Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: Сатарова Елизавета | Добавлено: 2015-02-19

Творчество художника И.В.Папенко

Человек, когда начинает рисовать, в нём открывается какая-то потайная дверца, через которую выходят наружу чувства, и вся душа наполняется светом, радостью, гармонией. И он чувствует, что без этого уже не может жить, это становится каждодневной потребностью, перерастающей в желание творить. Творить либо пером, либо кистью. Но у каждого человека свои наклонности и интересы: одним больше всего удается преуспеть в литературе, другим в живописи, третьим в реформаторстве. Нужно не только открыть в себе способности, но найти ещё и свой путь, свою тему.

Природа всегда вдохновляла. Даже порой самые тяжелые мысли и мелкие проблемы улетучиваются, если мы вдруг окажемся в лесу, пройдемся по свежескошенному лугу, залюбуемся легким течением реки. И не где-нибудь в Швейцарии или на берегу Крыма, а здесь у нас в Сибири. Увидим и откроем для себя чудесный мир покоя и красоты.

А когда эти два понятия совмещаются: любовь к природе и любовь к творчеству, то рождается личность, которая своим искусством может и для других открывать эту самую потайную дверцу в мир прекрасного. Одним из таких людей и является Иван Васильевич Папенко. Папенко Иван Васильевич родился 16 ноября 1940 года в селе Карабутово Сумской области, на Украине. В семье было двое детей, Иван и Николай. Отец погиб в первый год Великой Отечественной Войны, их растили мать – Екатерина Павловна и бабушка.

Растить детей помогала семья директора школы, учителя по русскому языку, у которых не было своих детей и они жили по соседству. Учась в школе, полюбил рисование. Это увлечение и определило выбор его будущей профессии. После окончания школы – служба в армии. В 1962 году, сразу после службы, поступил на художественно- графический факультет Курского педагогического института. Преподавание у них вели художники-живописцы, графики, скульпторы. Много ездили по большим городам страны, посещали музеи и картинные галереи, учились рисованию у известных в то время художников.

Иван Васильевич пробовал рисовать в разной манере, но больше всего ему нравилась графика. Дипломная работа состояла из серии линогравюр, посвященных городу Курску. Защитил на «отлично». По распределению приехал с женой в город Черемхово в 1967 году. Оказавшись в нашем городе, стал вести преподавательскую работу в школах, педагогическом училище. Причём делал своё дело ответственно, с душой и полной отдачей сил.

Не менее увлеченно он отдавался творческой работе – писал акварелью, хорошо проявил себя и как график, гравер. Именно в Черемхово раскрылся его талант, как художника – не каждый из выпускников института с дипломом преподавателя рисования и черчения мог похвастаться своими успехами в изобразительном искусстве.

И все они увидели свет. В стенах редакции газеты «Черемховский рабочий» И.В.Папенко познакомился с журналистом Вадимом Александровичем Инешиным. Иван Васильевич был намного младше Вадима Александровича, но это не мешало их дружбе: их объединили общие интересы, любовь к живописи.

На вопрос: Почему авторы живописных полотен не всегда точно передают в своих работах то или иное состояние природы, уводят нас как бы в иной мир с иными красками.

Иван Васильевич отвечал:- Природа сама по себе, бесспорна, прекрасна. У неё надо постоянно учиться. Это аксиома, и её разделяют многие художники. Но ни в коем случае нельзя её слепо копировать в цвете.

Надо пропускать эту красоту как бы через себя, находить главное-колорит. В каждой работе обязательно должен незримо присутствовать сам автор. Конечно, у каждого художника есть свой почерк письма, свой стиль. Можно работать под Левитана или Шишкина, если речь идёт о пейзаже, под Хруцкого или Кончаловского, если речь идёт о натюрморте, но кому это нужно, зачем? При таком подходе художник, естественно, теряет свою индивидуальность, превращается в ремесленника.

Иван Васильевич постоянно искал свой стиль, свою манеру письма, а значит, и себя, как художника. Работая регулярно и много. Его часто можно было увидеть в разных местах города с небольшим этюдником, с папкой заранее приготовленных бумаг для этюдов, в его окрестностях, в зелёной зоне, обычно в районе лыжной базы. Он считал, что и в этих местах можно найти интересные сюжеты для картин. Он постоянно рисовал городские мотивы, находя в них тоже много интересного. Уже потом, дома, эти рисунки он переносил на линолеум и занимался гравированием. Его гравюры содержательны, исполнены технически грамотно. Рисунок в них точен, как точны и линии, и штрихи. Работал Иван Васильевич по ночам. Он любил это время суток, никто ему не мешал, ничто не отвлекало его от любимого занятия. То, что И. В. Папенко успел запечатлеть в своих гравюрах, поможет нам полнее понять и историю нашего города, и страницы трудовых будней угольщиков. Это и уголки старого города, которых уже нет в помине, это и шахты, которые ушли в прошлое, это и сценки шахтёрского быта, и многое другое. Эти гравюры не раз выставлялись при жизни художника, а после его трагической смерти и в новом художественном выставочном зале, о котором мечтал Иван Васильевич.

Любил Иван Васильевич работать и акварелью. Он хорошо владел техникой письма по-сырому. Об этом свидетельствуют его листы, сделанные им во время поездки по интересным местам-городам Прибалтики, по «Золотому кольцу России».

Они очаровывают своей, казалось бы, на первый взгляд простой и в то же время глубиной исполнения. Всё, что создавал художник, никогда не хранилось под спудом, он старался показать это благородным зрителям. Ему не терпелось выставить то, что он создал, что очаровало его, пленило. Выставлялся он и в фойе кинотеатра «Октябрь», в ДК шахты « Объединённая», в ДК им. Ленина, в парке культуры и отдыха, где он немного подрабатывал. Иван Васильевич выставлялся не только у нас в городе. Он был участником областной художественной выставки в городе Иркутске, некоторые его работы занесены в каталог Иркутского художественного музея.

Немалая заслуга И. В. Папенко состояла и в том, что он организовал при Доме пионеров студию юных художников. Десятки ребят проходили школу Папенко, как когда-то подобную школу проходили многие ребята и учащиеся педагогического училища у П. Ф. Требуховского.

Они учились не просто рисовать, но и понимать изобразительное искусство, знакомились с творчеством художников разных эпох и направлений. Рисунки учеников Папенко тоже выставлялись на суд общественности, это был для них настоящий праздник. Он методически выверено, без навязывания своей воли, давал простор творческой фантазии детям, а уж потом анализировал их работы, предоставлял им полное право на своё видение изображаемого.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)