Дом  ->  Здоровье  | Автор: Л.А.Пронин | Добавлено: 2015-01-30

Акселерация организма подростка

Акселерация или акцелерация это ускоренное развитие организма подростка в период полового созревания. В некоторой литературе фигурирует «акселерация», а в другой литературе - «акцелерация». Само слово акселерация от лат. acceleratio – ускоряться, так как это слово иностранного происхождения его переводят по-разному. А смысл остается неизменным.

На развитие подростков влияют многие факторы, в том числе и экология страны. Из-за выбросов в окружающую среду ядохимикатов и других вредных веществ, идет загрязнение флоры и фауны. Что непосредственно влияет на организм и здоровье человека в целом. У многих подростков возникают физиологические изменения. А гармоничность развития - это сложный процесс, который и является показателем здоровья. Но абсолютно здоровых людей не бывает. Запуская болезнь на ранней стадии, надеясь, что само пройдет, мы даже не подозреваем, что могут произойти значительные изменения в работе организма. Это приводит к значительному изменению жизнедеятельности, способности полноценно жить и работать. К сожалению, мы вспоминает о том, что здоровье нельзя купить слишком поздно, когда былое здоровье не вернешь!

Проблема акселерации актуальна во всём мире. Это явление некоторые авторы называют эпохальным маршем и секулярным трентом (верховая тенденция). Такое название получило явление, наблюдаемое последние сто лет. За последнее столетие развитие человечества ускорилось по всему земному шару. Поскольку термин «развитие» - понятие очень широкое, целесообразно его уточнить. Можно говорить о биологической и социальной акселерации.

Под биологической акселерацией понимаются изменения, касающиеся биологии развития человека. Хотя эти изменения происходят в конкретной социальной среде и, надо полагать, в значительной мере социально детерминированы.

Под социальной акселерацией следует понимать увеличение объема знаний детей по сравнению с их сверстниками 40-50 лет назад.

Теории акселерации.

До настоящего времени не сформировалась общепринятая теория акселерации развития. Выдвинуто большое количество концепций, встречающих серьезные возражения.

Вот некоторые из них, представляющие научный интерес.

Гелиогенная теория. Согласно этой теории, выдвинутой еще в 1936 году, акселерация обусловлена солнечным излучением. Автор этой теории полагает, что дети во второй половине 19 и в 20 веке больше бывают на солнце, чем стимулируют развитие. Но дело в том, что акселерация охватывает детей как южных, так и северных стран; городские дети развиваются быстрее, чем сельские, хотя последние во много раз больше подвергаются солнечному облучению. Приведенная теория в настоящее время представляет лишь исторический интерес.

Теория гетерозии. Отчасти 19, а в особенности 20 век характеризуется резкими социальными изменениями, приведшими к разлому социальных, религиозных, кастовых и межнациональных границ. В силу этого обычным явлением стали межнациональные браки; принадлежность к разным религиозным верованиям не является препятствием к браку. Разрушились социальные, кастовые и иные преграды для вступления в брак. Резко расширились границы бракосочетаний. Все это привело и приводит к резкому изменению наследственности. Как следствие этого – акселерация развития.

Теория урбанизации. Вторая половина 19 века, а в особенности 20 век характеризует резкое расширение городов и перемещение сельского населения в города, т.е. урбанизация. Темп городской жизни, ее своеобразность и насыщенность ведут к раннему интеллектуальному и сексуальному развитию, что в свою очередь ведет к раннему половому созреванию, ускоряет рост и т.д.

Нутритивная теория. Суть этой теории заключается в том, что ее авторы пытаются объяснить акселерацию развития уровнем питания, в частности витаминизации пищи. Особое значение придается употреблению витаминов В6 , В12, фолиевой кислоты.

Теория облучения. Согласно этой теории, развертывание широкой сети рентгеновских установок на земном шаре, а также взрывы атомных и водородных бомб привели к значительному повышению уровня радиации облучения человечества. Повышение проникающего излучения стимулирует развитие.

Наконец, улучшение социально – бытовых условий, широкие гигиенические мероприятия, улучшения питания и многое другое привело к тому, что наследственно заложенные качества получили возможность полной реализации, что не представлялось возможным при плохих социально- бытовых условиях.

Приведенные теории представляют определенный научный интерес, но едва ли одной из них можно объяснить акселерацию. По всей вероятности, в сочетании рассмотренных нами явлений – гетерозии, урбанизации, облучения, улучшения социально-бытовых условий и питания – надо искать причину акселерации.

Возникает чрезвычайно важный вопрос: что произошло – ускорение только роста и некоторых других процессов или повзрослели также физиологические механизмы и психические процессы? Иначе говоря, дети стали только выше и крупнее или одновременно повзрослели?

Теоретически рассуждая, надо допускать повзросление детей. Если, например, половое созревание наступает на два года раньше, то при этом на два года раньше перестраивается вся эндокринная система и вместе с ней деятельность всех физиологических систем, в том числе нервной системы. Поэтому мы вправе допустить, что акселерация охватывает физиологические механизмы и психические процессы. К сожалению, физиология и психология еще не представили данные, подтверждающие высказанные выше предположения. Основная причина в том, что эти науки не располагают сведениями за прошлые годы и лишены возможности сравнительной оценки полученных данных.

Под социальной акселерацией, как уже было сказано, мы понимаем увеличение объема знаний по сравнению с их сверстниками первой половины 20 века. Социальная акселерация обусловлена рядом обстоятельств, в первую очередь резким повышением общеобразовательного ценза родителей. В условиях полной ликвидации неграмотности в нашей стране, при наличии обязательного восьмилетнего обучения и переходе к всеобщему среднему образованию, родители стали во много раз образованней, чем это было до Октябрьской революции. Внедрение в быт радио и телевидения, увеличение количества кинотеатров, театров, домов пионеров и т.д. привело к тому, что дети стали получать информации во много раз больше, чем это имело место раньше. Этому способствует также газеты и журналы для детей и подростков издающиеся большими тиражами.

Поэтому дети, подростки и юноши часто оперируют понятиями и сведениями не известными даже не доступными их сверстникам 30-40 лет назад.

С акселерацией, в какой-то мере связан и вопрос начала школьного обучения с шести лет. О физиологических основах этого возраста будет сказано. При сохранении десятилетнего обучения возникает вопрос о пересмотре возрастного ценза для поступления в высшие учебные заведения. Прием в них должен быть с 16 лет. Пересмотра требуют и трудовые законодательства, а также сроки вступления в брак.

Акселерация ставит очень много крупных народнохозяйственных вопросов не нашедших еще своего решения.

Развитие опорно-двигательного аппарата.

Рассмотрение вопроса следует начать с уточнения понятия опорно-двигательного аппарата, позволяющего человеку совершать самые разнообразные движения.

Опорно-двигательный аппарат состоит из скелета и мышц, объединяемых в единую костно-мышечную систему.

Костная система играет многообразную роль. Кроме того, что кости являются составляющей частью опорно-двигательного аппарата, в них находится один из органов кроветворения – красный костный мозг; в костях накапливается большое количество минеральных солей. Кость является живым органом, способным к восстановлению и перестройке.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)