Культура  | Автор: И.А.Бунин | Добавлено: 2015-01-27

Творчество И.А. Бунина

Сегодня много написано о необыкновенном таланте великого мастера слова Ивана Алексеевича Бунина. Его творчество является объектом для различного рода исследований. Многие литературоведы считают общепризнанным тот факт, что проза и поэзия в творчестве Бунина неразделимы. Сам писатель это часто подчёркивал. Он всегда публиковал стихи и прозу в общих сборниках. И.А.Бунин сказал в одном из интервью: «Прежде всего, я не признаю деления художественной литературы на стихи и прозу… поэтический элемент стихийно присущ произведениям изящной словесности одинаково как в стихотворной, так и в прозаической форме. Проза должна отличаться тональностью… к прозе не менее чем к стихам, должны быть предъявлены требования музыкальности и гибкости языка».

(из интервью Бунина «Московской газете», 1912 год). Необыкновенно ёмким языком владел И.А.Бунин. Каждое его слово значимо, точно. После прочтения его произведений уже не представляешь себе иначе сочетаний: холодная осень, поздний час, антоновские яблоки. Все эти словосочетания стали названиями рассказов Бунина, но его мастерство сделало их музыкально-поэтическими, и теперь за каждым названием скрываются образы и ассоциации.

П.Б.Струве в 1933 писал: «Основной особенностью дарования Бунина является, как и у Тургенева, необычайно яркая и мощная слитость дарования лирического с даром изобразительным и эпическим». Прозу Бунина многие исследователи называют прозой поэта, трудно с этим не согласиться. Метафоричность поэзии, её музыкальность и ритм вторгаются в прозу, заставляя читателя иначе воспринимать прозаический текст, заставляя иначе чувствовать, видеть, слышать.

А.Твардовский писал: « Бунин, как, может быть, никто из русских писателей, исключая, конечно, Л.Толстого, знает природу своего Подстепья, видит, и слышит, и обоняет во всех неуловимых переходах и изменениях времён года и сад, и поле, и пруд, и реку, и лес, и овражек, заросший кустами дубняка и орешник, и поселочную дорогу, и старинный тракт, обезлюдевший с прокладкой «чугунки». Бунин предельно конкретен и точен в деталях и подробностях описаний... Всё это придаёт его прозе, да и стихам, особо подкупающий характер невыдуманности».

Художественный мир Бунина обладает ярким своеобразием. Его манера узнаваема, её невозможно спутать ни с чем. Одной из особенностей произведений Бунина является то, что мы их чувствуем, осязаем, обоняем. Совершенно особое место занимает в творчестве мастера всё, что связано с запахами, ароматами. В произведениях Бунина, можно встретить множество ассоциаций, связанных с этими понятиями. Пожалуй, самые известные: запах антоновских яблок из одноимённого рассказа; «сухой смолистый аромат» из стихотворения «Детство». Когда мы их вспоминаем, то вместе с автором вдыхаем запах уходящего лета, чувствуем запах смолы и вдыхаем её густой аромат. Именно запахи помогают почувствовать нам настроение автора. О рассказе «Антоновские яблоки» В.А.Келдыш писал: « Подлинный герой рассказа – великолепная русская осень со всеми её красками, звучаниями и запахами…». С этим нельзя не согласиться. Ведь у каждого из нас, читателей, как только мы слышим сочетание «Антоновские яблоки» рождается в голове целый мир образов, запахов. Для каждого из нас они особые, неповторимые, но все объединяет ёмкое название рассказа Бунина.

В данной работе мы не касаемся прозаических произведений Бунина, потому что это особый пласт для исследовательской деятельности, а остановимся именно на стихотворениях.

Бунинская поэзия пронизана, пропитана звуками, запахами, светом,- всем, что связанно с жизнью в гармонии с природой. Вообще все произведения этого удивительного писателя напоены прозрачным воздухом, особым дыханием. Здесь будут рассмотрены лишь некоторые особенности художественной манеры Бунина-поэта: способность передавать запахи, создавать у читателя различные ассоциации.

Если мы заглянем в толковый словарь русского языка под редакцией Ожегова, мы увидим следующее:

Запах, - а, (-у), м. Свойство чего-нибудь, воспринимаемое обонянием. Запах сена. Запах цветов. Приятный запах. (Толковый словарь русского языка под ред. Ожегова С.И.; 2-е изд.- М.:АЗЪ, 1994.- С.209)

Аромат -а, -м. 1.Душистый приятный запах. Аромат полей.

2.перен. чего. неуловимый отпечаток, признак, дух чего-нибудь. Аромат молодости. (Там же. - С. 26)

У Бунина мы встретим все значения этих слов. Остановимся подробнее на прямых значениях слов «запах» и «аромат» и их употреблении.

Проанализировав произведения Бунина, мы приходим к мысли, что слово запах у писателя несёт на себе особенный смысл, носит множество едва уловимых оттенков и интерпретируется по-разному.

Даже беглый взгляд на названия лирических произведений И.А.Бунина позволяет в этом убедиться и даёт возможность почувствовать различные запахи: «Костёр», «Последняя гроза», «Зной», «Полями пахнет», «Морозное дыхание метели», «Ландыш». Сами названия рождают обонятельные и зрительные образы, хотя не все из них содержат в себе слово запах, дыхание, воздух. Слышишь сочетание «последняя гроза» и сразу чувствуешь запах, какой бывает во время грозы в конце знойного лета, когда природа уже готовится к переходу в другое время года.

Рассмотрим ассоциации, которые возникают у читателя, при чтении лирики поэта. Обработав более 200 стихотворений, мы отмечаем, что в творчестве поэта можно чётко выделить большую группу произведений, связанных с состоянием природы, человека в разное время года. Таких стихотворений мы насчитали около 150. Все исследуемые стихотворения мы разделили на тематические подгруппы по временам года. Укажем, что в качестве материала для данной работы были взяты только те стихотворения, где прямо или косвенно упоминаются ароматы, запахи, воздух – всё, что связано с дыханием, их около 85.

Времена года.

Особенной точностью словоупотребления всегда отличаются бунинские строки о различных состояниях природы. Он способен увидеть необычное и прекрасное в самых простых обыденных вещах и точно передать все свои мысли читателю. Особые запахи Бунин ощущал в такой привычной для всех смене времён года. Именно пограничные состояния природы вызывают особый интерес поэта, рождают самые дивные стихотворения. В каждом времени года для него есть своя прелесть, везде свой особый тонкий аромат. О чём бы не писал Бунин – о весеннем дне, о начале осени, о зиме, даже о смерти- произведения переполняет воздушная лёгкость, различные ароматы и запахи. Проследим это на примерах.

Времена года прекрасны в лирике Бунина. Помимо необыкновенно ёмких описаний картин природы, стихотворения дышат прозрачным воздухом, наполняются всеми запахами, присущими каждому из них. Нас переполняют ароматы лета, в других стихотворениях чувствуем, что «морозное дыхание метели ещё свежо» (стихотворение «Морозное дыхание метели…»), потом ловим тонкий запах молодого березняка, в котором «грибами пахнет и листвою. Чаще всего в стихотворениях встречаются описания, связанные с весной и ранней осенью, концом лета. Остановимся на них подробнее. Среди изученных стихотворений «весенняя» тема встречается более 30 раз, конец лета и начало осени - 40 раз, а зима-12 раз.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)