Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: Никуленок Светлана Александровна | Добавлено: 2015-03-13

Агитационные плакаты во время Второй мировой войны

Существует большое количество разнообразных видов изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, архитектура…Каждый из них имеет свои особенности. У живописи - это цветность изображения, выполняемого на поверхности бумаги или холста акварелью, маслом, темперой. Скульптурное изображение объемно, материалом ему служит камень, металл, глина. Одним из видов изобразительного искусства, а более точно, одним из подвидов графики является плакат.

Именно неповторимость, необычность плаката и привлекает в данной теме: он в одно и то же время является и средством агитации, и массовой информацией, и видом искусства. В нем, как в зеркале, отражается жизнь, поэтому можно утверждать, что в плакатных листах запечатлена история нашего государства, ее зримый образ.

Плакат – искусство многоликое. Существуют жанры плаката политического и народнохозяйственного, просветительного, учебного, спортивного, рекламного. В каждом из них специфические выразительные и образные средства.

Над многими известными плакатами работали опытные, известные художники, и даже для них создание хорошего, вдохновляющего плаката было задачей, требующей длительной работы и большого напряжения. Что же заставляло их тратить свои физические и духовные силы на такую работу? Почему так активно использовался в общественной жизни страны этот своеобразный жанр? Возможно, дело как раз в его особенных качествах. С момента своего рождения (Великий Октябрь) плакат стал верным пропагандистским и агитационным оружием. В 20-е годы, например, он был одним из самых популярных видов молодого советского искусства. И не потому, что не хватало книг, не было радио и телевидения, только начинался советский кинематограф. А потому, что плакат является наиболее простым и в то же время действенным средством наглядной агитации, он привлекает внимание, заставляет задуматься над предложенной идеей, лозунгом. Он «кидает» в лицо человеку призыв, очень активно воздействует на зрителя. Виденный много раз, он поневоле запоминается, сохраняется в памяти. Вывешиваются плакаты, как правило, в людных, общественных местах, где их видят ежедневно сотни, если не тысячи людей. Это еще больше усиливает его действительность. Там, где нужно призвать людей к общему усилию, к большой совместной работе, плакат просто незаменим.

22 июня 1941 года на рассвете фашистская Германия, нарушив Пакт о ненападении, вторглась на территорию Советского Союза. Тысячи самолетов врага проникли в воздушное пространство СССР, сбрасывая бомбы на города, железнодорожные узлы, промышленные объекты. Сотни орудий открыли огонь по пограничным заставам и частям Красной Армии. Танковые и механизированные соединения фашистов хлынули вглубь страны. Советский народ был вынужден взяться за оружие, чтобы отстоять честь своей Родины.

С первых дней острым оружием идейной борьбы стала политическая графика. В 1941 году отчеканился художественный стиль советского военного плакатного искусства. Композиция состояла из одной – двух фигур, их действие подчеркивалось характерным движением. Лучшие плакаты отличались четкостью силуэта центральной группы; применяемые цвета были яркими, экспрессивными, контрастными и в своем сочетании усиливали выразительность изображения. Особое внимание художники уделяли выражению лица изображенного человека, стремясь передать его не только его характер, но психологию в целом.

Первым плакатом Великой Отечественной войны является плакат Кукрыниксов (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов) «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Создан он был к вечеру 22 июня 1941 года и опубликован в газете «Правда». Боец Красной армии решительно вонзает штык в хищного Гитлера, который, отбросив маску благодушия, прорывает лист с текстом Пакта о ненападении между СССР и Германией. Через день Кукрыниксы создают окончательный вариант, вошедший в историю советского изобразительного искусства. Теперь боец Красной Армии вонзал штык не в руку, а в голову Гитлера, напоминающего злобного хорька. И хотя в руке зверь держал оружие, было видно: он обречен. Этот плакат поднимал моральный дух советского народа, развенчал миф о непобедимости гитлеровской армии, вдохновлял советских воинов на подвиг. 24 июня 1942 года плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» появился на улицах Москвы и стал неотъемлемой частью по-военному строго облика столицы.

Наиболее известным плакатом Великой Отечественной войны является плакат И.М.Тоидзе «Родина – мать зовет!». Спустя неделю борьбы с фашистами прохожие по улице Горького, мимо центрального телеграфа, останавливались, потрясенные. Поражали размеры плаката и удивительный образ, запечатленный на нем. Седая женщина строго и требовательно смотрит прямо в глаза, одна ее рука вскинута вверх, другая держит текст военной присяги. Интересна история замысла плаката: солнечным утром 22 июня 1941 года художник, как обычно, работал. Вдруг его словно обожгло: радио донесло страшную весть – «Война!». И.М.Тоидзе быстро зашагал по комнате, охваченный чувством тревоги за Родину, ненависти к врагу, посмевшему развязать войну. Лихорадочно работала мысль: он немедленно должен написать женщину-мать, и не просто мать, а Родину-мать. Мастер понимал, что образ должен вобрать в себя черты всех матерей, убеленных сединой, вырастивших для Родины любимых сыновей, которых теперь предстоит благословить на ратный подвиг. Плакат вышел миллионными тиражами на языках всех народов СССР. Его видели и в Берлине, на колонне поверженного рейхстага.

Еще во время революции начинается служение искусству политической графики В.Дени – мастера сатиры, одной из особенностей творчества которого было умение подчинять художественно-изобразительные средства основной задаче плаката – агитационной. Своим содержанием и классовой направленностью плакаты В.Дени отвечали интересам широких масс населения. Художник едко и беспощадно высмеивал бредовые планы гитлеровских захватчиков, задумавших поработить русский народ, завоевать весь мир. В начальный период войны в своих работах В.Дени переосмысливал главным образом художественные образы своих же произведений периода 20-х-30-х годов, но постепенно на смену плакатам, показывающим фашизм в виде косматого чудовища, приходят конкретные, полные сарказма и гнева образы бесноватого фюрера и других «руководителей» третьего рейха. Нередко в плакаты он вводил и конкретный пейзаж, что придавало произведениям еще большую выразительность и убедительность. Отличительной особенностью В.Дени было эмоциональное, психологическое решение образа, единство изобразительного ряда и слова.

Итак, плакаты начальных месяцев войны призывали советский народ к оружию, к борьбе за честь и независимость отчизны. Они были пронизаны пафосом самоотверженной борьбы со смертельным врагом. Подчеркивая единство партии и народа, его неразрывную связь с армией, воскрешая в графических произведениях славную историю нашей Родины, художники создавали такие произведения, в которых ярко отражался массовый героизм советских людей на фронте и в тылу.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)