Культура  ->  Музыка  | Автор: Насачёва О.М. | Добавлено: 2015-01-28

Трудовые песни

Труд издревле формировал не только сознание человека, но и его искусство. Мы имеем в виду прежде всего трудовые песни, которые присущи всем народам. Трудовые песни по их роли в процессе труда можно подразделить на две группы: 1) песни, связанные непосредственно с процессом труда; 2) песни, отражающие разные виды труда, то есть исполняемые «около» труда. Их возникновение автор связывает с ритмичными движениями человека в процессе физического труда. К древнейшим видам движений относятся движения удара, топтания, трения, которые могли сопровождаться возгласами и другой реакцией человеческого голоса. Действительно, если обратиться к татарским трудовым песням, мы в них найдём отражение ритмичных движений в процессе тяжелого физического труда. Это—такмаки. Обратимся к этимологии этого слова.

Значение слова «такмак» — многообразно. Корень слова «так», судя по словарю В. В. Радлова, имеет такие существенные для нас значения, как «звук стука, произведенного топором, молотком», «звук топтания шагов». Эти значения дают возможность трактовать такмак как звукоподражание. Есть еще одно из многих значений этого корня — «болтать», то есть «быстро говорить» (та-кылдап). Обозначая это значение существительным, можно определить такмак как «скороговорка», то есть частая, нераспетая, короткая песня. Еще на одно значение необходимо обратить внимание — «такмак» у тобольских и казанских татар означает «загадка, пословица» или «говорить пословицами» (так-мак-лап), то есть рифмованной речью. Слова «такмак» и позволяет сделать некоторые предположения о его генезисе, то есть предположить, что как сам корень слова «так», так и само слово «такмак» могли возникнуть в процессе труда как звукоподражание. Это могли быть такие виды труда, как битье цепом по зерну, битье колотушками полотна. По-видимому, ритмичное словесное сопровождение коллективного монотонного труда в некоторой мере облегчало его, что и явилось одной из причин возникновения таких трудовых песен, как такмак. Можно предположить, что при этом равномерный ритм такмака, рифмованная речь еще более облегчали тяжелый труд. Здесь уже заметно близкое соприкосновение этой трудовой песни с поэзией, а затем и с неразвитым ее музыкальным сопровождением, каковым является речитатив, то есть омузыкаленная речь.

Четкость ритма, обусловленного четкостью движений в процессе труда, речитативность мелодии, необходимой для проговаривания рифмованных стихов четверостишия.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)