Дом  ->  Все для праздника  | Автор: Е. А. Минушкина | Добавлено: 2015-02-18

Традиции русской свадьбы

Обряды – важнейший элемент народной жизни. Они объединяли людей в рамках своей культуры. Среди них свадьбе принадлежит наиболее важное место. Народная свадьба – это не произвольный набор обрядовых действий, причитаний и песен, а исторически сложившаяся целостность, присущая какой-либо определенной местности. Традиционная русская свадьба строилась на основе определенных отношений между членами крестьянской семьи. С давних пор в свадебном обряде произошли значительные изменения. Отдельные его элементы или совсем исчезли, или заменились новыми. Зачастую современная свадьба представляет собой мешанину из псевдо-русских обрядов и европейских традиций. Попытка возродить местные традиции свадебных обрядов предпринималась Изборским СДК. Его директор Павлова Надежда Васильевна, считает, что в современный свадебный ритуал не только могут, но и должны входить старинные обряды. По словам Надежда Васильевны, среди молодых пар, вступающих в брак, достаточно часто возникает желание провести свадебное торжество по старинному обычаю. Чтобы возродить традиции изборских свадебных обрядов, прежде всего, необходимо их изучать.

Старинные традиции русской свадьбы

В конце XIX и в начале XX в России существовали три канона русской свадьбы: северная, среднерусская, восточная (сибирская). Псковские свадьбы справлялись по северному канону. Наиболее изучены этнографами традиции вологодских свадебных обрядов. К XII веку Вологодский край был покорен Новгороду, поэтому его традиционная культура принадлежит к новгородскому северному наследию. Хотя в народных традициях (обрядах, костюме) Псковщины и Вологды есть различия, вместе с тем, они во многом сходны. Такое несомненное сходство просматривается и в традициях свадебных обрядов.

Свадебное торжество органично входило в круг круглогодичных традиционных деревенских праздников. По окончании полевых работ начинались посиделки и супрядки, на которых девушки не только приданое себе готовили, но и суженного себе присматривали из числа молодцев, которые принимали участие в посиделках. А парни присматривали для себя невест-рукодельниц. Ухаживание продолжалось на святочных гуляниях, затем на Масленицу. После Пасхи, на Красную Горку, для молодежи устраивались особенные гуляния, с качелями и хороводами. На Троицу девушки березу завивали, на женихов гадали. Все лето, до Петрова дня гуляли и хороводы водили. С Петрова дня наступала страда деревенская (покос, а затем жатва). А осенью, убрав последний сноп, девки опять собирались на посиделки, вечорки, супрядки.

Вплоть до двадцатых годов прошлого столетия невест по-старинному высматривали на гуляньях. Нарядные девушки ходили рядами отдельно от парней, а парни одаривали девиц конфетами и пряниками. На гуляньях и родители присматривали сыну невесту или узнавали через людей. В старой деревне все невесты, как и женихи, были наперечет, и про каждую старухам, любительницам свадеб, заранее все было известно.

Большей частью свадьбы игрались зимой, в перерыве между двумя зимними постами, от Святок до Масленицы. Особенностью старинной русской свадьбы было то, что невесту выдавали замуж по воле родителей. Часто при этом невеста не видела жениха до свадьбы. Традиционная русская свадьба строилась на основе определенных отношениях между членами патриархальной семьи. В такой семье существовало следующее старшинство: по мужской линии – тесть или свекор, зятья, свояки, шурины; по женской линии – теща, свекровь, снохи, невестки, золовки, свояченицы. Вот эти категории семейственности играли важную роль в построении свадебного обряда. Обычно сыновья с семьями оставались при отце и жили под его главенством одним хозяйством. Если совместная жизнь разлаживалась, то совершался раздел, и сыновья с семействами выделялись в отдельные хозяйства или дома.

Дочери выходили замуж по очереди, по старшинству, после чего жили в семье мужа, а младшие дочери, которых еще не просватали, считались «на выданье». Иногда зятья принимали в дом тестя, если у него не было сыновей, а только дочери. Вот почему в патриархальной крестьянской семье так важно было рождение мальчиков.

