Традиции русской классической литературы
Серебряный век отмечен целыми созвездиями феноменальных поэтических дарований, и Валерий Яковлевич Брюсов – одно из наиболее ярких. Он был литературным критиком, переводчиком, историком литературы, пушкинистом, занимался редакционно-издательской деятельностью, теорией стиха, исследованием культуры. Это был «живой классик».
Говорить о Брюсове вне его творений нельзя. Читая и перечитывая произведения поэта, я несколько раз перечитал стихотворение «Кинжал». Эпиграф из Лермонтовского «Поэта» заставил задуматься над тем, как поэты, творившие в разное время, относились к своему ремеслу, ответить на вопрос, почему сегодня, изучая Брюсова, поэта 20 века, мы обращаемся к Лермонтову.
Во все времена поэты обращались к теме общественного поведения человека, выделяя в ней главный вопрос: о своем предназначении в этом мире.
Две эпохи, два поэта, два гения поэтического слова. Но.… Не один десяток лет отделяет их друг от друга. И все же сегодня мы говорим о творчестве обоих. И чтобы понять суть обращения к их произведениям, мне кажется, что нужно воссоздать картину времени, в котором жили поэты.
Разное время, разное восприятие жизни. Но обратимся непосредственно к стихотворениям. Произведение Лермонтова «Поэт» было написано в 1838 году. Это время первой ссылки поэта на Кавказ, она была непродолжительная. В феврале он был переведен в новгородский полк, в апреле Арсеньева, бабушка поэта, добилась полного прощения Лермонтова и возвращения его в гвардейский полк. Поэт вернулся в Петербург. Он уже известен, он автор стихотворения «Смерть поэта», «Бородино». И, несмотря на внимание светского общества, он сохранил неприязненное к нему отношение.
Тема стихотворения - общественное назначение поэта. Произведения В. Брюсова датировано 1903 годом. В это время поэт совершает поездку во Францию, Италию, где изучает культуру Возрождения, знакомится с Вячеславом Ивановым, выпускает книгу «Граду и миру». А Блок отметил, что в ней «есть преемничество от Пушкина - и по прямой линии».
Тема стихотворения та же, что и у Лермонтова. Итак, тема стихотворения: назначение поэта и поэзии. Но как она раскрыта? Отвечая на это вопрос, нужно глубже проследить за мыслью поэтов.
И в одном, и в другом творении упоминается кинжал, особенность обращения поэтов к этому предмету заключается, на мой взгляд, в том, что у Лермонтова это слово звучит уже в первой строке, у Брюсова - в последней строфе, причем четко определено: «кинжал поэзии».
У Даля кинжал- это коротенькая шпага, сабля разных видов; кортик, остроконечный обоюдоострый нож для укола. У Ожегова – колющее обоюдоострое оружие с коротким клинком. Кинжальный – действующий, производимый на очень близком расстоянии; кинжал – огонь.
Как же обыгрывают это слово поэты? У обоих использован прием развернутого сравнения - сравнение поэта с кинжалом.
Обращает на себя внимание и язык произведений. Я прежде всего обратил внимание на то, что в первой строфе у Лермонтова и у Брюсова всего два- три глагола настоящего времени, зато прилагательные бросаются в глаза: «отточенный и острый» у Лермонтова и «золотой, надежный» у Брюсова.
Разумеется, нельзя не отметить и художественное своеобразие этих произведений.
У Лермонтова мы находим обилие эпитетов и метафор: «таинственный закал», «бранный восток», «страшный след», «изнеженный век», «могучее слово», «гордый язык», «ветхая краса», «ржавчина презренья». Сравнения, как магниты, притягивают внимание читателя, заставляя его глубже осознать смысл стихотворения: «как чаша для пиров», «как божий дух» и т.д. У Брюсова мы не встречаем пышных сравнений, и по наличию художественно-изобразительных средств оно проигрывает Лермонтовскому, но образы остаются четкими и запоминающимися.
Различен и синтаксис произведений. У Брюсова большое количество сложноподчиненных предложений с придаточными временами в первых двух сторофах и сложносочиненных в последних трех. И в последней строфе мы видим только одно восклицательное предложение. Но сколько в нем эмоций! Оно звучит как итог, утверждение основной идеи произведения.
По наличию синтаксических конструкций стихотворение Лермонтова значительно богаче: мы встречаем и обращения, и восклицательные, и вопросительные предложения. Итак, мы приходим к выводу, что, в общем, стихотворения двух поэтов сходны по выбранной теме и частично по способам раскрытия ее. И теперь уже можно ответить на вопрос: почему мы, читая Брюсова, обращаемся к Лермонтову.
Брюсов вошел в историю отечественной культуры как организатор и «мэтр» символического движения, нового направления в русской литературе. Но в своем творчестве он воссоединил строгие заветы классики и поиск новейших поэтических средств, продолжил традиции русской классической литературы, утверждая, что «создание искусства- приотворение двери в вечность».
Комментарии