильмов, классифицируемых как комедии, выходит на американские экраны немало - поскольку есть постоянный спрос на фильмы для "отдыха и смеха". Но фильмы эти удивительно низкого качества, а зачастую - и ничуть не смешные.

Единственно по-настоящему интересное явление в комедии 60-х годов - развитие так называемой "чёрной комедии". Ранний комический жанр Голливуда писался не только опытом популярнейшего в начале века француза Макса Линдера и других европейских театральных и кинокомиков - у неё были и отечественные источники: народный юмор, своеобразный, беспримерно грубый с точки зрения не американцев, опасный для здоровья и жизни жертв розыгрышей.

По мере развития голливудские комедии утрачивали эти черты - их уже нет в бытовых водевилях, фарсах и анекдотах, господствовавших в репертуаре после войны. Но в 60-х годах появился ряд комедий - "Психоаналитик президента", "Этот безумный, безумный, безумный мир", "Уловка-22", "М.А.S.Н." и др., которые в новом качестве возродили жестокость раннего комического жанра. «По меньшей мере, три особенности требуют внимания в этих фильмах: так: ковбойская шляпа у тупицы-лётчика - знак его принадлежности к оголтелым шовинистским кругам, бесчисленные фотоаппараты советского посла - выражение шпиономании, охватившей тогда Пентагон, и т. д. Наконец, "чёрная комедия" вернула к жизни - старые трюки. Они служили средством гротескового, даже, можно сказать, иррационального показа реальности.

"Чёрная комедия" лишь постольку заслуживает внимания, поскольку она способна решать задачи, оказавшиеся не под силу драме и традиционной комедии. В наиболее интересных «чёрных комедиях» обрабатывается материал, который больше подошёл бы трагедии.

Самым ярким представителем комедийного жанра прошлого века стал знаменитый американский актёр и режиссёр Чарли Чаплин. Чарльз Спенсер Чаплин родился 16 апреля 1889 года в Лондоне, в семье артистов мюзик-холла, и уже в семь лет пел и танцевал на сцене.

Чарли ушел из дома в шестнадцать лет и устроился работать в театре. В 1907 году его приняли в известную труппу пантомимы Фреда Карно. Позже, в 1913 году, во время гастролей труппы в Америке молодого артиста заметил продюсер Мак Сеннетт, предложил контракт с кинокомпанией "Кистоун" и пригласил сниматься. Первым фильмом Чаплина стала комическая лента "Зарабатывая на жизнь" (1914), а в фильме "Детские автогонки в Венеции" (1914) он впервые появился в своём, вскоре ставшим для него традиционным, облике. Свой тринадцатый фильм "Попавший под дождь" (1914) Чаплин снимал уже сам. Всего за один 1914 год Чаплин снялся более чем в 34 фильмах и стал широко известен как один из талантливейших комиков американского кино, что позволило ему вскоре завоевать творческую независимость. Более глубокая трактовка образа Чаплина создана актёром и режиссёром в лирических трагикомедиях "Цирк" и "Огни большого города". Новым творческим достижением Чарли Чаплина стал блистательный антифашистский фарс "Великий диктатор". Отъезд Чаплина в Европу в 1952 году, по политическим мотивам совпал с выходом на экраны ещё одной этапной в творчестве выдающегося художника ленты — "Огни рампы" (1952), внешне - мелодрамы, а по сути.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)