Старинный свадебный обряд состоял из трех циклов:

  • предсвадебный – сватовство, осмотр дома жениха, рукобитье, богомолье, девичник, мальчишник, обрядовое мытье в бане.
  • свадебный – сбор свадебного поезда, приезд жениха за невестой, венчание, встреча молодых в доме родителей, привоз приданого, обряды после первой брачной ночи, центральное место – свадебный пир.
  • послесвадебный – «отводины» (визиты молодых к ближайшим родственникам).

Старинный свадебный обряд предполагал, что сватать невесту ездили родные жениха (чаще всего крестный отец или крестная мать), самому жениху участвовать в сватовстве не разрешалось. Сваты приезжали в хороших санях, нарядно одетые, обязательно подпоясывались новым узорчатым поясом. Промежуток времени от сватовства до свадьбы должен был составлять от недели до одного месяца. Сватовству предшествовали предварительные обсуждения и разговоры между родителями жениха и невесты. До сватовства никакие приготовления к свадьбе не велись. Сват садился за стол лицом к двери и говорил: «Прислал нас … (имя отца жениха), велел вам кланяться, не велел чваниться». Или: «У нас женишок, у вас – невеста, не свести ли их в одно место?» «У вас товар, у нас – купец». «У вас есть цветик, у нас – садочек. Нельзя ли перевести ваш цветочек в наш садочек?» Свата начинают угощать. Было принято, чтобы чай из самовара разливала сама невеста. Родители невесты отвечали свату: «Нам надо посоветоваться, невеста пойдет ли?» «Совет с невестой» – это просто обычай. Согласия невесты вовсе не требовалось, все решали родители. Если невеста «согласна», собирают родных жениха и невесты. Грубо отказывать свату не полагалось. Если родители невесты считали жениха для себя неподходящим, отговаривались или возрастом невесты (молода), или неготовностью приданого. Предлагали сватам приезжать через год, что означало вежливый отказ. Девушек отдавали замуж не слишком рано, обычно лет двадцати. Часто женихи были на три, четыре, даже на восемь лет младше невесты.

Смотреть дом жениха ездил отец невесты, если у невесты отца не было, то брат или дядя. Богатство, которое требовалось от жениха, заключалось в добротности дома, хозяйственных построек, наличии хлеба в закромах, скота во дворе, кроме того, жениху полагалось иметь много одежды и посуды, особенно медной. Иногда не обходилось без обмана, особенно если жених из другой деревни: показывали чужое, взятое на время добро. Если при выдачи дочери замуж с чувствами её не считались, то будет ли она жить в сытости и довольстве – дело чести её родителей. Недаром перед венцом, вручая дочь жениху, отец говорил: «Пои-корми сыто, наряжай честно».

Родитель отправляли дочь из дома не с пустыми руками. Основная часть приданого была наработана самой невестой. Здесь открывалось, успешно ли она пряла зимними вечерами, научилась ли ткать. Обязательными в приданом невесты были украшения: янтарные, жемчужные, стеклянные бусы, бисерные ожерелья – «гайтаны». Особенно богатой считалась невеста, в приданое которой давали корову. Невеста одаривала подарками всю родню жениха: дарила домотканую одежду, полотенца, пояса.

Свадебный ритуал начинался с рукобитья – сговор старших о невесте. У этого обряда есть еще одно название – «закрывание» («завешивание»). Невеста, даже если и хотела замуж, должна была делать вид, что горюет, не хочет выходить замуж. Она старалась затушить свечку, зажженную отцом перед иконой, пряталась в самых неожиданных местах (в дровяном сарае, даже в печке). Подружки невесты должны были ее отыскать, привести домой. Тогда отец закрывал лицо невесты платком и говорил: «Просватали». Подружки невеста повязывали этот платок особым способом, и до самой свадьбы невеста его не снимала, даже ночью. После того, как невесту «завесят», она падала в ноги отцу с матерью и начинала причитать, жалуясь на свою горькую долю, кручинясь о том, сто покидает дом родительский, уходит в чужую семью. Подружки ей в этом помогали. Сначала невеста причитала батюшке, потом матушке, родне, подругам. И во всех причитаниях невеста просила одного и того же: уговорить отца отложить свадьбу.

Через несколько дней после сватовства в доме невесты собирались ее родственники и родные жениха. Они окончательно договаривались о свадьбе, потом становились перед иконами и молились. После богомолья и до самой свадьбы невеста не выходила из дома, шила с подружками приданое. Жених приходил к невесте «на побывашки», приносил гостинцы, это способствовало более близкому знакомству людей, которые, как правило, раньше даже не видели друг друга.

