Культура  ->  Литература  | Автор: Рыбалко Ольга Викторовна | Добавлено: 2015-03-03

Творчество Калуцкого В.У.

Белгородская литература занимает видное место в современной отечественной литературе. Устойчивые, многогранные связи человека и литературы, рожденные родной земле писателя, позволили активизировать роль литературы Белгородчины в развитии культуры региона и России в целом, а так же выявить ее типические и специфические черты. Творчество Владимира Устиновича Калуцкого многоаспектно: это повести, эссе, стихи и рассказы об историческом прошлом. На нашей земле во все времена жили истинные подвижники духа, большие мастера, вершители судеб всей России. Творческие силы писатель черпает всякий раз, когда возвращается к родным истокам, к порогу родительского дома. А силы нужны на постоянную работу по изысканию в старинных документах, в архивах, музеях и беседах со старожилами тех крупиц памятного былого родной стороны, которые необходимо бережно сохранить .

Святое Белогорье, Бирюч, это наша малая родина. Прошлое и настоящее малой родины нашло отражение и в старых фотографиях и в современных снимках.

Судьбы нашей великой и малой родины отражаются в учебниках и книгах для чтения по истории. Прошлое родных мест отражается в трудах авторов, что живут и творят рядом с нами. Именно эти книги становятся основой истории той большой страны, что зовется Россией. В нашем крае хорошо известны исследовательские работы Александра Степановича Бережного, Николая Сергеевича Игрунова, Алексея Романовича Лукьянова, Анатолия Яковлевича Зеликова. Более тридцати лет пишет свои исторические очерки и эссе член Союза писателей России Владимир Устинович Калуцкий. Перу этого человека принадлежат романы, повести, драматические произведения. Они издаются большими тиражами в Белгороде, Курске, Воронеже, Москве. Имя писателя можно увидеть на интернет-сайтах виртуальных художественных изданий Санкт-Петербурга, Ярославля, Старого Оскола.

В книгах по истории нашей малой Родины раскрывается его любовь к родной земле. И это объяснимо. Владимир Устинович родился совсем недалеко от Бирюча – на хуторе Колодезном, Новооскольского района. Там и ныне привечают известного земляка и постоянно приглашают на творческие встречи.

С

1975 года живет и работает в Бирюче. За это время издал одиннадцать книг, очерков по истории малой родины. Среди них такие произведения, как … «И мы там пили мед», «Взыскуя Града Господня».

Анализируя творчество Калуцкого, обращаешь внимание на тематическое разнообразие его произведений. Автора интересуют и ратные подвиги наших предков, и трудовые достижения, и духовные ценности представителей прошлых поколений. Основываясь на исторических материалах, писатель переносит нас то в далекие годы укрепления южных границ Руси от посягательств кочевых племен, то в петровские времена, то в грозные революционные годы, то в годы Великой Отечественной войны. Например, из рассказа «Тратиловое сердце Дажбога» мы узнаем о нашем земляке, капитане Пехове, получившего за храбрость портсигар от югославского лидера Иосипа Броз Тито.

В жанровом отношении автор отдает предпочтение рассказу, что позволяет ему через малую форму выделить либо значимость события, о котором он повествует, либо подчеркнуть главные черты характера героев. Так в рассказе «Коршуны Беловодья» изображены искатели счастливой земли - Калистат Косинов и Рувимка Беловодский, ходившие из Большебыкова в 18 веке в поисках счастья за край земли – в сказочное Беловодье. Никакие преграды не могли поколебать их веру, что счастливая земля существует, и человек обязательно ее найдет.

Особое место в творчестве Калуцкого занимают эссе и очерки. Это излюбленная форма повествования автора, потому что позволяет прямо заявить о своей позиции, высказать свою точку зрения на важное историческое событие, провести параллель с сегодняшним днем. «Паломники из Белогорья» - так называется очерк, повествующий об экскурсии к Куликову, Бородинскому и Прохоровскому полям. Автор уверен, что каждый участник ощутил духовное очищение, прикоснувшись к святым местам России.

Язык произведений писателя привлекает богатством, эмоциональностью, выразительностью, разнообразием художественных средств. Калуцкий – глубокий знаток народного языка, уместно использует диалектные и просторечные слова, что позволяет ему передать колорит эпохи, особенности характера героя, подчеркнуть его индивидуальность. Для того, чтобы более глубоко окунуть нас в эпоху того или иного времени, писатель употребляет старославянский язык, что придает произведению особую достоверность.

Через все произведения перед нами проходит яркий образ повествователя, человека, влюбленного в родной край, бережно относящегося к его истории, готового по крупицам собирать исторические факты и в яркой художественной форме щедро знакомить с ними своих читателей. Это подтверждают рассказы «Фельдмаршальская страда», «На Шибке все спокойно».

Перечисленные выше особенности творчества нашего земляка ярко раскрываются в рассказе «Булатный патриарх», переносящий нас в петровскую эпоху, отражающий и личность Петра I, и личность архиепископа Митрофания Воронежского, в честь которого названа наша церковь, и простого десятника из Бирючьей Яруги.

Анализ рассказа «Булатный патриарх»

По жанру «Булатный патриарх» - это рассказ, переносящий нас в петровскую эпоху. Герои представлены как историческими личностями (Петр I, архиепископ Митрофаний Воронежский), так и простыми людьми из народа (Памфил, Стукалов). В сюжете отражены две темы: борьба Петра I с русской церковью, имевшей ранее неограниченную власть в государстве. Этим определяются взаимоотношения архиепископа и Петра I, что зримо представлено во время встречи и их беседы. Параллельно раскрывается тема народа на образе десятника из Бирючьей Яруги, присланного на строительство верфи. Изображая Петра I, автор раскрывает сложный и противоречивый его характер, неудержимый темперамент, не знающий, казалось, предела своим физическим и духовным возможностям, а также своему гневу и неограниченной власти.

Рисуя образ Памфила, Калуцкий раскрывает духовный и нравственный характер простого человека из народа. Испытывая жесточайший гнет, бесправие, унижение, человек не превратился в тупое, равнодушное существо, он стремится облегчить труд на верфи, усовершенствует бабу-трамбовку для вбивания свай, чем поразил иностранных инженеров.

Интересен язык рассказа. Писатель использует устаревшую лексику (сей прожект, опочивальня, трапеза, челядь), разговорную (прохвост, немедля, екнуло, эвон), яркие сравнения (пилы завизжали свиньями,), устойчивые сочетания (одного поля ягодки). Для раскрытия характера героев автор использует внутренний монолог, диалог. Все использованные автором средства помогают глубже раскрыть тему и идею текста. С огромным интересом читаешь страницы, повествующие об обращении жителей Бирючьей Яруги к Петру I с просьбой присвоить этому населенному пункту статус города и отныне именоваться городом Бирючем.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)