Культура  ->  Музыка  | Автор: Зарипова Ф.К. | Добавлено: 2015-01-29

Творчество и биография Державина

Музыка сопровождала Г.Р.Державина на протяжении всей жизни. В январе 1759 года в Казани была торжественно открыта новая гимназия, в которой стал учиться будущий поэт. Кроме арифметики, геометрии, инженерного дела, истории и географии, здесь обучали рисованию, музыке, танцам и фехтованию. Державин учился охотно и старательно. Математика ему не очень давалась. Но зато он шёл в числе первых по «предметам, касающимся воображения»: музыке, рисованию, литературе. Как видим, первые активные опыты приобщения Державина к музыке связаны с Казанью.

30 августа 1777 года в Москве. В доме своего приятеля О.П.Козодавлева, Державин увидел Катерину Яковлевну Бастидон, которая сразу обратила на себя его внимание. Свадьбу сыграли 18 апреля 1778 года. Катерина Яковлевна рисовала, занималась различными рукоделиями, пробовала писать стихи и пела. Благодаря женитьбе Державин познакомился с кружком молодых поэтов, который по имени Н.А.Львова, главы кружка, принято называть «львовским». Н.С.Львов был человеком необычайно разносторонним. Поэт, драматург, переводчик, дипломат, он превосходно рисовал, был архитектором и инженером, геологом и строителем, собирал народные русские песни и изучал музыку. Общение с таким человеком не могло не повлиять на Державина.

Став впоследствии губернатором в Тамбове, поэт устраивал у себя в доме вечерние приёмы: по воскресениям – небольшие балы, по четвергам – концерты, а в праздники – театральные представления. Эти вечера «не токмо служили к одному увеселению, - подчёркивал Державин, - но и к образованию общества…» Мы видим, что Державин верил в преобразующую силу искусства, и музыки в том числе.

Считая театр наиболее действенным средством воспитания, Державин особенно высоко оценивал оперу как жанр, в котором автор мог сильнее всего воздействовать на зрителя, сочетая средства трёх видов искусства – поэзии, музыки, живописи. Он обращается к былинам и использует фольклорный материал для создания героической оперы на национально-историческую тему. Первым опытом его в этом была опера «Добрыня» (1804). В текст оперы Державин обильно вводит народные песни. Он не нашёл композитора, который сумел бы воплотить его тщательно разработанный замысел в музыке. «Добрыня», как и остальные оперы Державина, не был поставлен на сцене. Характерность вокальных партий, обилие народных хоров и лирических песен-арий, многообразие музыкально-драматических приёмов – всё это было осуществлено только через два-три десятилетия. Только одна трагедия Державина «Ирод и Мариамна» была поставлена на сцене петербургского театра.

Подводя итоги своего пути в поэзии за сорок лет, Державин не только произвёл тщательный отбор произведений для публикации, но и продумал их взаимное расположение. При распределении материала по томам он руководствовался хронологической последовательностью. Внутри томов произведения располагались скорее по тематическому принципу: стихотворения религиозного характера; стихотворения, посвящённые Екатерине II, другим современникам Державина и так далее. В особый, 3-ий том выделились анакреонтические стихотворения, 4-ый порядок заняла драматургия. Внутри этих томов Державин установил порядок и последовательность, исходя из своего понимания художественного единства целых групп стихотворений.

Стихотворение «Арфа» в современной публикации избранных произведений поэта размещено среди таких шедевров державинской лирики как «Русские девушки», «Цыганская пляска», «На разлуку». Авторы публикации в примечаниях указывают, что державинский порядок размещения стихотворений сохраняется. Значит, мы можем говорить о том, что стихотворение «Арфа» близко к анакреонтическим песням. На это указывает античный мотив: упомянута строка из Овидия («Отечества и дым нам сладок и приятен»). Кроме того, само стихотворение посвящено Казани, городу, который Державин в своих «Записках…» называет своей родиной. Биографы же утверждают, что поэт родился не в Казани, а под Казанью, в одной из родительских деревень – Сокуры или Карманчи. Автобиографизм – ещё одна черта, присущая анакреонтической поэзии. Обращено же произведение к Пелагее Михайловне Бакуниной, гостившей в Званке свояченице Державина по второй жене. Стихотворение было впервые напечатано в альманахе «Аониды» в 1798-1799 годах. Известно, что П.М.Бакунина играла на арфе. И именно её Г.Р.Державин отождествляет с харитой. В популярном энциклопедическом словаре «Мифы и предания» поясняется, что хариты – это прекрасные, вечно юные богини, воплощающие радость жизни, её добро и красоту. В словаре упоминается несколько харит: Аглая («сияющая»), Талия («цветущая»), Ефросина («благомыслящая»). Известны и другие хариты. Но всем им в античности приписывались положительные качества. Г.Р.Державин не указывает в стихотворении «Арфа», с какой из харит он сравнивает Пелагею Михайловну. Это даёт нам основание полагать, что поэт подразумевает в ней и «сияющую», и «цветущую», и «благомыслящую» и так далее.

Таким образом, мы видим, какое сильнейшее впечатление производил на Г.Р.Державина человек, умеющий играть на музыкальном инструменте.

Музыка в стихотворении Державина «Арфа» является средством раскрытия образа лирического героя. Т.И.Науменко пишет: « …музыка выражает не предметы и явления – для этого у неё нет слов. Не их облик и внешние очертания, а именно внутреннюю суть всех вещей, их душу». В «Арфе» музыка раскрывает самые затаённые уголки души лирического героя. Перед нами человек, любящий окружающий мир, музыку, людей, родину. Лишь музыке удаётся здесь передать тончайшие переживания героя. Контраст минора и мажора в звучании музыки передаёт смену эмоционального состояния лирического героя. В первой строфе стихотворения музыка звучит неторопливо. Державину удаётся передать это мастерски с помощью вопросительных конструкций и повтора. Чувства и ощущения героя «невыразимы и томительны». Постепенно темп музыки нарастает, контраст минора и мажора уже слышится внутри второй строфы: мелодия арфы то «нежно щекочет слух», то «шумом будит вдруг вблизи меня перунным».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)