Накануне свадьбы у невесты устраивался девичник, а у жениха – мальчишник. Смысл этих обрядов заключался в том, что молодые люди прощались с беззаботной жизнью: после свадьбы их жизнь менялась коренным образом. Девушки приносили в дом украшенную елочку, символизирующую девичество. Невеста прощалась со своей «девичьей красой», одаривала подруг лентами из своей косы. Подруги исполняли свадебные причитания.

Девушки ночуют в доме невесты, а накануне свадебного дня идут с наряженной елочкой или березкой в дом жениха, берут у него веник – парить невесту, а ему дают ее веник.

Утром свадебного дня и у жениха, и у невесты топят баню. В баню невеста ходила с подругами. Мытье в бане сопровождалось причитаниями. Иногда невесту сопровождала знахарка, которая совершала свадебные магические обряды. После бани подруги наряжали невесту, расчесывали ей волосы и убирали их «по-бабьи». Отныне невеста не могла носить прежнюю прическу – девичью косу.

Накануне свадьбы родные жениха готовят свадебные столы. Друзья жениха запрягают лошадей, украшают упряжь лентами, вышитыми полотенцами, подвешивают к дуге колокольчики и едут созывать гостей. Гости собираются в доме невесты.

За невестой приезжали жених и «бояре»: дружка (молодой холостой парень, родственник или товарищ жениха), его дядя или крестный, сватья (тетка или крестная жениха), сват (тот, что сватал невесту), другие родственники жениха. Отец и мать за невестой не ездили. Все празднично одетые, с узорными поясами. Дружка опоясывался полотенцем. С собой везли пиво и пироги. Обычай загораживать дорогу свадебному поезду появился уже во второй половине XX века и традициям старинной свадьбы не имеет никакого отношения. Но был обычай закрывать ворота или дверь в избу. Встречали жениха родители невесты, приглашали в дом, где стол уже был накрыт. Подруги невесты не пускали гостей за стол, требовали выкуп. Этнографы считают, что выкуп невесты сравнительно недавний обычай. После того, как жених одарит подруг невесты, а сваха выкупит «косу», невесту выводят к столу, сажают рядом с женихом. Подруги поют величальные песни. Во дворе «бояре» выкупают у девушек приданое невесты. Родители невесты благословляли молодых иконой, выводили их во двор. Жених и невеста отправлялись в церковь в разных повозках. По дороге в церковь подружки невесты пели не причитания, а свадебные песни.

После венчания молодые ехали в дом жениха. Невеста и жених садилась в одни сани. Дома их встречали с караваем и благословляли иконой родители жениха. Начиналось свадебное застолье. Никаких обрядовых песен, тем более причитаний не пели. Только пировали и веселились. Перед молодыми ставили один прибор, одну ложку, одну вилку. Молодой должен кормить жену. Молодая начинала раздавать дары, кланялась решительно всем гостям.

На следующий день жених с гостями ездил в гости к теще «на блины», и приглашал к себе в дом, где все опять садились за стол. Отец и мать зятя благодарили родителей молодой жены «за дочку». По традиции только на второй день свадьбы гости кричали: «Горько!» В последующие дни молодожены обходили поочередно родственников и принимали их у себя. На это уходило четыре-пять дней. Основные черты традиционной свадьбы и порядок ее проведения оставались примерно одинаковыми как в зажиточных, так и в бедных крестьянских семьях.

Старинные свадебные обряды Псковской губернии

Крестьянская свадьба Псковской губернии по описанию выдающегося знатока русской жизни Александра Васильевича Терещенко (XIX век) имеет свои отличительные особенности. По сведениям Терещенко, в зажиточных семьях сватать невесту нередко приходил священник местного прихода. Сначала он спрашивал согласия родителей выдать дочь замуж. Если родители соглашались, священник спрашивал согласия девушки. Получив от той положительный ответ, читал молитву и предлагал невесте целовать крест и образ. Жених посылал от своего имени в дом невесты дьячка, чтобы узнать, чем закончилось сватовство. Так совершался обряд рукобитья (помолвка).

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)